N°206
09 ноября 2006
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  09.11.2006
Совершенно секретно
Российский бизнес не стремится к информационной открытости

версия для печати
Прозрачность российского бизнеса остается на низком уровне, говорится в опубликованном вчера исследовании рейтингового агентства Standard&Poor`s: индекс транспарентности компаний (то есть процент раскрываемой ими информации) вырос по сравнению с прошлым годом лишь на три процентных пункта -- с 50 до 53%. А с учетом поправок на изменение методологии повышение составило и вовсе 0,9 процентного пункта. Инвестаналитики связывают это с тем, что лишь немногие компании заинтересованы в увеличении своего капитала посредством повышения публичности. О прозрачности они начинают заботиться только тогда, когда не остается других способов изыскать средства.

«Хотя некоторые улучшения и происходили, общая тенденция в сфере информационной прозрачности в России близка к стагнации», -- отмечают исследователи. Среди основных мотивов улучшения раскрытия структуры собственности S&P называет не только возросшую уверенность российских компаний в том, что дело ЮКОСа является единичным случаем, но и их стремление удовлетворять информационным потребностям международных инвесторов. Зачастую это связано с уже совершенным или планируемым IPO.

Согласно исследованию в этом году по уровню прозрачности лидируют сотовый оператор МТС и «Мечел». В пятерку лидеров также входят «Ростелеком», «Голден Телеком», и «Вимм-Билль-Данн». «Компании, которые лидируют в списке -- МТС и «Мечел», -- не отличались в последнее время хорошей динамикой на рынке акций, -- указывает аналитик инвестиционного департамента ВТБ-24 Станислав Клещев. -- Поэтому им необходимо увеличивать привлекательность с помощью повышения публичности. Заинтересованность в росте капитализации является основным фактором проведения политики прозрачности».

Средние показатели информационной прозрачности российских компаний, включенных в листинги основных российских и международных бирж, существенно различаются. Это в значительной степени связано с различиями в требованиях к раскрытию информации, сопутствующих соответствующему листингу. Самые строгие требования предъявляются к компаниям, акции которых котируются в США. Средний показатель транспарентности компаний, имеющих листинг на Нью-Йоркской фондовой бирже, составляет 76%. У 20 компаний, котируемых на Лондонской фондовой бирже, где требования мягче, но все же достаточно строги, этот показатель равен 61%. Кстати, как отмечают авторы исследования, «рост транспарентности компаний с высокими баллами прекратился после того, как они вышли на уровень раскрытия информации, отвечающий требованиям регулирующих органов».

По данным исследования, российскими компаниями слабо раскрывается информация о вознаграждении директоров и высшего менеджмента, прогнозы развития компании, сведения о вознаграждении аудитора и статистика по работе совета директоров.

«Операционная деятельность, концепция развития компании и другие сведения о корпоративном управлении у нас не очень прозрачны", -- говорит Станислав Клещев. Как отмечает эксперт, эти факторы имеют большее значение для зарубежных, чем для отечественных инвесторов. «Например, российским инвесторам не особенно интересно, сколько получает аудитор, а для иностранцев это очень важно», -- говорит г-н Клещев.

«Некоторая прозрачность существует только среди основных фишек рынка, -- считает начальник аналитического отдела ФК «Мегатрастойл» Александр Разуваев. -- Однако даже здесь существует множество пробелов. Например, «Сургутнефтегаз» до сих пор не публикует консолидированную отчетность».

Наиболее прозрачными компаниями, по данным S&P, являются частные. В то же время, если сравнить результаты трех наиболее прозрачных частных компаний и трех компаний, контролируемых государством, то они различаются всего на 3,6%. Это показывает, что раскрытие информации наиболее прозрачными государственными компаниями, которые выпускают долговые инструменты или акции на открытом рынке, в терминах прозрачности может быть сопоставимым с частными компаниями.

Присутствовавший на презентации исследования S&P заместитель руководителя ФСФР Владимир Гусаков заявил, что результаты важны для регулятора. «На сегодняшний день требования общие для всех, -- сказал он. -- Однако осуществлять правоприменение ко всем компаниям невозможно, да и не нужно». По мнению г-на Гусакова, на законодательном уровне необходимо предписать раскрытие информации для публичных компаний, то есть тех, у которых проспекты ценных бумаг прошли государственную регистрацию.

===========================================================

Исследование информационной прозрачности российских компаний подготовлено Standard&Poor`s при поддержке фондовой биржи ММВБ и Европейского банка реконструкции и развития. Объектами исследования стали 70 российских компаний. Анализировалась информация по состоянию на 10 августа 2006 года. Методология учитывает информацию, содержащуюся в трех основных источниках общедоступной информации: в годовых отчетах, на веб-сайтах и в отчетности, предоставляемой в регулирующие органы.

==========================================================

Рейтинг российских компаний по информационной прозрачности
2006 2005 2004 Компания Общий балл в 2006-м, %
1 1 3 Мобильные телесистемы 79
2 3 42 Мечел 77
3 5 17 Golden Telecom 76
4 2 1 Ростелеком 76
5 4 2 Вимм-Билль-Данн 75
6 11 12 Волга-Телеком 74
7 5 4 Вымпелком 73
8 7 8 Северо-Западный телеком 72
9 22 - АФК «Система» 70
10 10 16 Южная телеком. компания 68
11 - - Новолипецкий меткомбинат 68
12 - - Роснефть 66
13 - - Комстар-ОТС 66
14 16 11 Газпром 66
15 - - Полюс-Золото 65
16 9 6 ЛУКОЙЛ 65
17 18 7 Норникель 64
18 33 34 Кузбассэнерго 63
19 13 10 Центр Телеком 62
20 14 18 Сибирьтелеком 61
21 12 13 Уралсвязьинформ 60
22 17 22 Силовые машины 60
23 - - Газпром нефть 60
24 31 32 Северсталь 60
25 19 9 Мосэнерго 59


...
31 35 29 Сбербанк 57


...
33 26 19 РАО «ЕЭС России» 55
34 36 - НОВАТЭК 55


...
42 52 - Группа «Евраз» 52


...
49 23 25 ТНК-BP 46


Источник: Standard & Poor's
Николай КОЧЕЛЯГИН


  БИЗНЕС И ФИНАНСЫ  
  • //  09.11.2006
Михаил Циммеринг
Представитель Центробанка предложил отменить банковскую тайну
Борьба с криминалом в банковской системе может привести к полной отмене банковской тайны в России. Представитель Центробанка на вчерашнем заседании межрегионального банковского совета при Совете Федерации выступил с инициативой предоставить правоохранительным органам полный доступ к информации, представляющей банковскую тайну... >>
  • //  09.11.2006
Алексей Высоцкий
«Газпром» еще позавидует «Газпром нефти»
В Петербурге вчера открылась выставка архитектурных проектов административного здания для «Газпрома». Небоскреб высотой от 300 метров с видом на Смольнинский собор должен появиться в Красногвардейском районе города на набережной реки Охты через десять лет и стать «архитектурной доминантой» северной столицы... >>
  • //  09.11.2006
Москва и Минск будут решать газовую проблему в последний момент
Вероятность повторения перебоев поставок российского газа в новогодние праздники вновь нарастает. На этот раз история может повториться на белорусском направлении. Москва и Минск кардинально расходятся по ключевому вопросу -- о цене газа на 2007 год... >>
  • //  09.11.2006
Повышение Россией цен на энергоносители вызвало политический кризис в Грузии
Известие о том, что «Газпром» в случае отсутствия контракта на закупку газа прекратит с 1 января 2007 года поставлять сырье грузинским компаниям, спровоцировало очередной раунд политических дебатов в Тбилиси... >>
  • //  09.11.2006
«Северсталь» не смогла дорого продать свои акции в ходе IPO
Компании «Северсталь» не удалось дорого продать свои акции в ходе вчерашнего IPO на Лондонской фондовой бирже. Аналитики объясняют это конъюнктурой: одновременно с «Северсталью» размещение проводили Челябинский цинковый завод и Трубная металлургическая компания... >>
  • //  09.11.2006
Nordea купил российский Оргрэсбанк
Почти пять месяцев потребовалось скандинавскому банку Nordea AB, чтобы выполнить свое обещание купить в России банк. Вчера стало известно о продаже Nordea 75,01% акций среднего по величине Оргрэсбанка за 313,7 млн долл... >>
  • //  09.11.2006
Российский бизнес не стремится к информационной открытости
Прозрачность российского бизнеса остается на низком уровне, говорится в опубликованном вчера исследовании рейтингового агентства Standard&Poor`s: индекс транспарентности компаний (то есть процент раскрываемой ими информации) вырос по сравнению с прошлым годом лишь на три процентных пункта -- с 50 до 53%... >>
  • //  09.11.2006
Reuters
Шеф правления Volkswagen неожиданно покидает свой пост
Во вторник поздно вечером крупнейший европейский автоконцерн Volkswagen выступил с сенсационным сообщением: 58-летний председатель правления предприятия Бернд Пишетсридер добровольно покинет свой пост к концу года... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика