N°17
31 января 2003
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 ТЕЛЕВИДЕНИЕ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
  ПОИСК  
  • //  31.01.2003
Знакомьтесь, Горюхин
Премия Белкина выявила хорошего писателя

версия для печати
Недавно объявленный шорт-лист премии Ивана Петровича Белкина несколько озадачил «профессиональных читателей». В пятерке лучших повестей года наряду с опусами хорошо известных Марины Вишневецкой, Андрея Геласимова и Асара Эппеля и проходящего по «молодежной квоте» Ильи Кочергина обнаружилось «Встречное движение» доселе, кажется, в столицах не примеченного Юрия Горюхина, писателя, чья фамилия изящно аукнулась с именем премии. Как известно, «покойного Ивана Петровича» его «издатель» А.П. сделал автором не только пяти славных повестей, но и незаконченной «Истории села Горюхина». Памятуя об этом факте и сетуя на печальную стереотипность относительно молодой русской прозы, я и назвал заметку о «белкинском» состязании «Истории села Горюхина». Вовсе не имея в виду неведомого мне тогда писателя, опубликовавшегося в загадочном издании (журнал? альманах?) «Бельские просторы». (Напомню, что список лауреатов был «приклеен» к уже готовому тексту.) Как говаривал вослед Стерну все тот же А.П., «бывают странные сближения».

Первое, что должно сказать о Горюхине: в кагорту лауреатов он попал не для галочки. Не знаю, что еще сочинил ответственный секретарь ежемесячного уфимского журнала (все-таки так) «Бельские просторы», учрежденного кабинетом министров и союзом писателей Башкорстана, но «Встречное движение» -- повесть остроумная и обаятельная. Уверен, направь ее автор в «Знамя», «Октябрь» или «Дружбу народов», там бы обнаружилось «встречное движение». Что же до «горюхинства» в ином смысле, то его в повести куда меньше, чем у столичных (или позавчера перебравшихся в Москву) прозаиков. Кто-то из многочисленных персонажей Горюхина, конечно, полегоньку бедует (а пьют многие весьма вдумчиво), но тотальной чернухой и практически неотделимой от нее «сострадательной нежностью» к себе, любимому, здесь не пахнет. Как, мимоходом замечу, и у многих иных провинциальных (по прописке, а не по уровню работ!) писателей -- Нины Горлановой (Пермь), Александра Хургина (Днепропетровск), Николая Якушева (Вольск), Александра Титова (Липецкая область), Сергея Солоуха (Кемерово), Юрия Петкевича (Белоруссия), хорошо (слишком хорошо!) знающих о тяготах сегодняшней жизни, но совершенно не склонных к жалостливому скулежу.

Горюхин пишет о том, как «броуновское движение» обитателей большого (но тесного) города превращается (или не превращается) в «движение встречное». Мелькают персонажи, описанные то в добротно психологической, то в буффонно-масочной тональности -- спившийся учитель, пакостливый мальчуган, пенсионерка, вор-домушник, художник-авангардист, продавщица из бутика, свихнувшийся шахматный тренер, пожилой автолюбитель, доктор, девчушки с вечными пузырями жвачки, ушлый журналюга, вальяжная и знающая себе цену красотка, заезжий органист... Конечно, и криминальный авторитет с милицейским генералом обнаружатся -- какая же без них «современная повесть»? Парад аттракционов или вязь повседневности? Чехов или Хармс? Театр абсурда или мутные будни? Смех и грех или «музыка сфер»? Растолкуй, кто умный. (Только предварительно с собственным существованием разберись.) Знакомые, полузнакомые, вовсе незнакомые персонажи то и дело сталкиваются где угодно -- на детской площадке и в обезьяннике вытрезвителя, в трамвае и кафе, на изысканном концерте и в кондитерском отделе гастронома... Жизнь не ведает о собственной сюжетности, как не знают своей таинственной предназначенности друг другу симпатичный гуляка Грогин (несколько притомившийся от легкости артистического бытия) и красавица Даша (несколько притомившаяся от «правильного» чередования скандалов и примирений с неотличимым от прочих мужей мужем). А может, этой предназначенности и нет?

Вы угадали. После многих «не-встреч» Грогин и Даша встретились -- «на асфальтовом пятачке, там, где трамваи обычно выпускают своих истомившихся пассажиров». Улыбнулись друг другу. Грогин успел заметить сходство девушки с фотографией «ню», которую видел в квартире друга-художника -- и не зря, Даша это и была. И разошлись. «Грогин остановился около женщины, продающей семечки, и подумал: а куда, собственно, идти дальше?» Как это куда? За ней, милый, за ней! Кроме Хармса и Чехова, много что на свете есть! Читал ведь, небось, Средь шумного бала, случайно... От «открытых финалов» нынче мутит не меньше, чем полвека назад от победы «хорошего» над «лучшим». Все сбудется -- стоит только захотеть.
Андрей НЕМЗЕР

  КУЛЬТУРА  
  • //  31.01.2003
В Московском Центре искусств открылась выставка «Новые русские коллекции»
Московский Центр искусств решил отчитаться не только о деятельности своей галереи, но и о функционировании всего рынка русского искусства. На выставке собраны сплошь топовые, первоклассные работы мастеров первой трети XX века, предоставленные многими известными и совсем новыми собирателями. Необычность показа в том, что все работы (от Гончаровой и Сапунова до Древина и Штеренберга) были приобретены в прошлом, 2002 году. Экспозиция -- подлинное лакомство для гурманов. Такого Григорьева и Сарьяна вы наверняка еще не видели. Спешите! Продлится выставка недолго, до 25 февраля. О ее смысле и значении обозревателю газеты «Время новостей» Сергею ХАЧАТУРОВУ рассказывает хозяйка Московского Центра искусств Марина ЛОШАК... >>
  • //  31.01.2003
Премия Белкина выявила хорошего писателя
Недавно объявленный шорт-лист премии Ивана Петровича Белкина несколько озадачил «профессиональных читателей». В пятерке лучших повестей года наряду с опусами хорошо известных Марины Вишневецкой, Андрея Геласимова и Асара Эппеля и проходящего по «молодежной квоте» Ильи Кочергина обнаружилось «Встречное движение» доселе, кажется, в столицах не примеченного Юрия Горюхина, писателя, чья фамилия изящно аукнулась с именем премии. Как известно, «покойного Ивана Петровича» его «издатель» А.П. сделал автором не только пяти славных повестей, но и незаконченной «Истории села Горюхина». Памятуя об этом факте и сетуя на печальную стереотипность относительно молодой русской прозы, я и назвал заметку о «белкинском» состязании «Истории села Горюхина»... >>
  • //  31.01.2003
Представлен новый русскоязычный альбом Алсу
Прошедшая на днях презентация альбома со скромным «дигитальным» названием «19» обошлась без пафоса, паники и лишних восторгов. У фотокорреспондентов была возможность снимать молодую и красивую артистку (со стоящим рядом папой) столько, сколько нужно. У пишущих корреспондентов была возможность задать несколько вопросов, на которые артистка ответила в своей обстоятельно-невозмутимой манере. Алсу даже спела две песни в сопровождении нормальной живой группы, сыгравшей все нота в ноту, «как написано». Ничего лишнего. Как если бы Алсу каждую неделю по альбомчику выпускала, а ведь «19» -- всего лишь второй ее русскоязычный альбом... >>
  • //  31.01.2003
В Ханты-Мансийске пылает «Дух огня»
Свое название Первый международный фестиваль кинематографических дебютов позаимствовал из финно-угорских мифов. Най Ангки -- особо почитаемый коренным населением Югры дух, обитающий в домашних очагах и разводимых людьми кострах, доброжелательный к людям, оберегающий от болезней и покровительствующий семье. Этакое славное язычество накладывает отпечаток на все мероприятие: окруженная заснеженными хвойными мачтами гостиница «На семи холмах», где расположились гости и участники фестиваля, напоминает описанный Стивеном Кингом и показанный на экране Стэнли Кубриком отель «Оверлук». Если учесть, что на этих самых семи холмах аборигены испокон века поклонялись своим богам и приносили жертвы верховному божеству Торуму Моа, сходство с «Сиянием» усиливается. Впрочем, темным легендам и пугающим предзнаменованиям здесь места нет: фестиваль проходит бодро, слаженно, с огоньком и вполне духовно... >>
  • //  31.01.2003
«Кен Парк» Ларри Кларка все-таки выходит на московские экраны
Многие сомневались, что этот фильм выйдет у нас в прокат. Никто не сомневался, что в Америке он никогда на экранах не появится. Сам Ларри Кларк назвал свой фильм «действительно жестким, откровенным и очень, очень мрачным». Ну и откуда же ему быть другим, если и режиссер, и сценарист (в этой роли выступил автор «Деток» Хармони Корин) решили во всей красе и со всей откровенностью, на которую способно визуальное искусство, продемонстрировать публике удушливо-пошлый мир провинциальной Америки, где ничтожные дети, вырастая, копируют своих ничтожных родителей. Однако же поскольку дети по презумпции существа как бы невинные, то есть грешат не по своей воле, а по вине старших, не уготовивших никаких иных примеров для подражания, то им, деткам, можно и посочувствовать, отчего обличительный пафос только усиливается. Нехитрая, в общем, идея составляет главный содержательный месседж картины, начинающейся с кадра, запечатлевшего самоубийство, и продолжающейся сценами насилия, как сексуального, так и психологического, мастурбации, группового секса и даже мочеиспускания крупным планом... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ