Сюжеты в развитии Сюжеты в развитии Сюжеты в развитии Сюжеты в развитии Сюжеты в развитии
N°52
29 марта 2005
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  ИНТЕРВЬЮ  
  АРХИВ  
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  29.03.2005
Прирожденные полицейские
Французская криминальная драма «36, Набережная Орфевр» на московских экранах

версия для печати
Французское кино сегодня бывает двух видов -- почти как голливудское и совсем не голливудское. Фильм «36, Набережная Орфевр» ярко выраженный образец второго типа, хотя его с интересом посмотрят любители американских боевиков. Это брутальное кино "для взрослых", нарочито суровое, с многоступенчатой интригой, с крупными планами, на которых двое немолодых и некрасивых мужчин -- две суперзвезды французского кино Даниель Отей и Жерар Депардье -- показаны со всеми морщинами, шрамами и бугристой кожей. Так же нарочито неприкрашенна среда, где происходит действие.

Набережная Орфевр, 36 -- это адрес, значащий для французов то же, что для нас Петровка, 38. Здесь работают жесткие люди, и уровень их отношений определяется ежедневными будничными столкновениями со смертью и насилием. Режиссер и сценарист Оливье Маршал сам прежде работал в полиции, а в основе его истории реальная драма, случившаяся с полицейским Домеником Луазо, осужденным по сфабрикованному обвинению и отсидевшим шесть лет в тюрьме. Луазо участвовал в съемках фильма, возил массовку -- вернуться на нормальную работу ему не позволяет неснятое обвинение. Реальная судьба близкого друга, из-за интриг лишившегося всего -- любимого дела, семьи, чести, -- взывала к отмщению, хотя бы на экране. Поэтому фильм получился впечатляющий, хотя, возможно, излишне тяжеловесный.

Главный герой Лео Вринкс (Даниель Отей) не идеальный герой, он пользуется самыми разными методами, в том числе и незаконными, ради того, чтобы по-своему восстанавливать справедливость. Его жизнь груба и некрасива, но сам он добр и человечен, его отношения с друзьями по-настоящему сердечны, он любит жену и дочь. Его антагонист (герой Депардье) по оставшимся для зрителей непонятными причинам -- сух, как забытая горбушка, озлоблен и самонадеян. Его интересует власть и карьера, другие сферы человеческой жизни для него закрыты. Но хотя ради карьеры он способен лгать, фальсифицировать факты и подкупать своих сотрудников, Депардье создает образ мощного и трагического звучания. Если у Лео Вринкса есть помимо работы другие ценности (не случайно фильм начинается со сцены корпоративной вечеринки, где отдел особого назначения развлекается довольно дико -- стреляет по бутылкам в баре), то у Деми Кляйна кроме работы нет ничего, разве что заветная бутылка виски в кармане.

Их противостояние доведено до предельной степени -- сценарий, как и положено, усугубляет ситуацию, концентрирует ее до двухчасового действия (режиссер говорил, что хочет снять не документальную драму, а трагическую оперу). Интрига раскручивается постепенно, но постоянно, каждый эпизод добавляет напряжения и предсказуемую поначалу сюжетную линию в конце концов крутит с такой стремительностью, что возникает ощущение перебора.

Первоначальная версия фильма была еще длиннее, но ее пришлось сильно сократить. Практически исчезла романтическая история -- можно только догадываться, что в прошлом оба героя были влюблены в одну женщину, которая выбрала Лео и стала его женой. Но дело не в этом, и даже не в борьбе за место начальника полиции, которое обещано тому, кто первым схватит банду налетчиков. Дело в жизненных принципах, в отношении к людям, в борьбе двух мировоззрений. Сам Оливье Маршал оставил службу в полиции в том числе и из-за осознаваемых им противоречий в системе правосудия. Конкурентная борьба двух подразделений, их взаимное недоверие и даже ненависть воссозданы в фильме по собственному опыту. Слишком большая близость к преступной среде; институт осведомителей; невозможность, оставаясь в рамках закона, добиться справедливости; коррупция и интриги на высшем уровне, попустительство и малодушие начальства -- все это создает атмосферу, чрезвычайно далекую от идиллических старых фильмов с Мегрэ--Габеном, его трубкой и по-домашнему мягким типом расследования. Как нет уже старого Парижа -- города уютных маленьких кафе и тихих улиц, действие происходит на каких-то безликих проспектах, индустриальных окраинах и в американизированных барах. А нынешние полицейские интеллектуальным играм предпочитают эффектный мордобой и говорят с преступниками на одном языке.

В результате соединения жизненного опыта и собственных впечатлений от криминального Парижа с любовью к классическим образцам кино у Оливье Маршала, режиссера-непрофессионала, родился невероятно крутой экшн с двумя очень серьезными и неожиданными актерскими работами. С финалом, в котором нет победителей. С горьким вкусом безнадежности. И с ощущением того, что реальность, вторгаясь в область кинематографа, способна придать ему мощное, хотя и мрачное обаяние.
Алена СОЛНЦЕВА
//  читайте тему  //  Кино


  КУЛЬТУРА  
  • //  29.03.2005
Александр Миридонов
Организаторы выставки "Осторожно, религия" приговорены к штрафу
В Таганском райсуде Москвы вчера был оглашен приговор по скандальному уголовному делу в отношении организаторов выставки «Осторожно, религия!», обвинявшихся в возбуждении религиозной розни... >>
  • //  29.03.2005
Деятели культуры прокомментировали для газеты "Время новостей" приговор по делу о выставке в музее им. Сахарова... >>
  • //  29.03.2005
Французская криминальная драма «36, Набережная Орфевр» на московских экранах
Французское кино сегодня бывает двух видов -- почти как голливудское и совсем не голливудское. Фильм «36, Набережная Орфевр» ярко выраженный образец второго типа, хотя его с интересом посмотрят любители американских боевиков... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  29.03.2005
Наталья Разина
На Мариинском фестивале прошел бенефис Дианы Вишневой
Петипа--Баланчин--Форсайт -- это теперь у мариинских балерин в крови, как «три источника -- три составные части» у того поколения, что старше на четверть века... >>
//  читайте тему:  Танец
  • //  29.03.2005
Завершился первый этап конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире»
В этом году Благотворительный фонд Владимира Потанина проводит свой музейный конкурс во второй раз. Ставки растут: общий грантовый фонд в 265 тыс. долл.; 504 заявки из 65 регионов России на начальном этапе; число номинаций увеличилось до семи... >>
  • //  29.03.2005
Обзорами литературных журналов я занимаюсь с начала 90-х годов. Тогда я стремился хоть как-то истолковать едва ли не всякий новый опус, выявить смысл (радующий или огорчительный) в каждом редакторском решении... >>
//  читайте тему:  Круг чтения
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ