N°88
19 мая 2003
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 НА РЫНКЕ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
  ПОИСК  
  • //  19.05.2003
Многоукладная культура
РНО получит поддержку государства и сохранит за собой свое имя

версия для печати
В конце недели было объявлено о неожиданном, если не сенсационном решении ведомства Михаила Швыдкого -- Российский национальный оркестр, еще недавно ущемленный невниманием к нему государства, получит государственное финансирование.

Напомним, что после разрыва контракта Спивакова с РНО Министерство культуры приняло решение об организации нового федерального оркестра для обиженного маэстро, причем под идентичным названием «Российский национальный филармонический оркестр». Одновременно с этим состоялось распределение президентских грантов: пять госоркестров получили дополнительное финансирование. Это не имело прямого отношения к РНО, но президенту Фонда РНО Сергею Маркову дало повод сетовать, что государство заботится исключительно о государственных коллективах, независимо от их качества. А вернувшемуся на должность художественного руководителя Михаилу Плетневу оставалось лишь изумляться диковинному равнодушию министра культуры к названиям оркестров, являющимся в то же время торговой маркой.

В результате РНО, соперничающий в отечестве только с федосеевским БСО и питерской «Заслугой» и к тому же более чем заметно выступающий на мировой оркестровой сцене, оказался в положении чуть ли не гонимого. Его даже упрекали в том, что оркестр финансируется только из-за рубежа, что не патриотично. Оказалось, что отсутствие господдержки теперь автоматически означает снижение статуса. К тому же потенциальное повышение зарплат в других оркестрах (впрочем, не поголовное) грозило неприятными изменениями составу долго бывшего вне конкуренции РНО.

Между тем художественная репутация РНО оказалась заметно сильнее, нежели отдельные тенденции в нынешнем культурном менеджменте. Реакция на события вокруг оркестра была бурной и публичной. Пресса, в том числе и «Время новостей», подробно рассказывала о происходящем и анализировала ситуацию, часто не скрывая своей позиции относительно пренебрежения государства частными брендами.

Исключительность последнего решения Минкульта состоит как раз в том, что -- под давлением общественного мнения или независимо от него -- ведомство изменило собственное, много раз до этого артикулированное решение. Подобного в музыкальной сфере до сих пор не отмечалось. «Российская культура сегодня -- многоукладное пространство, где существуют государственные, частные, корпоративные и общественные организации. Мы должны поддерживать эти организации в зависимости от качества их работы», -- именно так теперь выглядит официальная позиция Михаила Швыдкого.

Сергей Марков в свою очередь комментирует: «Учредителем прославленного коллектива под управлением Михаила Плетнева является российская общественная организация -- Фонд РНО, который никогда не противопоставлял себя государству. Поддерживая оркестр, российские и иностранные компании, отдельные любители музыки, которых объединяет фонд, по-существу помогали решению государственных культурных задач. К сожалению, в последнее время о нас было сказано много неправды: якобы РНО -- это частная компания, за которой стоит чуть ли не банда американских махинаторов. Решение министра культуры -- лучший ответ на эту чушь».

Теперь же министерство вступило с Российским национальным оркестром в экспериментальные отношения реанимированного на новый лад госзаказа. Государство заключило с оркестром контракт сроком на пять лет, в течение которых оркестр получит из бюджета 500 тысяч долларов. Средства начнут поступать на счет РНО в конце текущего года. За это Минкульт попросил РНО лишь уделять особое внимание детским и юношеским симфоническим программам. В распространенном агентством РИА «Новости» официальном сообщении не говорится только о том, что помимо решения об активном участии государства (наряду с частными организациями) в поддержке РНО Минкульт разумно рассудил, что будущий федеральный оркестр Владимира Спивакова все же следует назвать как-нибудь по-другому.
Юлия БЕДЕРОВА

  КУЛЬТУРА  
  • //  19.05.2003
Светлана Захарова танцевала «Жизель» в Большом
Светлана Захарова качает головой: нет, контракт не подписан. Борис Акимов, худрук Большого балета, раздраженно опровергает слухи о том, что мариинская балерина со следующего сезона станет «приглашенной звездой» столичного театра. А публика шепчется, завсегдатаи уже примеряют артистке московский репертуар, гадают, что будет танцевать, что не будет... То ли балетоманы принимают желаемое за действительное, восторженно охрипнув на субботней «Жизели», где в главной роли выступила петербургская прима, то ли все новости в Большом объявят, как всегда, перед началом очередного сезона... >>
  • //  19.05.2003
РНО получит поддержку государства и сохранит за собой свое имя
В конце недели было объявлено о неожиданном, если не сенсационном решении ведомства Михаила Швыдкого -- Российский национальный оркестр, еще недавно ущемленный невниманием к нему государства, получит государственное финансирование... >>
  • //  19.05.2003
Претендента на главный приз в Канне пока не нашлось
Первые пять дней 56-го Каннского кинофестиваля остались позади, но лидер конкурсной программы не определился. Более того, нет пока ни одного претендента на основные каннские призы, за исключением разве что показанного вчера «Бассейна» Франсуа Озона. Но обо всем по порядку... >>
  • //  19.05.2003
«Чудаки» на московских экранах
В дыму и неоне, под аккомпанемент неизменного O Fortuna Карла Орфа на экран медленно и торжественно въезжает, погромыхивая, тележка из супермаркета. Но в ее решетчатой утробе разместились вовсе не манго, не фейхоа и не виноград «дамские пальчики», а сами участники грядущих после титров безобразий -- тоже те еще фрукты. Так начинается фильм «Чудаки» Джеффа Тремейна -- вряд ли волшебное и совсем не таинственное путешествие в мир человеческого идиотизма... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ