N°10
25 января 2005
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  25.01.2005
Сергей Хачатуров
Афророссиянин
Богемный хулиган и провокатор из Нью-Йорка привез в Москву политически грамотную выставку

версия для печати
Ярослав Могутин -- уже давно скорее (анти)культурный феномен, нежели человек. Самый скандальный московский журналист начала 90-х, обвиненный за интервью с Борисом Моисеевым в "злостном хулиганстве", а за статью о Чечне -- в "разжигании национальной розни". "Хулиган и расист", в 95-м после возбуждения против него уголовных дел получивший политическое убежище в США и выехавший в Америку по официальному приглашению Колумбийского университета. Активист гей-движения, еще десять лет назад пытавшийся в Москве зарегистрировать брак со своим тогдашним бойфрендом-американцем (так что г-н Мишин -- далеко не первый). Писатель и поэт, выпустивший в России и Америке уже семь сборников хулиганских текстов и получивший в 2001-м году премию Андрея Белого. Литературный критик, написавший академичные предисловия к книгам Берроуза, Болдуина и Лимонова, а также составивший и откомментировавший двухтомное собрание сочинений замечательного (и до сих недооцененного) писателя Евгения Харитонова. Фотомодель, позировавший для лучших западных фотографов -- "мальчик с обложки" самых модных глянцевых и эротических журналов (не обязательно "голубых"). Киноактер, сыгравший у культового канадского режиссера Брюса Лябрюса. Фотохудожник, чьи работы находятся в коллекциях Элтона Джона и Тома Форда (в 2000-м и 2001 годах две выставки Могутина прошли и в Москве). А теперь еще и куратор, автор мультмедийного проекта "Белый негр", в котором участвуют художник и музыкант Брайан Кенни и видеоартист Дмитрий Розин. Именно с этим проектом, демонстрируемым в галерее "Риджина", Могутин ненадолго вернулся на родину.

Вернулся совершенно неузнаваемым. Из провокатора, мастера эпатажа, певца секса и насилия, создателя теории "гомофашизма" он превратился в обычного западного художника, выступающего с политически корректным посланием к зрителям, преимущественно к американским. Тема вполне невинного проекта Могутина -- феномен виггеров (от английского сленгового white nigger, то есть "белый негр"), белых поклонников хип-хопа, подражающих манерам черных. Пресс-релиз выставки называет виггера "одним из архетипов американской урбанистической поп-культуры", а Могутин, на словах всегда позиционировавший себя в качестве озлобленного волка-одиночки, на самом деле тоже давно стал богемным поп-идолом. Потому он без особых нравственных мучений и сделал из виггера нового национального героя, преодолевшего национальные комплексы.

Этот интернационалист в бандане и цветастых спортивных трусах на видео и фотографиях побеждает других, нехороших представителей нью-йоркских субкультур -- фашиствующего скинхеда-инфантила (у Могутина тот одет в памперсы) или глупца-скейтбордиста, сваливающегося со своей доски под одобрительное хлопанье голубиных крыльев. Виггер -- в его роли и выступает Брайан Кенни -- красиво позирует с обнаженным торсом на городской крыше (основную часть экспозиции занимают снимки-постеры). Виггер утверждает себя в уличной среде посредством высокохудожественных граффити (все стены галереи изрисованы черно-фиолетовыми каракулями). Виггер превращается в героя комикса вроде легендарных Бэтмена или Спайдермена (выставлены соответствующие цветные рисунки).

И графика, и фотографии, и видео не очень доступны без авторских комментариев. Мало того, что речь идет о далеких нью-йоркских реалиях -- весь проект построен не на антропологических или культурологических исследованиях, а на вольных ассоциациях и играх расширенного подсознания. Могутин воссоздает дух, а не букву виггерства. В итоге и получается типичная выставка типичного современного художника в типичной "продвинутой" галерее -- там, у них, на Западе. Чтобы было чуть непонятно, политически грамотно, с социальным подтекстом и использованием разных медиа. Хотите почувствовать дух художественных сквотов Нью-Йорка или Берлина -- зайдите в "Риджину"!

Но вот "Риджина" расположена не в Митте, берлинском районе "черной богемы", а на 1-й Тверской-Ямской и считается одной из самых фешенебельных в Москве. И Могутин больше похож не на радикала-маргинала, плюющего в рожу белым шовинистам, а на светского озорника, с гордостью бахвалящегося на бывшей родине своей вписанностью в заокеанский мир с его проблемами и страстями. Да и само виггерство -- не мультикультурная революция, а модный бренд. Главный "белый негр" Эминем давно стал звездой шоу-бизнеса с миллионными доходами и мировой славой.

Кстати, и Могутин теперь именует себя не Ярославом, а Славой. А подписывается иногда вообще с нескрываемым цинизмом и самодовольством -- $LAVA. Годы издевательства над культурной общественностью не прошли даром. Теперь он -- институциализированный "проклятый поэт" и успешный художник. Не человек, а феномен.
Федор РОМЕР
//  читайте тему  //  Выставки


  КУЛЬТУРА  
  • //  25.01.2005
Сергей Хачатуров
Богемный хулиган и провокатор из Нью-Йорка привез в Москву политически грамотную выставку
Ярослав Могутин -- уже давно скорее (анти)культурный феномен, нежели человек. Самый скандальный московский журналист начала 90-х, обвиненный за интервью с Борисом Моисеевым в "злостном хулиганстве", а за статью о Чечне -- в "разжигании национальной розни"... >>
//  читайте тему:  Выставки
  • //  25.01.2005
В Историческом музее открылась выставка к 250-летию Московского университета
Писать о юбилее особенно сложно, когда юбиляр привычно вызывает почтение-уважение-признание и практически ничего кроме (то есть никаких там замаскированных шпилек, изощренных ехидных намеков), когда не хочется портить людям праздник ворчанием про проблемы... >>
  • //  25.01.2005
На экраны выходит фильм «Неуправляемый занос»
Российские кинематографисты уже поверили в жанровое кино, то есть в то, что успех у зрителей имеют фильмы со спецэффектами, активным действием, молодыми героями. При этом большинству режиссеров хочется все-таки снимать другие фильмы... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  25.01.2005
Роман Андрея Волоса «Аниматор» начал печататься в последней книжке «Октября» за прошлый год; теперь (№1) мы получили окончание... >>
//  читайте тему:  Круг чтения
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика