N°135
01 августа 2006
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  01.08.2006
Мятежные
«Три сестры» завершили гастроли литовского театра

версия для печати
Малый театр Вильнюса, за шесть дней гастролей показавший пять спектаклей, покинул Москву. Точно так же, как военные покинули губернский город в чеховской пьесе. Впрочем, поставленные Римасом Туминасом «Три сестры» не о прощании и не о крушении надежд. Ностальгии об ушедшем времени у ученика Эфроса тоже нет.

Туминасовские «Три сестры» -- поэма о стойкости тех, кто не ушел, о тех, кто борется. И в самой лермонтовской цитате как будто слышится режиссерский глас (недаром лучший из спектаклей Туминаса -- «Маскарад»). Как положено, декламирует стихи («А он, мятежный, просит бури») Соленый -- и не так уж он здесь несносен. Почтительно признается Ирине в любви и без угрозы, по-мужски обещает убрать счастливых соперников. Когда приходит время дуэли, то слова Чебутыкина «Одним бароном больше, одним меньше -- не все ли равно?» звучат спокойным оправданием поступка Соленого. Действительно, Тузенбах убит на честной дуэли. Режиссер выбирает сильного: Соленый -- уверен, Тузенбах -- мягок, сестры -- тверды, Андрей -- слаб. Даже Наташа лишена пошлости и быта, просто скороговорчива.

В одном из интервью Туминас сказал, что ему достаточно огня, воды и земли, чтобы сделать спектакль. Для метафорического спектакля «В ожидании Годо» -- достаточно. В «Сестрах» у него нет ни воды, ни огня, ни камней, лишь затянутая в черное сцена с квадратным помостом и стулья с чемоданами -- в первые минуты казалось, что где-то все это уже было. Но конкретный чеховский текст Туминас буквально распыляет в музыке и ритме. Каждая сцена расписана чуть ли не по тактам. И чутким музыкальным персонажем оказывается несостоявшийся муж, Тузенбах; он даже однажды соберет всех в один оркестр и продирижирует им -- может быть, в самой пленительной сцене спектакля. А все носятся, кричат, уходят и приходят -- в этом круговорот жизни. На сей раз без полутонов, либо все, либо ничего.

Чего стоит хлыст в руках Ирины (Эльжбета Латенайте)! Девчонка, мечтающая о любви и настоящей жизни, с остервенелым взглядом погоняет взрослых, как лошадей на арене цирка. Запоминается не что она произносит, а как. Ее монологи -- смелые пластические этюды. Сцена признания Тузенбаха, который впился в горло Ирине, видимо, в поисках «потерянного ключа от дорогого рояля», выглядит балетным дуэтом. Вершинин выражает свою радость от встречи с сестрами крепким похлопыванием по хрупким плечам. Между ним и Машей в миг объяснения встает как преграда подушка. Маша (Валда Бичкуте), похожая на высыхающее дерево, из которого на глазах выходят соки, вдруг однажды улыбается, обвивается вокруг Вершинина.

Сцена с резвящимися на снегу военными, безусловно, самая красивая в спектакле. Белый цвет особо любим Туминасом -- вспомним «Маскарад». В ход идут подушки (и та, что была у Маши с Вершининым), из них лепят снеговиков, строят пирамидки; белый цвет рубах на белой простыне -- своего рода белый мятеж. А ведь три сестры для Туминаса и есть олицетворение мятежной силы, в финале они все сильнее и сильнее раскачиваются в унисон, захватывая пространство. Остаются ждать новых бурь, чтобы преодолевать и их. Каждая на своем месте, а вместе -- как стихия. И для этого им не нужна столица.

Посмотреть Туминаса, однако, пришла вся Москва.
Варвара ВЯЗОВКИНА
//  читайте тему  //  Театр


реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  01.08.2006
«Три сестры» завершили гастроли литовского театра
Малый театр Вильнюса, за шесть дней гастролей показавший пять спектаклей, покинул Москву. Точно так же, как военные покинули губернский город в чеховской пьесе. Впрочем, поставленные Римасом Туминасом «Три сестры» не о прощании и не о крушении надежд... >>
//  читайте тему:  Театр
  • //  01.08.2006
Отечественные мелодрамы похожи на оливье без майонеза
Маугли по имени Егор, дремучий, как непроходимые леса, наивный, как малыш в песочнице, и невинный, как Адам до встречи с Евой, переносится прямо из глухой тайги в Москву, чтобы жениться на ведущей эротического шоу Ангелине, с которой случайно познакомился в родных дебрях... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  01.08.2006
На фестивале «Руисрок» отметились не только знаменитости
Лето в Финляндии -- пора музыкальных фестивалей. Они проходят тут буквально каждую неделю. Группы перекочевывают с фестиваля на фестиваль, а финские рокеры просто не успевают просохнуть от алкогольных возлияний и обрести слух... >>
//  читайте тему:  Музыка
  • //  01.08.2006
Сергей Хачатуров
Фестиваль «АРХстояние» как лаборатория «смиренной архитектуры»
«Смиренной архитектурой» была названа выставка Ольги и Александра Флоренских конца 90-х. Выставка посвящалась будкам, беседкам, сараям -- всем тем умильно малым и умаленным формам, что лишены амбиций и работают как чистая функция... >>
//  читайте тему:  Выставки
//  читайте тему:  Архитектура
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика