N°129
20 июля 2005
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  20.07.2005
Денис Гришкин
Объекты федерации
Дмитрий Козак надеется побороть терроризм и бедность в регионах России с помощью внешнего управления

версия для печати
В понедельник вечером в Москве полномочный представитель президента в Южном федеральном округе Дмитрий Козак сообщил, что полпредство готовит поправки в действующее законодательство, чтобы самостоятельность российских регионов в рамках федерации определялась их финансовой независимостью от центра. Принцип прост: чем более дотационный регион, тем меньше полномочий у местных властей. Фактически речь идет о жестких правилах внешнего управления регионами. В том числе политически неблагополучными. Потому что все наши горячие точки прочно сидят на дотациях федерального бюджета. А дотации порождают тотальную коррупцию и криминальные разборки с применением оружия.

Чем глубже г-н Козак погружается в реалии Северного Кавказа, тем больше убеждается в актуальности и целесообразности этой идеи. Свои новые законодательные инициативы полпред уже обсуждал в экспертном режиме с некоторыми руководителями регионов. И нашел не только дополнительных сторонников этой идеи, но, что важнее, дополнительные аргументы в ее пользу. В частности, ряд губернаторов считают, что у территорий появится дополнительный стимул стремиться к собственной социально-экономической успешности. Сейчас многие региональные элиты, по крайней мере на Северном Кавказе, чувствуют себя весьма комфортно, раскассируя федеральные дотации. А работа полпредских ревизоров показала, что деньги федерального центра республики используют, мягко говоря, неэффективно.

Как заявил "Времени новостей" источник в полпредстве Южного федерального округа, инициатива г-на Козака даст центру еще один инструмент укрепления вертикали власти. Ведь, задавая конкретные пропорции перераспределения налоговых поступлений между Москвой и регионами, федеральный центр в состоянии регулировать степень самостоятельности конкретных территорий. Допустим, заберет себе федерация 70% всех налогов, и число регионов с большой долей федеральных дотаций увеличится.

Если говорить о регионах самого Южного округа, нововведения должны коснуться в основном северокавказских республик, бюджетные расходы которых сегодня на 80--90% оплачиваются за счет федеральной казны. В полпредстве бытует мнение, что если отодвинуть региональные элиты от использования этих средств, накал борьбы за власть в республиках автоматически снизится. Пойдет на убыль и количество криминальных терактов вокруг местных чиновников. Ведь зачастую те или иные происшествия, трактуемые региональными руководителями как проявление борьбы с террористами и экстремистами, возникают на почве распределения и перераспределения бюджетных средств.

Как пояснили «Времени новостей» в Министерстве экономического развития России, ведомство в подготовке подобного законопроекта не участвует. Но вообще-то, считают там, такой принцип уже предусмотрен действующим законодательством -- федеральными законами 95 и 131 о местном самоуправлении и разграничении полномочий между регионами и центром. По этим законам регионы-доноры вправе самостоятельно определять, на какие цели они будут расходовать свои средства, а реципиенты обязаны тратить деньги, получаемые из федеральной казны, только на целевое финансирование. Также законами предусмотрены процедуры банкротства региона и введения в нем внешнего управления. Правда, пока эти нормы не действуют. По мнению источника в МЭРТ, возможно, г-н Козак планирует добиться немедленного введения таких норм.

По словам генерального директора Экономической экспертной группы Александра Андрякова, для реализации предложений Дмитрия Козака нужно принимать специальные законы. "Это будет означать, что у нас есть хорошие регионы и плохие, субъекты первого сорта и второго, что, на мой взгляд, противоречит Конституции", -- заявил г-н Андряков "Времени новостей".

Эксперт полагает, что идея может быть реализована именно на Северном Кавказе: "Дмитрий Козак -- полпред Южного округа. Там самостоятельность у некоторых регионов совершенно мизерная. Бюджеты Ингушетии, Чечни, Дагестана на 90% зависят от финансовых вливаний из центра. К ним, может быть, и нужен особый подход. Может быть, там и требуется более весомое присутствие центра".

Директор департамента по взаимодействию с регионами Центра стратегических разработок Иван Огнев относится к плану Дмитрия Козака более позитивно: "Есть такое выражение «по Сеньке -- шапка». Поэтому саму идею я считаю правильной. У нас зачастую регионы-реципиенты при полном отсутствии доходов назначают зарплату своим чиновникам выше, чем в регионах-донорах. Надеюсь, что угроза потери самостоятельности заставит региональных лидеров быть и ответственнее, и инициативнее. Они должны понять, что если у тебя в кармане только рубль, надо рассчитывать только на него или идти зарабатывать. Региональные власти привыкли сваливать всю ответственность на федеральный центр. Но меня беспокоит один вопрос -- достаточно ли у нас компетентных кадров, чтобы всеми руководить из центра. Все-таки регионов-доноров пока очень мало", -- сказал г-н Огнев "Времени новостей".

«В целом я поддерживаю идею о дифференцированном подходе к самостоятельности субъектов федерации, -- заявил "Времени новостей" вице-спикер Думы Владимир Катренко, возглавляющий думскую комиссию по проблемам Северного Кавказа. -- Передача ряда полномочий федеральному центру могла бы стать компромиссным решением. Любые подачки расслабляют. Постоянные дотации приводят в некоторых субъектах к отсутствию инициативы, желания зарабатывать самим. Поэтому введение внешнего финансового управления для регионов, где уровень дотаций из федерального бюджета превышает 80%, вполне оправданно. Я считаю, что центр не только вправе, но и обязан контролировать, как расходуются выделяемые им средства. В то же время федеральный центр должен исполнять свои обязательства перед регионами».

С г-ном Катренко категорически не согласен руководитель фракции «Родина» в Госдуме Дмитрий Рогозин: «Я отношусь к этой идее плохо, потому что Козак предлагает реализовать ее в условиях абсолютного экономического феодализма. Сначала нужно поправить межбюджетные отношения, потому что многие регионы, которые могли бы самостоятельно финансировать самих себя и поддерживать достойный уровень жизни своих жителей, сегодня благодаря политике федерального центра оказались в отвале. Фактически российская экономика, будучи перекошенной, дает возможность развиваться только тем регионам, на территории которых находится либо добыча полезных ископаемых, либо их переработка. Я считаю, что в этой ситуации абсолютно несправедливо говорить, что именно эти регионы, на территории которых находятся полезные ископаемые, могут претендовать на большие права по отношению к федеральному центру, чем другие регионы, где самим же федеральным центром загублена, скажем, оборонная промышленность, машиностроение, сельское хозяйство. Поэтому я считаю, что революционная идея господина Козака лишь усугубит противоречия между регионами и федеральным центром».

На другом политическом фланге инициативу южного полпреда встретили более благосклонно. Секретарь федерального политсовета партии «Союз правых сил» Борис Надеждин считает: "Есть регионы, которые более-менее самодостаточны, есть регионы, у которых дотационность связана в первую очередь с налоговой системой, а есть регионы абсолютно безысходно дотационные. Например, Калмыкия, Северный Кавказ. Естественно, у этих типов регионов должен быть разный уровень самостоятельности".

В свою очередь директор Института региональных проблем, политолог Максим Дианов считает предложение г-на Козака "естественным продолжением всех намерений власти об укреплении вертикали". По мнению политолога, идея укрепления вертикали нашла свое отражение в процессе укрупнения регионов, который хоть и медленно с точки зрения власти, но идет. Однако этот процесс сталкивается с определенными проблемами. У нас чуть больше десятка регионов-доноров. Значит, нужно или укрупнять количество регионов до 20--30, чтобы было большое количество самодостаточных областей, где губернаторы могли бы контролировать экономические процессы, либо соподчинять дотационные регионы федеральному центру.

"Это тупиковый путь, его проходили многие страны. В том числе и Советский Союз. Думаю, что идея Козака не панацея от всех бед. Но, учитывая проблемы Южного федерального округа, можно предположить, что в итоге федеральный центр не просто ограничит функции губернаторов, а вообще назначит глав областей. И желательно не экономистов и политиков, а военных. Если это произойдет, то мы будем иметь военную структуру на юге страны", -- полагает г-н Дианов.

Таким образом, у плана Козака есть две сверхзадачи: экономически победить терроризм на Северном Кавказе и поставить на четкую правовую основу процесс укрупнения регионов. Однако реализация такого плана может оказаться и игрой с огнем. Слишком велики социальные, экономические и культурные различия российских регионов. А необходимость единого экономического пространства в России, как и одинаковых гарантий прав и свобод человека на всей ее территории, еще никто не отменял.
Лариса НИКИТИНА, Ростов-на-Дону, Ксения ВЕРЕТЕННИКОВА, Вера СИТНИНА, Михаил ВОРОБЬЕВ


  ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА  
  • //  20.07.2005
Денис Гришкин
Дмитрий Козак надеется побороть терроризм и бедность в регионах России с помощью внешнего управления
В понедельник вечером в Москве полномочный представитель президента в Южном федеральном округе Дмитрий Козак сообщил, что полпредство готовит поправки в действующее законодательство, чтобы самостоятельность российских регионов в рамках федерации определялась их финансовой независимостью от центра... >>
  • //  20.07.2005
По данным комитета Госдумы по бюджету и налогам, 67 российских регионов являются на данный момент дотационными... >>
  • //  20.07.2005
Предложения полномочного представителя президента в Южном федеральном округе Дмитрия Козака комментируют известные российские правоведы... >>
  • //  20.07.2005
Кирилл Каллиников
Правительственную комиссию по административной реформе возглавил администратор
Премьер-министр Михаил Фрадков освободил вице-премьера Александра Жукова с поста руководителя правительственной комиссии по административной реформе. Теперь этот пост занимает глава аппарата кабинета министров Сергей Нарышкин. Никакого отношения к аппаратным интригам решение премьера не имеет. Как сообщил «Времени новостей» источник в аппарате кабинета министров, г-н Жуков руководил комиссией временно и сам попросил отставки. >>
  • //  20.07.2005
Кирилл Каллиников
Большинству россиян оппозиция не нужна
Почти половина россиян считает, что при нормальной политической, социальной и экономической ситуации необходимости в существовании оппозиции нет. К такому выводу пришли социологи Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), проведя в июле опрос в 46 областях, краях и республиках России... >>
  • //  20.07.2005
Денис Синяков
В начале следующей недели в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке открывается шестая встреча высокого уровня с региональными и другими межправительственными организациями. Тема саммита -- «Партнерство ООН с региональными организациями в интересах безопасности мира»... >>
  • //  20.07.2005
Латвийские дипломаты четвертый год не могут найти здание под консульство в Калининграде
Латвийские дипломаты считаются в Калининграде самыми невезучими. Приехав более трех лет назад, они до сих пор так и не смогли подыскать себе место под постоянный офис. Фактически они числятся дипломатическими «бомжами»... >>
//  читайте тему:  Россия и Прибалтика
  • //  20.07.2005
Правительство приняло решение об увеличении в 2005--2006 годах размера взноса страны в Глобальный фонд по борьбе со СПИДом, туберкулезом и малярией. Соответствующее распоряжение подписал премьер-министр Михаил Фрадков... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ