N°221
30 ноября 2006
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  30.11.2006
Книга жалоб на предложения
Конституционный суд обязал правительство рецензировать все законопроекты

версия для печати
Конституционный суд России вчера признал не соответствующей Основному закону одну из норм регламента правительства -- теперь кабинет министров обязан отвечать на все законопроекты, присланные субъектами законодательной инициативы. Если учесть, что таких субъектов в России около 800, есть опасения, что правительству придется отложить всю работу и заниматься преимущественно написанием заключений на законотворческие упражнения.

Пункт 100 регламента правительства наделял его правом возвращать без заключения законопроекты, требующие выделения средств из федерального бюджета, но не имеющие финансово-экономического обоснования таких затрат. Без этого заключения правительства законодательные инициативы не могут быть рассмотрены Госдумой. Таким образом, посчитал Конституционный суд, эта норма «с точки зрения установленного Конституцией РФ разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную не соответствует Конституции РФ». Потому что внесение в Госдуму законопроекта ставится «в зависимость не от воли субъекта права законодательной инициативы, а от одностороннего усмотрения правительства РФ или даже его аппарата». Хотя, например, отрицательное заключение правительства препятствием для рассмотрения законопроекта в Думе не является.

КС приступил к рассмотрению этого дела месяц назад по запросу Томской областной думы. Представляющий интересы депутатов глава правового комитета облдумы Григорий Шадрин рассказал судьям, что большая часть из 48 законодательных инициатив, поданных его томскими коллегами, была отклонена по причине отсутствия финансово-экономических обоснований.

Истец Шадрин пожаловался, что регламент правительства не содержит четких требований к тексту обоснования, и депутаты просто не знают, какие сведения можно считать достаточными. Также региональным законодателям сложно оценить финансовые последствия предлагаемого закона для всей страны в силу недостаточности полномочий и информации.

Представитель правительства в Конституционном, Верховном и Высшем арбитражном судах Михаил Барщевский в интервью «Времени новостей» пояснил, что если у законопроекта не было финансово-экономического обоснования, правительство давало не заключение, а отзыв. Например, с просьбой к авторам представить финансово-экономическое обоснование, чтобы кабинет министров мог законопроект рассмотреть.

«Насколько я понимаю, теперь открыт путь для лавины необоснованных, не просчитанных, экономически волюнтаристских законопроектов, -- объяснил г-н Барщевский. -- И вся эта лавина обрушится на Минфин, МЭРТ и все другие ведомства. В предвыборный год возникают большие соблазны для популистских законопроектов, авторы которых прекрасно понимают, что они не будут приняты, но зато у них появляется возможность показать избирателям, какие они хорошие».

Председатель комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Юрий Шарандин, комментируя «Времени новостей» решение КС, назвал его серьезным поворотом во взаимоотношениях субъектов законодательной инициативы и правительства. Но сенатор тоже опасается возникновения трудностей у правительства: «Кабинет министров вряд ли сможет так реагировать, постановление Конституционного суда ставит их в безвыходное положение, это чрезвычайная нагрузка. Но решения КС не обсуждаются».

Решить проблему, по мнению сенатора, можно было бы установкой фильтров, определенных барьеров перед явно некорректными законотворческими движениями. «Для этого надо, чтобы все законопроекты сначала попадали в Госдуму, а на заключение правительства отправлялись только после того, как профильные комитеты или руководство Госдумы выскажутся по этому поводу. Даже если есть четко обоснованный законопроект, который нижняя палата парламента признает несвоевременным, политически ненужным, неактуальным, то его не передают в правительство. Речь не об одобрении проекта, а о его приемлемости в дискуссионном плане», -- полагает г-н Шарандин.

Михаил Барщевский высказывается за принятие закона о порядке принятия законов, в котором можно было бы урегулировать процесс: «Пока такого закона нет, но несколько подобных законопроектов лежат в Думе давным-давно».
Дарья ГУСЕВА, Михаил ВОРОБЬЕВ


  ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА  
  • //  30.11.2006
Кирилл Каллиников
Коммунисты предложили "коррупционному государству" план борьбы с коррупцией
Президиум ЦК КПРФ во вторник выступил с рядом предложений по борьбе с коррупцией, адресованных непосредственно президенту России, правительству, Государственной думе и Генеральной прокуратуре... >>
//  читайте тему:  Борьба с коррупцией
  • //  30.11.2006
Михаил Циммеринг
Сведения о катастрофической нехватке средств в региональных бюджетах сильно преувеличены
С улучшением финансово-экономической ситуации в России, выстраиванием новой системы межбюджетных отношений и общим ужесточением вертикали власти, похоже, жалобы региональных чиновников на то, что федеральный центр обдирает территории как липку, забирает львиную долю налогов, передавая одновременно на уровень субъектов новые расходные полномочия, становятся все тише... >>
  • //  30.11.2006
Конституционный суд обязал правительство рецензировать все законопроекты
Конституционный суд России вчера признал не соответствующей Основному закону одну из норм регламента правительства -- теперь кабинет министров обязан отвечать на все законопроекты, присланные субъектами законодательной инициативы... >>
  • //  30.11.2006
Экспертное управление президента все еще надеется вернуть налог с продаж
Несмотря на обнародованные на прошлой неделе и одобренные правительством планы Министерства финансов по реформе администрирования налога на добавленную стоимость, представители администрации президента продолжают говорить об альтернативном способе решения этой проблемы... >>
  • //  30.11.2006
Теорией заговора по-прежнему можно объяснить многое в российской политике
Чем ближе президентские выборы 2008 года, тем больше интереса к любимой теме российских политологов -- теме заговора. Теория заговора -- вещь удивительная и дающая обильную пищу для захватывающих сюжетов... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ