N°95
28 мая 2003
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
  ПОИСК  
  • //  28.05.2003
Аттестат зрелости
Слова «молодой режиссер» больше не требуют кавычек

версия для печати
В конце 90-х годов cамой популярной темой театральных разговоров был т.н. «конец века режиссуры». От того времени остался прекрасный сборник бесед «Режиссерский театр от «Б» до «Ю». Разговоры под занавес века, выпуск 1» (М., 1999). Младшими из собеседников были россияне Сергей Женовач, (р. 1957) и Анатолий Праудин (р. 1961), англичанка Кети Митчел (р. 1964), литовец Оскарас Коршуновас (р. 1969); старшими -- Юрий Любимов, Джорджо Стрелер и Питер Брук. Никаких общих итогов эти беседы подвести не могли, но частный вывод стоило сделать. В российском театре на глазах сдвигалась возрастная планка. Дебютанты 2-й половины 80-х более не могли и не желали числиться по ведомству «молодой режиссуры».

Можно лишь радоваться, что «молодыми» уже не считают себя ни Григорий Козлов, ни Юрий Бутусов, ни Елена Невежина -- те, кто заявил о себе в 90-е. Зрелость или, на худой конец, мастеровитость, ее эрзац, приходят сейчас рано, и ко многим сразу. А это означает, во-первых, что «конец века режиссуры» опять откладывается. Во-вторых же -- что критикам вновь надобно ходить на дипломные спектакли.

Константин Богомолов, выпускник РАТИ (Мастерская А. Гончарова), поставил на Малой сцене Театра им. Гоголя пьесу «Что тот солдат, что этот», театральное сочинение двадцативосьмилетнего Брехта, написанное за два года до великой «Трехгрошовой оперы». Пьесу можно назвать пацифистской, но правильнее было бы -- «антиармейской». Из названия явствует, что сюжет Брехта -- история о том, как солдатчина обезличивает человека: это так, но это далеко не все. Брехт показывает, как армейская служба (особенно если служить приходится в горячих точках) извращает все человеческие свойства. Он с неумолимой логикой объясняет: людей сообразительных армия делает проходимцами, людей простодушных -- монстрами. Третьего не дано.

Молодой без кавычек режиссер Богомолов отсек ответвления брехтовской фабулы, но осмелился кое-что присочинить к центральной линии действия. В пьесе Брехта есть некий сержант по прозвищу Кровавый Пятерик, двуногое воплощение военизированной системы ценностей: истинный армеец, беспощадный к врагам, а за их отсутствием -- к подчиненным и т.д. Связи, порочащие его, Пятерик, однако, имел, и был в них замечен.

Неудержимые сексуальные влечения мешают быть образцовым солдатом -- и брехтовский Ферчайлд по наущению колоритной вдовы Бегбик (прототип мамаши Кураж) себя, недолго думая, оскопляет. Трагикомическую сцену, написанную Брехтом, режиссер превратил в фарсовую. Кровавый Пятерик, который в исполнении Андрея Алексеева выглядит не то самураем, не то младшим божеством из свиты Шивы, поворачивается к публике спиной, долго пилит свои гениталии (звук в динамиках: железо скребет по железу, а потом -- бах! -- словно гиря на пол упала) и начинает вдруг говорить патетические слова карикатурно писклявым голосом. Сострадать этому идиоту невозможно, и Богомолов со спокойной совестью, не без злорадства даже, его убивает: заставляет удавиться на собственной портупее. Текст, сопровождающий сцену самоубийства, написан отнюдь не Брехтом, хотя стилизован отменно.

Режиссерские купюры и тем более отсебятины критикой никогда не приветствовались. Богомоловский домысел, однако, внутреннего протеста не вызывает: и потому, что в нем чувствуется личное отношение режиссера к перспективе стать новобранцем, и потому, что Константину Богомолову совершенно чужда мания беззастенчивого самовыражения -- болезнь, которая раньше косила молодых режиссеров не хуже гриппа. То, как работает Богомолов с текстом, со сценографом Петром Шмелевым и в особенности с актерами, убеждает: перед нами человек если и не зрелый, то во всяком случае хорошо воспитанный. Самые резкие жесты режиссера вполне осмысленны, самые вольные шутки учтивы и забавны. Чего стоит, к примеру, квазизонг героя пьесы, Гэли Гэя (Александр Бордуков), обманом завербованного в солдаты. Бордуков исполняет «Тирольскую песню» Эдди Рознера, в каждой строке заменяя эпитет «тирольский» на «ирландский». Оно и смешно, и очень выигрышно для умного артиста, и корректно по отношению к Брехту (вот уж у кого нацпринадлежность героев сугубо условна!), а вдобавок -- вовсе не бездумно. Выбор имеет значение хотя бы для тех, кто помнит судьбу Рознера, «джазмена из ГУЛАГа». Главное же, конечно, то, что Богомолов дал артистам Театра им. Гоголя -- всем, не одному только Бордукову -- всласть разыграться. Они работают на редкость азартно и заразительно: честь режиссеру, который с младых ногтей умеет налаживать отношения с труппой.

А пересказывать, что именно произошло с грузчиком Гэли Гэем, я не буду. Еще чего: в театре, имеющем репутацию сугубо невезучего, появился спектакль, который смотреть так же интересно, как читать хороший детектив, -- зачем же портить удовольствие потенциальным зрителям.
Александр СОКОЛЯНСКИЙ

  КУЛЬТУРА  
  • //  28.05.2003
Чуть больше полугода назад в прошлом знаменитый советский пианист, а потом очень успешный европейский дирижер Владимир Ашкенази привозил в Москву Вторую симфонию Сибелиуса. Приехав, он много объяснял, что с северной природой, через которую так любил выражать себя скандинавский композитор, его самого многое связывает -- у него и жена исландка, и сам он из России... >>
  • //  28.05.2003
«Кинотавр» вступает в новую фазу развития
Вроде все как всегда. Синее небо, белый пароход «Максим Рыльский», на палубе которого проходит традиционная пресс-конференция, посвященная объявлению программы «Кинотавра». Знаменитый кинокентавр, состоящий из фестиваля отечественного кино (который все и знают), и международного конкурса (которому в этом году исполняется уже десять лет, но он в общественном сознании до сих подвизается на вторых ролях), в этом году откроется 4-го, а завершится 17 июня. За это время будут показаны две конкурсные программы, панорама отечественного кино, несколько спецпроектов, четыре ретроспективы зарубежного кино, а также ежедневная культурная программа, в которой, помимо юбилеев Петербурга, фильма «Я шагаю по Москве», Всеволода Шиловского и пр., будет отмечен и юбилей гостиницы «Жемчужина», постоянного места проведения «Кинотавра»... >>
  • //  28.05.2003
Слова «молодой режиссер» больше не требуют кавычек
В конце 90-х годов cамой популярной темой театральных разговоров был т.н. «конец века режиссуры». От того времени остался прекрасный сборник бесед «Режиссерский театр от «Б» до «Ю». Разговоры под занавес века, выпуск 1» (М., 1999). Младшими из собеседников были россияне Сергей Женовач, (р. 1957) и Анатолий Праудин (р. 1961), англичанка Кети Митчел (р. 1964), литовец Оскарас Коршуновас (р. 1969); старшими -- Юрий Любимов, Джорджо Стрелер и Питер Брук. Никаких общих итогов эти беседы подвести не могли, но частный вывод стоило сделать. В российском театре на глазах сдвигалась возрастная планка. Дебютанты 2-й половины 80-х более не могли и не желали числиться по ведомству «молодой режиссуры»... >>
  • //  28.05.2003
После семидесяти лет разрухи в Петербурге открылся дворец Строгоновых
Теперь он не зеленый, а розовый, родовой дворец Строгоновых на Невском проспекте. После двух лет поисков и споров зданию, построенному к 50-летию Петербурга бывшим москвичом бароном Сергеем Григорьевичем Строгоновым, возвращен исторический цвет. В 1750-е годы Франческо Растрелли, главный архитектор ансамбля, вынужденный надстраивать «чужые хоромы» (первый дом знаменитых солепромышленников был двухэтажным), использовал saumon (такое благородное название придумал розовому а la Strogonoff критик Александр Бенуа) для того, чтобы зрительно облегчить свое строение. Затем, в период неоклассицизма, здание было желтым, вновь розовым оно стало в эпоху возрождения барокко (1840-е годы), красным в конце XIX века и, наконец, в 1920-е годы, в период первой «романтической реставрации» дворца, было признано, что зеленый -- излюбленный цвет итальянского мастера... >>
  • //  28.05.2003
подпись под музеями: Отреставрированный Строгоновский дворец - одно из самых отрадных явлений юбилейного Петербурга >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика