N°1
12 января 2004
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 ТЕЛЕВИДЕНИЕ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  12.01.2004
Безальтернативное телевидение
версия для печати
Так получилось, что конец старого и начало нового года я провела на бескрайних просторах нашей родины -- в северо-западных ее районах, от Псковской области до Карелии. Зимой родина вне столицы и больших городов выглядит везде примерно одинаково: вдоль дорог бесконечно тянутся пустынные оледеневшие поля, леса, среди которых изредка встречаются невеликие селения. Большую часть дня на просторах родины ночь, которая начинается в четыре и заканчивается в десять утра. Когда окружающая действительность окончательно погружается во тьму, в домах, затерянных среди мглистых равнин, зажигаются не только лампочки Ильича, но и экраны телевизоров. И показывают эти экраны в основном два канала -- «Первый» и "Россию", да и их довольно плохо, изображение рябит и двоится.

Жители этих многочисленных малонаселенных пунктов не могут пойти в кино, ресторан и даже прогуляться по магазинам, у них нет библиотек, киосков с журналами и газетами, и даже пиво с самогонкой они пьют не у стойки бара, а именно перед этим никогда не выключающимся экраном. Им ограничен круг возможных развлечений у сельского жителя, переключающего свой не слишком продвинутый, рябящий аппарат с одной кнопки на вторую. В Москве, если уж появилось такое настроение -- посмотреть телевизор вообще, кажется, что всегда найдешь на каком-нибудь из десятка каналов что-то подходящее. Но если у тебя всего две программы, к тому же все более похожие, понимаешь, что никакого выбора нет. То есть и вовсе переключать не стоит -- врубил телик, и пусть мигает, все светлее. Сюжеты в новостях двух каналов совершенно одинаковые -- с одними и теми же комментариями и даже, кажется, сняты с одного ракурса. А в ночь Рождества зрители могли просто сойти с ума, узрев по двум каналам один и тот же репортаж с одной и той же службы в храме Христа Спасителя. На следующий же день оба канала одними и теми же словами рассказали про визит Путина в Суздаль. Оказалось, что как раз там президент -- в отличие, видимо, от телезрителей --посетил наконец «настоящую» рождественскую службу.

Дело не в темах -- тут как раз все понятно, а в стиле и способе подачи информации, которые в своем стремлении к официозному славословию превращаются в затертое и бледное общее место. Заодно и там, где фантазия и творческое воображение должны по идее разгуляться, то есть в области телевизионных представлений, царят те же штампы и рутина. То, что руководители канала даже не озабочены идеями оригинальности или самобытности, все-таки кажется удивительным. В праздничные дни вечера юмора не выпускают зрителя из своих душных объятий: только по одной программе отзвучит монолог очередного юмориста, как практически тут же он начинает его по другому каналу. В режиме нон-стоп стартуют праздничные сборные концерты, участники которых мало того, что в принципе немногочисленны, но еще и похожи друг на друга как семь мраморных слоников.

Один мой знакомый, став директором расположенного в отдаленном, но очень красивом месте дома отдыха, решил расширить кругозор работавших там поваров и повез их в большой город в ресторан, где предложил выбрать в меню самые экзотические и праздничные блюда. Каково же было его отчаяние, когда все приглашенные дамы как одна заказали борщ и антрекот. Но допустим даже, что руководители каналов боятся любого расширения ассортимента, именно предполагая в телевизионной аудитории эту же косность. Но и тогда непонятно, почему их борщ с котлетами так дурно и наспех приготовлены.

Для праздничного телевизионного стола, как обычно, были поданы несколько традиционных блюд. Хау не ноу -- берется известный классический сюжет и заполняется известными эстрадными исполнителями. На этот раз «Первый канал» показал ремейк комедии 1961 года «За двумя зайцами» в исполнении Аллы Пугачевой, Максима Галкина и Верки Сердючки. А канал «Россия» порадовал «Снежной королевой» с Кристиной Орбакайте и Николаем Басковым в ролях Кая и Герды.

Пока я считала, что все эти странные новогодние представления ставили и сочиняли разные люди, удивлялась: как это у них получился столь схожий результат. Но позже выяснилось, что повара одни и те же -- оба, извините, мюзикла лабал один и тот же режиссер, известный украинский клипмейкер Максим Паперник, стремительно входящий в моду на известном своей дешевой рабочей силой украинском шоу-рынке. Опирался маэстро, видимо, на свои воспоминания о новогодних елках, виденных в детстве в районных клубах: сценарии этих елочных представлений распространялись через управления культуры и, похоже, закрепились в травмированном сознании тогдашнего школьника, ныне взявшегося за сочинение подобных ужасов уже во всенародном масштабе. Один вид Надежды Бабкиной в вязаном нагруднике на фоне великовозрастной Герды и инфантильного переростка Кая, весело подтанцовывавших на дальнем плане, немедленно воскрешает в памяти все штампы всех похмельных тюзовских утренников разом. И первое впечатление не обманывает. В дальнейшем все только подтверждает правоту прежних постановщиков музыкальных фильмов, которые точно знали, что реплики произносить должны все-таки драматические актеры, которых худо-бедно играть учат. А певцы пусть поют за кадром. Если Басков умеет петь, но не может органично произнести пару реплик и взмахнуть руками без ущерба для окружающих, то, может, и не надо его мучить -- пусть поет стационарно.

Впрочем, в прежние времена еще кого-то интересовал художественный результат. И даже средний музыкальный спектакль на радио все-таки делался с большим тщанием и выдумкой. И вряд ли хороший артист Андрей Данилко, талантливо придумавший свою Сердючку, может выдержать новогодний марафон на всех каналах, изображая все, что шевелится, да еще и сочиняя одновременно музыку и песни. Кстати, верный признак плохого менеджмента -- найти способного человека и немедленно выжать его досуха. Так поступили с Галкиным, от ослепительной улыбки которого тошнит уже абсолютно всех, так сейчас ухайдокают Данилко. А чего еще ждать от практики, при которой чуть забрезжит нечто неординарное, как тут же на него накидывается орда эксплуатационников, с нечеловеческим энтузиазмом затаптывающая плодоносящее поле и превращающая его в забетонированную стройплощадку. Зато не надо напрягаться, развивать чужие способности, опекать дарования, искать новое.

Единственное, что спасает телезрителя в долгие зимние вечера, -- старые советские комедии и новые западные блокбастеры, если бы не они, гирьку говномера давно бы захлестнуло. Людей пошлых и неостроумных, зато хватких и энергичных хватало во все времена. Но такое явное отсутствие какого-либо уважения к результату собственной деятельности -- есть в этом что-то абсолютно безнадежное.

Пока кажется, что смотреть или нет на всю эту вакханалию -- дело вкуса, что человек сам может выбрать, чем ему заполнить свой досуг, -- все это и не слишком страшно, но как только понимаешь, что у множества наших соотечественников, живущих не слишком сладкой, но в общем нормальной жизнью в краях, где малолюдно и тихо и где зачастую нет других собеседников, кроме тех, кто корчит им рожи с экрана, становится как-то обидно. Хочется защитить право этих людей на здравый смысл, на юмор, на уважение со стороны тех, кому судьбой вручена обязанность их ежевечернего развлечения. Или уж хотя бы от души им посочувствовать.
Алена Солнцева


  КУЛЬТУРА  
  • //  12.01.2004
Коллекция пасхальных яиц Музеев Московского Кремля может перестать быть самой большой в мире
На днях почти все информационные агентства разнесли сенсационную новость: наследники американского медиамагната Малкольма Форбса намерены расстаться с уникальной ювелирной коллекцией фирмы Карла Фаберже. 20--21 апреля 2004 года около 200 предметов собрания будут выставлены на продажу на аукционе Sotheby's... >>
//  читайте тему:  Выставки
  • //  12.01.2004
Начались выступления балета Большого театра в Париже
Большой театр шел к этим гастролям как под снайперским огнем: р-раз! -- осенью на репетиции в той же самой Парижской Опере получает травму и выбывает из строя на сезон Николай Цискаридзе. Два! -- перед самым отъездом попадает в больницу с пневмонией другой премьер, Сергей Филин. Три! -- еще на одного, Андрея Уварова, сваливается грипп... >>
//  читайте тему:  Танец
  • //  12.01.2004
После рождественских каникул концертные организации обнародовали свои планы на начало этого года. Оказалось, даже подтвержденных событий не так уж мало... >>
//  читайте тему:  Музыка
  • //  12.01.2004
Так получилось, что конец старого и начало нового года я провела на бескрайних просторах нашей родины -- в северо-западных ее районах, от Псковской области до Карелии... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика