N°29
21 февраля 2005
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 НА РЫНКЕ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28      
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  21.02.2005
Надежда на фрегат
Между «Северной верфью» и Балтийским заводом разворачивается борьба за новый крупный оборонный заказ

версия для печати
Российский оборонно-промышленный комплекс ждет схватки за право выполнить беспрецедентный заказ для военно-морских сил. Как стало известно «Времени новостей», в марте Минобороны объявит закрытый конкурс на строительство фрегата проекта 11356. Беспрецедентным этот тендер сделают две причины. Во-первых, цена вопроса -- 400 млн долл., за столь огромные суммы российские армия и флот давно уже ничего не заказывали. Во-вторых, фрегат (особенно в том случае, если будет построена серия кораблей проекта 11356) кардинальным образом повлияет на качественный состав российских ВМС.

Основу отечественного флота составляют силы стратегического сдерживания и сопровождающие их суда. Фрегат же предназначен не для ударов по вероятному противнику в другом полушарии, а для борьбы с кораблями, подлодками и самолетами противника непосредственно в той зоне, где он находится. Для этого корабль, который по огневой мощи приравнивают к крейсеру (его советским прародителем был сторожевик проекта 1135, класс «Кривак» по классификации НАТО), буквально нашпигован вооружением. Его ударную силу формируют 100-миллиметровые артиллерийские установки, ударные ракетные комплексы «Клаб-Н», зенитные ракетные комплексы средней дальности «Штиль», зенитные ракетно-артиллерийские автоматы «Каштан», торпедные аппараты и реактивные бомбометы, а также противолодочный вертолет.

Именно так оснащен каждый из трех фрегатов, которые в 1990--2000 годах были построены петербургским Балтийским заводом для ВМС Индии. При передаче каждого фрегата индийским морякам российские офицеры откровенно грустили из-за того, что один из самых совершенных боевых кораблей мира усилит не отечественный флот. Об объявлении тендера на постройку кораблей для ВМС России говорится с 2000 года, но только сейчас, похоже, у государства нашлись деньги. Серия из трех фрегатов обошлась Индии почти в 1 млрд долл., однако со времени их постройки (последний был спущен на воду весной 2001 года) цены на сырье, оборудование и энергоресурсы выросли, что приближает стоимость каждого корабля к 400--450 млн долл. Впрочем, не исключено, что российские военные захотят на чем-нибудь сэкономить.

Источники "Времени новостей" утверждают, что выполнить такого рода заказ в России могут пять предприятий: калининградский «Янтарь», северодвинский «Севмаш» и петербургские «Адмиралтейские верфи», «Северная верфь» и Балтийский завод. Военные эксперты прогнозируют, что основная борьба за заказ развернется между старыми конкурентами -- «Северной верфью» и Балтийским заводом, которые в отличие от остальных претендентов -- частные компании.

«Северная верфь» несколько лет назад благополучно переиграла Балтзавод в борьбе за контракт стоимостью 1,5 млрд долл. на строительство двух эсминцев для Китая, а также на корветы для ВМС России. Противостояние раскололо вовлеченных в него чиновников на две противодействующие группы, и представители одной из них до сих пор утверждают, что на Балтзаводе корабли обошлись бы за меньшие деньги. Не успела «Северная верфь» в 2002 году получить китайский заказ, как прокуратура Петербурга и Минфин через суд попытались взыскать с судозавода в федеральный бюджет 603 млн долл. за корпуса эсминцев, в 1990-х годах построенных для Китая (надзорное и финансовое ведомства подозревали, что корпуса построены на счет госказны). Претензии государства были сняты лишь после того, как у «Северной верфи» появился новый влиятельный собственник -- Межпромбанк (ныне он передал этот актив аффилированной с ним Объединенной промышленной корпорации). Скорее всего Межпромбанк будет содействовать «Северной верфи» в получении нового оборонного заказа -- о желании построить фрегат уже говорили представители как верфи, так и банка.

А гендиректор Балтийского завода (принадлежит холдингу ИСТ, который считается близким к владельцам бывшей группы МДМ) Олег Шуляковский заявил Reuters, что поучаствовал бы в тендере, но опасается финансовой и организационной необязательности государства: «Честно говоря, не знаю, будем ли участвовать, будут документы -- посмотрим, может быть, и не будем». Однако он уверен, что дешевле всего строить фрегат на его предприятии, которое уже имеет опыт строительства таких кораблей для Индии. Только этот завод, по словам г-на Шуляковского, способен изготовить множество комплектующих для кораблей этого класса, другим верфям их придется покупать у Балтзавода, что сделает цену конкурентов выше. Впрочем, на «Северной верфи» утверждают, что уже провели всю подготовительную работу и способны представить государству конкурентное предложение.

Кроме того, в этом году должны начаться переговоры между Индией и Россией о строительстве еще трех фрегатов. В случае положительного решения скорее всего этот заказ будет опять размещен на Балтийском заводе, что загрузит его мощности, и тогда на российский фрегат с большим основанием сможет претендовать как раз «Северная верфь».
Дмитрий АНДРЕЕВ, Санкт-Петербург
//  читайте тему  //  Военная доктрина


  БИЗНЕС И ФИНАНСЫ  
  • //  21.02.2005
Михаил Циммеринг
ЮКОС уличили в высоких ценах на бензин и оштрафовали
Федеральная антимонопольная служба продолжает борьбу с крупными нефтяными компаниями, которые, пользуясь своим монопольным положением в некоторых регионах, завышают цены на нефтепродукты... >>
//  читайте тему:  Дело ЮКОСа
  • //  21.02.2005
AP
Mitsubishi Tokyo и UFJ договорились об условиях создания крупнейшего в мире банка
Ведущие японские банки Mitsubishi Tokyo Financial Group Inc. (MTFG) и UFJ Holdings Inc. -- вторая и четвертая по величине банковские группы страны -- после восьмимесячных переговоров наконец определили условия объединения, в результате которого на свет появится крупнейший в мире банк... >>
  • //  21.02.2005
Между «Северной верфью» и Балтийским заводом разворачивается борьба за новый крупный оборонный заказ
Российский оборонно-промышленный комплекс ждет схватки за право выполнить беспрецедентный заказ для военно-морских сил. Как стало известно «Времени новостей», в марте Минобороны объявит закрытый конкурс на строительство фрегата проекта 11356... >>
//  читайте тему:  Военная доктрина
  • //  21.02.2005
Дело ЮКОСа в Америке отложено до завтра
Рассмотрение дела ЮКОСа в американском суде затягивается. Судье Летиции Кларк не хватило двух дней для того, чтобы решить, может ли ЮКОС подавать иск о банкротстве не в российский, а в американский суд... >>
//  читайте тему:  Дело ЮКОСа
  • //  21.02.2005
Четыре министра не решили проблему транзита
Литовская делегация в минувшие выходные на встрече министров транспорта России, Польши, Литвы и Германии высказала свою позицию по вопросу калининградского транзита... >>
  • //  21.02.2005
РЖД советуют правительству, как потратить прибыль
«Российские железные дороги» придумали, где взять деньги на перенос ветки между Транссибом и БАМом из зоны затопления Бурейской ГЭС -- эту задачу перед РЖД поставил осенью Владимир Путин... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика