N°52
29 марта 2005
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  29.03.2005
Наталья Разина
Мужчина и женщина
На Мариинском фестивале прошел бенефис Дианы Вишневой

версия для печати
Петипа--Баланчин--Форсайт -- это теперь у мариинских балерин в крови, как «три источника -- три составные части» у того поколения, что старше на четверть века. Артистки могут спорить с репетиторами и начальством (когда, как в случае с Форсайтом, хореограф жив, могут объяснить все про профессию, свое и его место в ней и самому хореографу), но вот приходит время бенефиса -- что оказывается в программе? «Тени», «Рубины», In the middle somewhat elevated. Очень хочется выйти в белой пачке, сурово указать пальцем на театральные небеса раскаявшемуся изменщику-Солору и свертеть па-де-шаль так, будто ты и впрямь привидение: замедленно, мечтательно и строго. Хочется поиграть в рубиновом платьице в американский мюзик-холл -- не в современный даже, а в какой-то «Дикий Запад», чтобы пуанты то ковбойскими ножами взрезали воздух, то лапками кабаретных див ласкали пол. И хочется проверить себя вот в этой схватке, в этой железной битве воль, мускулов и выучки -- в сражении мужчины и женщины, вышедших на сцену в почти что обыденных балетных трико. Это все -- выдержки из ежедневного репертуара Мариинки (счастлив театр, позволивший себе такой набор в афише) и ежедневная работа Дианы Вишневой (а что сделана на бенефисе была сверхблистательно -- тоже не новость, она вообще-то практически всегда так танцует). Но в этот вечер выяснилось, что есть еще одна тема, одна история, один мотив, интересующий Диану Вишневу. Специально для нее в Мариинку свой спектакль Les bras de mer (на музыку Яна Тирсена) перенес хореограф Пражского национального балета Петр Зуска -- и сам его вместе с Дианой станцевал.

По французскому словарю, bras de mer -- это «узкий залив», «пролив». В фонограмме слышится шум волн. Стол на сцене, на нем стул; Диана сидит, Зуска стоит за ее плечом -- классическая композиция со старой фотографии. Черный фон задника, золотистый снопяной свет -- будто тихое сияние соломы или мерцание песка. Нам предлагают историю деревенскую, приморскую, из той жизни, где все натурально и правильно, а снаружи кажется -- грубо и просто. У женщин и мужчин свои роли, и женщина доверяет своему мужчине (несколько поддержек, в которых балерина откровенно рискует свернуть себе шею, если партнер ее вовремя не подхватит). Она сильная, эта женщина, буквально, физически сильная -- в момент разлада, когда стол падает набок, она, лежа на полу, так его отшвыривает, упершись ногами в столешницу, что он проезжает весьма приличное расстояние. Но она -- женщина, и помечтать ей хочется, и не то чтобы полетать -- ну какие в этой жизни полеты, -- но вот встать на одной ноге на ножку перевернутого стола, и чтобы он за руку придержал. И спрятаться под стол может, и скорчиться, и, когда уж совсем тошно, младенцем свернуться на столе. Лишь одного она не допускает -- слабости, перемены роли. Для того чтобы она ушла совсем, ему надо всего лишь сесть на стул и позволить, чтобы она встала за спиной -- вот тогда уйдет и бросит.

В хореографии -- да, конечно, следы Матса Эка, с его стремлением на секунду зафиксировать аффектированную позу, но уж кто из современных хореографов не испытал влияния шведского гения, таким надо сразу дарить театр с президентским грантом в придачу. Еще более явственны другие следы. Зуска поставил свой спектакль в Праге всего пару лет назад, но вот этот свет, эта тоска по основательности и простоте, уравненной с честностью, хорошо нам знакомы. Семидесятые, прибалтийские дюны -- как место мысленного побега после того, как прежняя -- пражская -- территория для таких побегов была проутюжена танками. Три источника -- три составные части, говорите вы? Балерина, празднующая десять -- всего десять -- лет творческой деятельности? Это все у нас в крови, у всех, у балетных и небалетных. Но вот вокруг есть Петипа, Баланчин и Форсайт. Тем и спасаемся.
Анна ГОРДЕЕВА
//  читайте тему  //  Танец


  КУЛЬТУРА  
  • //  29.03.2005
Александр Миридонов
Организаторы выставки "Осторожно, религия" приговорены к штрафу
В Таганском райсуде Москвы вчера был оглашен приговор по скандальному уголовному делу в отношении организаторов выставки «Осторожно, религия!», обвинявшихся в возбуждении религиозной розни... >>
  • //  29.03.2005
Деятели культуры прокомментировали для газеты "Время новостей" приговор по делу о выставке в музее им. Сахарова... >>
  • //  29.03.2005
Французская криминальная драма «36, Набережная Орфевр» на московских экранах
Французское кино сегодня бывает двух видов -- почти как голливудское и совсем не голливудское. Фильм «36, Набережная Орфевр» ярко выраженный образец второго типа, хотя его с интересом посмотрят любители американских боевиков... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  29.03.2005
Наталья Разина
На Мариинском фестивале прошел бенефис Дианы Вишневой
Петипа--Баланчин--Форсайт -- это теперь у мариинских балерин в крови, как «три источника -- три составные части» у того поколения, что старше на четверть века... >>
//  читайте тему:  Танец
  • //  29.03.2005
Завершился первый этап конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире»
В этом году Благотворительный фонд Владимира Потанина проводит свой музейный конкурс во второй раз. Ставки растут: общий грантовый фонд в 265 тыс. долл.; 504 заявки из 65 регионов России на начальном этапе; число номинаций увеличилось до семи... >>
  • //  29.03.2005
Обзорами литературных журналов я занимаюсь с начала 90-х годов. Тогда я стремился хоть как-то истолковать едва ли не всякий новый опус, выявить смысл (радующий или огорчительный) в каждом редакторском решении... >>
//  читайте тему:  Круг чтения
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ