N°115
30 июня 2005
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  30.06.2005
Новые цены пугают
Юлия Тимошенко запретила «Нафтогазу Украины» реэкспортировать газ

версия для печати
Провалившийся на переговорах с «Газпромом» и Туркменбаши глава «Нафтогаза» Алексей Ивченко (см. «Время новостей» от 27 июня) получил еще один удар -- в спину. Правительство Юлии Тимошенко, утвердив соответствующее решение министерства экономики Украины, фактически запретило госкомпании реэкспортировать газ, пока не будет устранен его дефицит на Украине. Юлия Тимошенко высказывает недовольство позицией г-на Ивченко во время последних переговоров с главой "Газпрома" в Москве. Как сообщил РИА "Новости" источник, близкий к руководству нефтегазового сектора Украины, «возможно, Юлия Тимошенко, ищет замену г-ну Ивченко». "Недовольство премьера вызвано тем, что замаячила перспектива покупки российского газа по новым ценам с января следующего года. Однако я не думаю, что вся ответственность в этой ситуации лежит на плечах одного Ивченко", -- считает источник.

Вчера стало известно, что минэкономики с 24 июня приостановило выдачу разрешений «Нафтогазу» на реэкспорт природного газа с формулировкой «до заключения контрактов на поставку газа на Украину по минимальным ценам в объемах, которые бы полностью удовлетворили потребности внутреннего рынка». Характерно, что это решение было принято еще до того, как «Газпром» произвольно «увеличил» дефицит украинского баланса на текущий год с 10 до 18 млрд кубометров.

В минувший вторник председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер проинформировал г-на Ивченко, что 7,8 млрд кубометров газа, которые концерн не смог зимой получить из украинских хранилищ, учтены в схеме оплаты экспортного транзита в 2005 году. Поскольку на самом деле этот объем невозможно извлечь из ПХГ (он выполняет роль буферного газа), такое решение «Газпрома» довело газовый дефицит на Украине до 18 млрд кубометров. Кроме как в России, закупить этот объем «Нафтогаз» нигде не может. Руководство российского монополиста пока предлагает вести переговоры о контракте с европейским уровнем цен (около 160 долл. за тысячу кубометров).

Согласно межправительственным соглашениям 2002 года Украина получила квоту на реэкспорт 6 млрд кубометров газа. Из них 1 млрд кубометров «Нафтогаз» имеет право продавать самостоятельно и без согласований, 5 млрд -- реэкспортировать только по согласованию с «Газпромом». По информации «Времени новостей», этот объем в Польшу и Венгрию продает компания «Росукрэнерго», которая занимается транзитом и торговлей туркменского газа. Компания создавалась по договоренности «Газпрома» и «Нафтогаза»: интересы российской стороны представляет Газпромбанк, а украинская компания отдала свою долю в управление австрийской Raiffeisen Investment.

Реэкспорт 1 млрд кубометров газа в год способен принести «Нафтогазу» около 150 млн долл., которые были бы совсем не лишними. Однако в условиях надвигающегося дефицита газа решение оставить этот объем внутри страны выглядит логично и немного отдалит реальную нехватку энергоносителя. Времени у Киева мало: объем, который «Газпром» намерен поставить в счет оплаты транзита, иссякнет очень скоро (самое позднее -- к сентябрю).

Между тем Алексей Ивченко по возвращении из Москвы в Киев дал небольшую пресс-конференцию. Он заявил, что проблемы «Нафтогаза» не столь велики: лишь 5 млрд кубометров дефицита (еще месяц назад он лично говорил о 8 млрд, хотя на самом деле требуется 10 млрд кубометров, не считая зачтенного «Газпромом» объема). «Возможен поточный дефицит газа. Для того чтобы его не произошло, сегодня мы ведем переговоры со среднеазиатскими поставщиками, в том числе и коммерческими, о покупке дополнительных 5 млрд кубов. Нам все равно, у кого покупать. Лишь бы было выгодно для Украины. Если «Газпром» предложит выгодную цену, этот газ может быть и российского происхождения», -- сказал глава «Нафтогаза». Он выразил уверенность, что «на днях такой контракт будет заключен», а его возможная цена «является коммерческой тайной».

Учитывая, что «Газпром» полностью контролирует поток среднеазиатского газа (либо полностью, либо законтрактовав его в рамках СП), оптимизм г-на Ивченко не вызывает доверия.

Удивительно другое: глава «Нафтогаза» не постеснялся во второй раз повторить тезис о готовности начать «несанкционированный отбор» из экспортного потока «Газпрома». «Односторонний порядок -- это сказки для приезжих. Никто ничего в одностороннем порядке сделать не сможет, потому что есть соглашения. Если «Газпром» в нарушение условий попробует сделать что-то в одностороннем порядке, мы обнулим все обязательства перед российской стороной... и зачислим этот газ (7,8 млрд кубометров. -- Ред.) в транзит в Европу», -- пообещал г-н Ивченко. Во вторник он уже произнес эту фразу, но тогда даже в «Газпроме» посчитали, что он оговорился. Комментировать публичное заявление высокопоставленного украинского чиновника (г-н Ивченко помимо поста председателя правления госкомпании занимает кресло замминистра энергетики) о готовности воровать газ, наверное, излишне. Зато его можно будет приобщить к будущему делу в международном арбитраже.

Схема получения «Газпромом» компенсации за эти 7,8 млрд кубометров, которую предлагает Киев, и вовсе смехотворна. Украина, по словам г-на Ивченко, предлагает «Газпрому» отдать 1,75 млрд кубометров газа в четвертом квартале нынешнего года, 1,75 млрд -- в первом квартале следующего, 3,4 млрд оставить в хранилище для поддержания давления, а еще 1 млрд отдать в четвертом квартале 2007-го. В переводе на бизнес-язык г-н Ивченко желает оформить рассрочку платежа на два года, заплатить бартером и при этом получить от «Газпрома» дисконт в 40%.
Алексей ГРИВАЧ
//  читайте тему  //  Ситуация на Украине


  БИЗНЕС И ФИНАНСЫ  
  • //  30.06.2005
Кирилл КАЛЛИНИКОВ
Акционеры РАО «ЕЭС» засыпали компанию предложениями по повышению надежности
РАО «ЕЭС России» снова продемонстрировало весьма сильную обеспокоенность технической деятельностью энергохолдинга. Первым задал тему, как и предполагалось, Анатолий Чубайс, заявивший перед собранием журналистам, что после аварии 25 мая надежность энергоснабжения вышла на первый план... >>
  • //  30.06.2005
В Амурской области произошла крупная энергоавария
Авария на одной из крупных подстанций «Благовещенская» произошла вчера рано утром. Как сообщил журналистам главный инженер «Амурэнерго» Александр Палей, сотрудник допустил ошибку при проведении планового ремонта одного из трансформаторов... >>
  • //  30.06.2005
Имущество ЮКОСа объявлено в международный розыск
Ажиотаж вокруг литовского актива ЮКОСа -- концерна Mazeikiu Nafta -- с каждым днем разгорается все сильнее. В минувший вторник Газпромбанк заявил о своем желании приобрести у второго по величине владельца Mazeikiu Nafta -- правительства Литвы -- около 10--20% акций компании... >>
//  читайте тему:  Дело ЮКОСа
  • //  30.06.2005
ИТАР-ТАСС
Авиатакси необходимо, но пока противозаконно
Московское правительство полно решимости воплотить в жизнь воздушное такси. Вчера заведующий сектором воздушного транспорта департамента транспорта и связи Москвы Олег Никольский заявил, что коммерческие полеты легких воздушных судов над столицей и областью начнутся уже в следующем году... >>
  • //  30.06.2005
Юлия Тимошенко запретила «Нафтогазу Украины» реэкспортировать газ
Провалившийся на переговорах с «Газпромом» и Туркменбаши глава «Нафтогаза» Алексей Ивченко (см. «Время новостей» от 27 июня) получил еще один удар -- в спину... >>
//  читайте тему:  Ситуация на Украине
  • //  30.06.2005
Минсвязи Туркмении лишило лицензии «дочку» российской МТС
Не успели российские «Мобильные телесистемы» объявить о покупке 51% акций американской компании Barash Communications Technologies Inc. (BCTI), как туркменское министерство связи отозвало у ее филиала лицензию на оказание услуг сотовой связи... >>
  • //  30.06.2005
Малайзийский автопроизводитель намерен организовать сборку в России
Российский рынок стремительными темпами приобретает популярность у иностранных автопроизводителей. Вчера стало известно, что примеру Renault, General Motors, Daewoo, BMW и Toyota решила последовать крупнейшая автомобилестроительная корпорация Малайзии Proton Holdings Bhd... >>
  • //  30.06.2005
Государство объявило о поддержке авиализинговых компаний
Минпромэнерго вчера объявило, сколько бюджетных средств оно решило направить в этом году на пополнение уставных капиталов двух авиационных лизинговых компаний, имеющих право на государственную поддержку, -- «Ильюшин Финанс Ко» (ИФК) и «Финансовой лизинговой компании» (ФЛК)... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ