N°88
19 мая 2003
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 НА РЫНКЕ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
  ПОИСК  
  • //  19.05.2003
Ослиный мир
«Чудаки» на московских экранах

версия для печати
В дыму и неоне, под аккомпанемент неизменного O Fortuna Карла Орфа на экран медленно и торжественно въезжает, погромыхивая, тележка из супермаркета. Но в ее решетчатой утробе разместились вовсе не манго, не фейхоа и не виноград «дамские пальчики», а сами участники грядущих после титров безобразий -- тоже те еще фрукты. Так начинается фильм «Чудаки» Джеффа Тремейна -- вряд ли волшебное и совсем не таинственное путешествие в мир человеческого идиотизма. По нынешним временам фильм недлинный, идет всего 87 минут. Впрочем, даже этого времени достаточно для того, чтобы увидеть, как компания людей, разменявших четвертый десяток, но так и не сдружившихся окончательно с собственным мозжечком, проделывает с собой манипуляции, при виде которых непременно зачешутся руки у санитаров кризисного отделения. Под музыку Slayer, Ramones и Public Enemy «чудаки» успеют побегать по улицам в чем мать родила (или в костюме панды, что в данном случае практически одно и то же), покататься на скейтборде, заменив собою шары в зале для боулинга, подвести к собственным соскам электричество, рухнуть в бассейн к аллигаторам в плавках, набитых куриными полуфабрикатами, и, наконец, запихнуть себе в задний проход игрушечный автомобильчик и отправиться на рентген к ничего не подозревающему доктору. Хотя правильнее было бы, наверное, к ветеринару.

Все это еще два года назад можно было увидеть по телевизору на канале MTV, где штурмовая группа, состоящая из того же Трамейна, актера Джонни Ноксвилла («Бар «Гадкий Койот», «Люди в черном 2») и сценариста Спайка Джонса («Быть Джоном Малковичем», «Адаптация»), придумала потчевать тинейджеров странным варевом из самоистязания, дурного тона и абсурдистского юмора в духе «Летающего цирка Монти Пайтона», прошедшего всей труппой принудительную лоботомию. Девизом передачи стала фраза «Не пытайтесь повторить это дома» (не помогло, некоторые особенно сообразительные зрители все-таки свернули себе шеи и отбили причинные места, соревнуясь с новоявленными кумирами), и она вошла в историю как одна из самых безбашенных телепрограмм за всю историю голубого экрана. Теперь же то же самое можно увидеть в кинотеатре. Как ни странно, желающих лицезреть чреватые травмами прыжки и ужимки оказалось немало -- в американском прокате «Чудаки» собрали куда больше денег, чем «Адаптация» по сценарию Джонса, и стал самым прибыльным кинопроектом MTV со времен полнометражной версии «Бивиса и Батхеда».

Беспрецедентный успех данного опуса не случаен. Вряд ли сознательно, но Трамейн со товарищи заполнили собой нишу, пустующую в кинематографе примерно с середины восьмидесятых годов. Именно тогда сошла на нет появившаяся еще в шестидесятые годы традиция документальных фильмов-mondo, обращавших внимание на самые запредельные проявления человеческой натуры, начиная с классического «Собачьего мира» Гуальтьеро Якопетти и заканчивая многочисленными «Ликами смерти» и «Шокирующими Азиями». Точно так же, как Якопетти и его менее талантливые, но любопытные последователи снимали дошедшие до наших дней первобытные культы, дорожные происшествия и гурманов, поедавших живых червей, «чудаки» фиксируют новую мифологию современного города, замешанную на скейтбордическом беспределе, шутках за гранью фола, нарочитом эксгибиционизме и тяжелой музыке. Вот только им мало просто наблюдать -- поэтому героями своих этнографических зарисовок они делают самих себя. И правда, вряд ли кому-то еще подобное придет в голову.

Что до наших зрителей, то они наверняка найдут в действиях ниспровергателей всех и всяческих канонов аналогии с куда более близкими культурными кодами. Jackass в переводе с английского значит «ослы» (а если напечатать jackass в русской модуляции, то выйдет -- совсем уж мистическим образом - «офслфыы»). И все становится на свои места. Трамейн, Ноксвилл и Джонс и есть самые настоящие ослы, по мановению волшебной палочки какого-то заокеанского Незнайки превратившиеся в людей. Брыкун, Калигула и Пегасик американской массовой культуры, ветрогоны, норовящие облить водой благовоспитанных пенсильванских и калифорнийских коротышек. Слово классику: «Им всем троим по-прежнему казалось странным, что они ходят не на четырех ногах, а на двух. Их все время одолевало желание опуститься на четвереньки и закричать по-ослиному, но какая-то внутренняя сила удерживала их от этого. В результате неудовлетворенного желания их начинала грызть тоска, белый свет становился не мил, и все время словно сосало под ложечкой, а от этого хотелось выкинуть какую-нибудь скверную шутку, чтобы и у других на душе сделалось так же нехорошо, как у них. Если бы Незнайка узнал об их мучениях, то поскорее превратил бы их обратно в ослов. Но он ничего об этом не знал». Теперь, когда «Чудаки» вышли в широкий прокат, есть шанс, что обладатель волшебной палочки все-таки возьмется за дело.
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ

  КУЛЬТУРА  
  • //  19.05.2003
Светлана Захарова танцевала «Жизель» в Большом
Светлана Захарова качает головой: нет, контракт не подписан. Борис Акимов, худрук Большого балета, раздраженно опровергает слухи о том, что мариинская балерина со следующего сезона станет «приглашенной звездой» столичного театра. А публика шепчется, завсегдатаи уже примеряют артистке московский репертуар, гадают, что будет танцевать, что не будет... То ли балетоманы принимают желаемое за действительное, восторженно охрипнув на субботней «Жизели», где в главной роли выступила петербургская прима, то ли все новости в Большом объявят, как всегда, перед началом очередного сезона... >>
  • //  19.05.2003
РНО получит поддержку государства и сохранит за собой свое имя
В конце недели было объявлено о неожиданном, если не сенсационном решении ведомства Михаила Швыдкого -- Российский национальный оркестр, еще недавно ущемленный невниманием к нему государства, получит государственное финансирование... >>
  • //  19.05.2003
Претендента на главный приз в Канне пока не нашлось
Первые пять дней 56-го Каннского кинофестиваля остались позади, но лидер конкурсной программы не определился. Более того, нет пока ни одного претендента на основные каннские призы, за исключением разве что показанного вчера «Бассейна» Франсуа Озона. Но обо всем по порядку... >>
  • //  19.05.2003
«Чудаки» на московских экранах
В дыму и неоне, под аккомпанемент неизменного O Fortuna Карла Орфа на экран медленно и торжественно въезжает, погромыхивая, тележка из супермаркета. Но в ее решетчатой утробе разместились вовсе не манго, не фейхоа и не виноград «дамские пальчики», а сами участники грядущих после титров безобразий -- тоже те еще фрукты. Так начинается фильм «Чудаки» Джеффа Тремейна -- вряд ли волшебное и совсем не таинственное путешествие в мир человеческого идиотизма... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ