N°199
23 октября 2003
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  23.10.2003
С сильным не борись
Труппа из Биаррица решила оживить дягилевские балеты

версия для печати
Балет Биаррица -- небольшая компания, тринадцать человек и балетмейстер Тьерри Маланден. Их привез Французский культурный центр, возобновляющий методические показы в России продукции национальных центров хореографии. При первом известии о программе показалось, что вечер собран специально для поездки -- ибо называлась она "В честь Русского балета Сергея Дягилева", а даже самые умные визитеры любят вляпать в репертуар какую-нибудь калинку-малинку. Потом выяснилось, что все придумано еще два года назад, когда речи о Москве не было. То есть не конъюнктура, а порыв души.

Душа хореографа рванулась к соревнованию с легендой, ибо как ни прикрывайся формулой "в честь", если ты берешь ту же музыку и тот же сюжет, что люди, выпустившие великие спектакли, ты с ними соревнуешься. Выбор говорит о смелости (если спектакль удается) или о наглости (если нет).

Маланден выбрал четыре названия, связанных с дягилевской антрепризой. "Пульчинеллу" в 1920-м поставил в Париже один из последних любимцев Дягилева Леонид Мясин. "Призрак розы" в 1911-м -- Михаил Фокин. "Послеполуденный отдых фавна" -- Нижинский в 1912-м. "Болеро" к Дягилеву отношение имеет косвенное: да, его впервые поставила Бронислава Нижинская, что начинала сочинять танцы в "Русском балете", для Иды Рубинштейн, в "Русском балете" выступавшей. Но «Болеро» делалось в 1928-м для антрепризы Рубинштейн, крайне неодобрительно Дягилевым оцениваемой.

"Послеполуденный отдых фавна" и "Призрак розы" считаются великими, их в первоначальном виде и танцуют до сих пор. "Пульчинеллу" после ставили Баланчин (спектакль не вошел в число лучших его балетов) и Лопухов (как все работы экспериментатора, не сохранился). "Болеро" -- Бежар, и для всех балетоманов мира именно с Бежаром "Болеро" ассоциируется. В "Пульчинелле" Маланден был почти свободен, в "Призраке" и "Фавне" соревновался с Фокиным и Нижинским, в "Болеро" -- не с Нижинской, а с Бежаром.

Выглядело это так.

"Пульчинелла" лишился "национальных" отсылок и отсылок к комедии масок. Ни Неаполя в декорациях, ни особенного грима. История приключений неутомимого трахальщика из жирной притчи превратилась в комедию для той молодежи, что вырастет и социально адаптируется, ибо почитает предков. Немножко несложных дуэтов; пара почти героических вариаций; пробег с плащом, поданный так внятно -- ну глядите же, мы вам про всех балетных принцев напоминаем. Не "Американский пирог", а что-то в духе давних фильмов с Софи Марсо. И гомерическая мамаша, исполненная в старобалетном духе Джузеппе Кьяваро, оказывается совершенно своей в мире современно одетых парней и девушек -- ибо в той же мере принадлежит традиционной балетной комедии.

С "Фавном" -- иначе. "Фавн" в начале прошлого века произвел скандал -- в том, как выгибался герой с шарфиком убежавшей нимфы в руках, увидели гимн фетишизму. У Маландена нимфа и не прибегала. Его фавн (Кристоф Ромео) гнется на гигантской коробке с бумажными салфетками. В коробке щель, откуда салфетки достаются. Фавн от вида салфеток возбуждается и недвусмысленно себя удовлетворяет; использованные салфетки комьями лежат на сцене; в итоге герой приникает к щели, несколько раз отжимается и в нее проваливается. Фрейд нашел здесь выражение страха перед кастрацией. Балетному критику искать нечего.

В "Призраке розы" перепет старый текст -- углы оригинала торчат айсбергами в море необязательного бормотания. Мечты современной девушки куда отчетливее, чем у ее предшественницы, -- Призрак притягивает ее к себе вполне властно. В "Болеро" маленькая толпа мыкалась в центре прозрачной комнаты -- хореограф шел за музыкой, и где музыка начинала нарастать, там лежащие на полу персонажи сначала поднимали колени, потом приподнимались, потом вставали. Музыка шла по кругу -- и персонажи шли по кругу. В финале они выбегали из невидимой клетки на все четыре стороны -- и это можно счесть единственной находкой постановщика четырех одноактовок.
Анна ГОРДЕЕВА
//  читайте тему  //  Танец

реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  23.10.2003
В «Доме Нащокина» показывают картины Зинаиды Серебряковой
Теперь немодно, даже неприлично писать -- художница. Особь женского пола, если она занимается искусством всерьез и долго, следует называть серьезно -- художник. Только не в случае Зинаиды Серебряковой. Чье женское начало неразрывно связано с ее искусством, где источники вдохновения и «радостного возбуждения»: дети, кухня, завтраки, дом и вид за окном. Все это, как и бесчисленные автопортреты, Серебрякова писала без отрыва от домохозяйского своего производства... >>
//  читайте тему:  Выставки
  • //  23.10.2003
В понедельник в Московской городской думе прошло очередное совещание по вопросам кинопроката. Создать собственное кинопрокатное объединение в Москве собираются давно, есть даже директор для нового ГУПа -- Анна Пендраковская, нет только окончательных решений, узаконивающих эту инициативу. На вопрос, зачем объединять оставшиеся в московском ведении кинотеатры, обычно отвечают, что-де нужно планировать прокатную политику.. >>
  • //  23.10.2003
«Блондинка в законе 2» на московских экранах
Эль Вудс -- не только большая любительница маленьких собачек и вообще всего розового, пушистого и блестящего, но и, между прочим, выпускница юридического факультета Гарварда. Два года назад фильм о ее приключениях на пути к диплому сделал в Америке стомиллионные сборы и обеспечил исполнительнице роли Эль Риз Уизерспун такое количество розового, пушистого и блестящего на всю оставшуюся жизнь, что страшно становится... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  23.10.2003
Труппа из Биаррица решила оживить дягилевские балеты
Балет Биаррица -- небольшая компания, тринадцать человек и балетмейстер Тьерри Маланден. Их привез Французский культурный центр, возобновляющий методические показы в России продукции национальных центров хореографии. При первом известии о программе показалось, что вечер собран специально для поездки -- ибо называлась она "В честь Русского балета Сергея Дягилева", а даже самые умные визитеры любят вляпать в репертуар какую-нибудь калинку-малинку... >>
//  читайте тему:  Танец
  • //  23.10.2003
Голливуд поможет СТС соорудить 120 мыльных серий
Рекламные щиты в метро, растяжки на улицах, ролики на ТВ громогласно сообщают: 31 октября на канале СТС стартует грандиозный сериал «Бедная Настя». Об этом же с помпой и пафосом напомнили журналистам на пресс-конференции, не слишком похожей на такого рода действа... >>
//  читайте тему:  Кино
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика