Время новостей
     N°88, 19 мая 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  19.05.2003
Многоукладная культура
РНО получит поддержку государства и сохранит за собой свое имя
В конце недели было объявлено о неожиданном, если не сенсационном решении ведомства Михаила Швыдкого -- Российский национальный оркестр, еще недавно ущемленный невниманием к нему государства, получит государственное финансирование.

Напомним, что после разрыва контракта Спивакова с РНО Министерство культуры приняло решение об организации нового федерального оркестра для обиженного маэстро, причем под идентичным названием «Российский национальный филармонический оркестр». Одновременно с этим состоялось распределение президентских грантов: пять госоркестров получили дополнительное финансирование. Это не имело прямого отношения к РНО, но президенту Фонда РНО Сергею Маркову дало повод сетовать, что государство заботится исключительно о государственных коллективах, независимо от их качества. А вернувшемуся на должность художественного руководителя Михаилу Плетневу оставалось лишь изумляться диковинному равнодушию министра культуры к названиям оркестров, являющимся в то же время торговой маркой.

В результате РНО, соперничающий в отечестве только с федосеевским БСО и питерской «Заслугой» и к тому же более чем заметно выступающий на мировой оркестровой сцене, оказался в положении чуть ли не гонимого. Его даже упрекали в том, что оркестр финансируется только из-за рубежа, что не патриотично. Оказалось, что отсутствие господдержки теперь автоматически означает снижение статуса. К тому же потенциальное повышение зарплат в других оркестрах (впрочем, не поголовное) грозило неприятными изменениями составу долго бывшего вне конкуренции РНО.

Между тем художественная репутация РНО оказалась заметно сильнее, нежели отдельные тенденции в нынешнем культурном менеджменте. Реакция на события вокруг оркестра была бурной и публичной. Пресса, в том числе и «Время новостей», подробно рассказывала о происходящем и анализировала ситуацию, часто не скрывая своей позиции относительно пренебрежения государства частными брендами.

Исключительность последнего решения Минкульта состоит как раз в том, что -- под давлением общественного мнения или независимо от него -- ведомство изменило собственное, много раз до этого артикулированное решение. Подобного в музыкальной сфере до сих пор не отмечалось. «Российская культура сегодня -- многоукладное пространство, где существуют государственные, частные, корпоративные и общественные организации. Мы должны поддерживать эти организации в зависимости от качества их работы», -- именно так теперь выглядит официальная позиция Михаила Швыдкого.

Сергей Марков в свою очередь комментирует: «Учредителем прославленного коллектива под управлением Михаила Плетнева является российская общественная организация -- Фонд РНО, который никогда не противопоставлял себя государству. Поддерживая оркестр, российские и иностранные компании, отдельные любители музыки, которых объединяет фонд, по-существу помогали решению государственных культурных задач. К сожалению, в последнее время о нас было сказано много неправды: якобы РНО -- это частная компания, за которой стоит чуть ли не банда американских махинаторов. Решение министра культуры -- лучший ответ на эту чушь».

Теперь же министерство вступило с Российским национальным оркестром в экспериментальные отношения реанимированного на новый лад госзаказа. Государство заключило с оркестром контракт сроком на пять лет, в течение которых оркестр получит из бюджета 500 тысяч долларов. Средства начнут поступать на счет РНО в конце текущего года. За это Минкульт попросил РНО лишь уделять особое внимание детским и юношеским симфоническим программам. В распространенном агентством РИА «Новости» официальном сообщении не говорится только о том, что помимо решения об активном участии государства (наряду с частными организациями) в поддержке РНО Минкульт разумно рассудил, что будущий федеральный оркестр Владимира Спивакова все же следует назвать как-нибудь по-другому.

Юлия БЕДЕРОВА