N°195
17 октября 2003
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 ТЕЛЕВИДЕНИЕ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  17.10.2003
Бриллианты для диктатуры меховщиков
Вечер памяти Рудольфа Нуреева ознаменовался скандалом

версия для печати
Словосочетание "Бриллианты мирового балета" в Москве возникло лет десять назад. Тогда появилась прокатная контора, приманившая себе в спонсоры неких алмазных производителей. Толком эта контора сделала один концерт; начиная со второго вечера цикла "Бриллианты" стали символом невыполненных обещаний, заявленных в афише, но не выступающих звезд и всяких чрезвычайно неприятных сюрпризов вроде дебютов социально озабоченных самодеятельных хореографов. (Дети из хореографического училища, все в голубом, плавно подрагивая, изображали беспризорников -- балет назывался "Улицы".) В этом году казалось, что "Бриллианты" решили исправиться: в Москву приехали выступать люди занятные, отлично выученные, разнообразные. Но репутация есть репутация -- публика раскупила едва четверть билетов. И стиль есть стиль -- безобразный скандал все-таки случился.

Вечер был посвящен памяти Рудольфа Нуреева -- весь год балетный мир поминает артиста, умершего десять лет назад, вот и наши решили отметиться. Пригласили на пресс-конференцию сестру танцовщика, объяснившую всем желающим, что в свидетельстве о рождении у человека было написано "Нуреев" (на афишах при этом поставили "Нуриева"). Водрузили на сцене гигантскую фотографию -- причем так, будто Нуреев выглядывает из-за кулис, только пол-лица видно. Прокрутили в начале кинопленку 1964 года, где юный беглец ставит "Раймонду", сам танцует в ней и без тени смущения признается интервьюеру, что плохо помнит классический текст. Потом перешли к "живым" танцам.

И начали -- с "Суворовцев"! Это, видно, чтобы Нуреев и в лучшем мире не пожалел, что сбежал из России. От этих мундиров и фуражек, десятилетия подряд напяливаемых на совсем крохотных балетных человеков, от этой портяночной романтики, от которой было не скрыться даже в балете. Только передержка вышла, господа устроители: в Московском училище Нуреев никогда не учился. А Вагановская школа своих детей ТАК не строила.

Потом вышли взрослые гости. Репертуар поделили четко: наши танцевали свое, западные люди -- свое. Из московских артистов в "бриллианты" попали Илзе Лиепа и Марк Перетокин (дуэт из "Шехеразады" -- геометрически-бесстрастная Зобеида и плотный раб, поднимающийся в воздух как самолет с бронетехникой), Наталья Ледовская и Сергей Филин (Джеймс виртуозно порхал вместо Сильфиды, вроде бы обязанной это делать). Алексей Ратманский, что с января возглавит балетную труппу Большого театра, появился еще в качестве солиста Датского королевского балета, потому -- вместе с Мари-Пьер Грев -- в "Номадах" Тима Раштона, зыбучей и плещущей вариации на темы вечного странничества артистов. Балет Бордо во главе с Шарлем Жюдом привез одноактовку Хосе Лимона "Павана мавра", в плавный, змеиный, опасный текст которой Жюд поставил столько пластических восклицательных знаков, что его Отелло стал выглядеть мелким неврастеником. Солисты Венской оперы Симона Ножа и Джузеппе Пиконе привезли па-де-де Slingerland, сочиненное Уильямом Форсайтом скорее для машин, чем для людей, -- так настойчиво из этой виртуозной вязи изгнаны все эмоции, так невозможны здесь технические ошибки. И, наконец, в финале этуали Парижской Оперы Аньез Летестю и Жозе Мартинес с надменным блеском станцевали нуреевский вариант черного па-де-де в "Лебедином" (оно у Нуреева превратилось в па-де-труа -- Злой гений обрел собственную вариацию).

Такой состав приглашенных вполне мог обеспечить приличный уровень -- и на многих из гостей действительно было интересно взглянуть. Но посередине концерта -- к которому не было выпущено программок -- организаторы без предупреждения зашарашили меховое дефиле. Оно длилось, длилось и длилось; манекенщицы ходили в разноцветных шубках; никто не знал, когда это кончится. И балкон начал скандировать "ба-лет!"; и амфитеатр заорал "по-зор!". У манекенщиц губы были стиснуты так, будто девушки шли на казнь. Но (выполняя обязательства перед спонсорами?) организаторы выслушивали мнение зала почти полчаса. После чего концерт продолжился как ни в чем не бывало. И репутация "бриллиантов" обрела твердокаменную устойчивость.
Анна ГОРДЕЕВА
//  читайте тему  //  Танец

реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  17.10.2003
«Плохие парни 2» дали жару в «Пушкинском»
Первая серия «Плохих парней» увидела свет в 1995 году. Двое полицейских-напарников -- щеголь и дамский угодник Майк (Уилл Смит) и его друг, малахольный отец семейства Маркус (Мартин Лоуренс) -- на пару охраняли важную свидетельницу и не прекращали потешные пикировки ни на секунду из тех 72 часов, которые были выделены им на поиски крупной партии героина, похищенной прямиком с полицейского склада вещдоков... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  17.10.2003
Вечер памяти Рудольфа Нуреева ознаменовался скандалом
Словосочетание "Бриллианты мирового балета" в Москве возникло лет десять назад. Тогда появилась прокатная контора, приманившая себе в спонсоры неких алмазных производителей. Толком эта контора сделала один концерт; начиная со второго вечера цикла "Бриллианты" стали символом невыполненных обещаний, заявленных в афише, но не выступающих звезд и всяких чрезвычайно неприятных сюрпризов вроде дебютов социально озабоченных самодеятельных хореографов. (Дети из хореографического училища, все в голубом, плавно подрагивая, изображали беспризорников -- балет назывался "Улицы".) В этом году казалось, что "Бриллианты" решили исправиться: в Москву приехали выступать люди занятные, отлично выученные, разнообразные. Но репутация есть репутация -- публика раскупила едва четверть билетов. И стиль есть стиль -- безобразный скандал все-таки случился. >>
//  читайте тему:  Танец
  • //  17.10.2003
Сто лет назад родилась Лидия Иванова
"Она была красивая, чуть полненькая, но в порядке. С ней было легко, весело работать", -- вспоминал одноклассник Лидии Ивановой Баланчин, сочинивший специально для балерины "Грустный вальс" на музыку Сибелиуса. В этом вальсе Иванова с распущенными волосами бегала по сцене, изображая девушку, охваченную страхом смерти. И хореографу, и балерине еще не было двадцати; они только что -- в 1921-м -- были приняты в Мариинский театр, причем Иванова, чьи танцы знатоки заметили еще в школе -- редкий случай, -- сразу стала солисткой. Жизнь кипела в каждом из них -- какой страх смерти? Впереди сияло великое будущее. Которое было у Баланчина. Которого у Ивановой не было. >>
  • //  17.10.2003
О стихах Максима Амелина
«Конь Горгоны» (М., «Время») -- третья книга стихов Максима Амелина. Появилась она больше месяца назад, прочиталась залпом, но слова, хоть в какой-то мере с ее строем соотносимые, все не находились и не находились. И представьте себе, мне не стыдно. Потому что Амелина надо читать медленно и не один раз. Даже тем, кто сразу распознает в его виршах свое и жизненно необходимое. Не стыдно, но боязно. И вот почему... >>
//  читайте тему:  Круг чтения
  • //  17.10.2003
В XL-галерее показали «Автограф» Татьяны Хэнгстлер
В последнее время и большевики, и меньшевики много говорят о возвращении Живописи. Программа-минимум -- возвращение художника (такой лозунг присвоил Виктор Мизиано русскому павильону в Венеции). Напомним, что художника, то есть Автора, зарыл в землю сырую еще в середине прошлого века Ролан Барт. В дальнейшем обнаружилось, что и видеоинсталляция, и перформанс тоже с фатальной неизбежностью оказываются в потных ручонках акул шоу-бизнеса, то есть присваиваются Обществом Спектакля... >>
//  читайте тему:  Выставки
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика