Время новостей
     N°206, 09 ноября 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  09.11.2006
Совершенно секретно
Российский бизнес не стремится к информационной открытости
Прозрачность российского бизнеса остается на низком уровне, говорится в опубликованном вчера исследовании рейтингового агентства Standard&Poor`s: индекс транспарентности компаний (то есть процент раскрываемой ими информации) вырос по сравнению с прошлым годом лишь на три процентных пункта -- с 50 до 53%. А с учетом поправок на изменение методологии повышение составило и вовсе 0,9 процентного пункта. Инвестаналитики связывают это с тем, что лишь немногие компании заинтересованы в увеличении своего капитала посредством повышения публичности. О прозрачности они начинают заботиться только тогда, когда не остается других способов изыскать средства.

«Хотя некоторые улучшения и происходили, общая тенденция в сфере информационной прозрачности в России близка к стагнации», -- отмечают исследователи. Среди основных мотивов улучшения раскрытия структуры собственности S&P называет не только возросшую уверенность российских компаний в том, что дело ЮКОСа является единичным случаем, но и их стремление удовлетворять информационным потребностям международных инвесторов. Зачастую это связано с уже совершенным или планируемым IPO.

Согласно исследованию в этом году по уровню прозрачности лидируют сотовый оператор МТС и «Мечел». В пятерку лидеров также входят «Ростелеком», «Голден Телеком», и «Вимм-Билль-Данн». «Компании, которые лидируют в списке -- МТС и «Мечел», -- не отличались в последнее время хорошей динамикой на рынке акций, -- указывает аналитик инвестиционного департамента ВТБ-24 Станислав Клещев. -- Поэтому им необходимо увеличивать привлекательность с помощью повышения публичности. Заинтересованность в росте капитализации является основным фактором проведения политики прозрачности».

Средние показатели информационной прозрачности российских компаний, включенных в листинги основных российских и международных бирж, существенно различаются. Это в значительной степени связано с различиями в требованиях к раскрытию информации, сопутствующих соответствующему листингу. Самые строгие требования предъявляются к компаниям, акции которых котируются в США. Средний показатель транспарентности компаний, имеющих листинг на Нью-Йоркской фондовой бирже, составляет 76%. У 20 компаний, котируемых на Лондонской фондовой бирже, где требования мягче, но все же достаточно строги, этот показатель равен 61%. Кстати, как отмечают авторы исследования, «рост транспарентности компаний с высокими баллами прекратился после того, как они вышли на уровень раскрытия информации, отвечающий требованиям регулирующих органов».

По данным исследования, российскими компаниями слабо раскрывается информация о вознаграждении директоров и высшего менеджмента, прогнозы развития компании, сведения о вознаграждении аудитора и статистика по работе совета директоров.

«Операционная деятельность, концепция развития компании и другие сведения о корпоративном управлении у нас не очень прозрачны", -- говорит Станислав Клещев. Как отмечает эксперт, эти факторы имеют большее значение для зарубежных, чем для отечественных инвесторов. «Например, российским инвесторам не особенно интересно, сколько получает аудитор, а для иностранцев это очень важно», -- говорит г-н Клещев.

«Некоторая прозрачность существует только среди основных фишек рынка, -- считает начальник аналитического отдела ФК «Мегатрастойл» Александр Разуваев. -- Однако даже здесь существует множество пробелов. Например, «Сургутнефтегаз» до сих пор не публикует консолидированную отчетность».

Наиболее прозрачными компаниями, по данным S&P, являются частные. В то же время, если сравнить результаты трех наиболее прозрачных частных компаний и трех компаний, контролируемых государством, то они различаются всего на 3,6%. Это показывает, что раскрытие информации наиболее прозрачными государственными компаниями, которые выпускают долговые инструменты или акции на открытом рынке, в терминах прозрачности может быть сопоставимым с частными компаниями.

Присутствовавший на презентации исследования S&P заместитель руководителя ФСФР Владимир Гусаков заявил, что результаты важны для регулятора. «На сегодняшний день требования общие для всех, -- сказал он. -- Однако осуществлять правоприменение ко всем компаниям невозможно, да и не нужно». По мнению г-на Гусакова, на законодательном уровне необходимо предписать раскрытие информации для публичных компаний, то есть тех, у которых проспекты ценных бумаг прошли государственную регистрацию.

===========================================================

Исследование информационной прозрачности российских компаний подготовлено Standard&Poor`s при поддержке фондовой биржи ММВБ и Европейского банка реконструкции и развития. Объектами исследования стали 70 российских компаний. Анализировалась информация по состоянию на 10 августа 2006 года. Методология учитывает информацию, содержащуюся в трех основных источниках общедоступной информации: в годовых отчетах, на веб-сайтах и в отчетности, предоставляемой в регулирующие органы.

==========================================================

Рейтинг российских компаний по информационной прозрачности
2006 2005 2004 Компания Общий балл в 2006-м, %
1 1 3 Мобильные телесистемы 79
2 3 42 Мечел 77
3 5 17 Golden Telecom 76
4 2 1 Ростелеком 76
5 4 2 Вимм-Билль-Данн 75
6 11 12 Волга-Телеком 74
7 5 4 Вымпелком 73
8 7 8 Северо-Западный телеком 72
9 22 - АФК «Система» 70
10 10 16 Южная телеком. компания 68
11 - - Новолипецкий меткомбинат 68
12 - - Роснефть 66
13 - - Комстар-ОТС 66
14 16 11 Газпром 66
15 - - Полюс-Золото 65
16 9 6 ЛУКОЙЛ 65
17 18 7 Норникель 64
18 33 34 Кузбассэнерго 63
19 13 10 Центр Телеком 62
20 14 18 Сибирьтелеком 61
21 12 13 Уралсвязьинформ 60
22 17 22 Силовые машины 60
23 - - Газпром нефть 60
24 31 32 Северсталь 60
25 19 9 Мосэнерго 59


...
31 35 29 Сбербанк 57


...
33 26 19 РАО «ЕЭС России» 55
34 36 - НОВАТЭК 55


...
42 52 - Группа «Евраз» 52


...
49 23 25 ТНК-BP 46


Источник: Standard & Poor's

Николай КОЧЕЛЯГИН