N°199
28 октября 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 НА РЫНКЕ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
  ПОИСК  
  • //  28.10.2002
Пересек -- преступил
Современное искусство изучает мир в форме лабиринта

версия для печати
Символом прошедшего в Касселе XI фестиваля Contemporary Art «Документы» некоторые критики (например, Ольга Козлова) считают лабиринт. Действительно, экспозиция по собственной прихоти втекала в разные залы города и заполнила даже ангары большого пивоваренного завода на окраине. Концепция «Документов» подразумевала много коридоров смысла и полную свободу блуждания в них. Наконец, две очень зрелищные и запоминающиеся работы непосредственно лабиринту и были посвящены.

Одна -- Untitled кубинской художницы Тани Бругьера. В полной темноте крадешься по коридору. Вдруг бьют в глаза десятки прожекторов. Клацает затвор автомата. По галерее топают надзиратели. Природу насилия можно постигать на собственной шкуре. Другая работа была выставлена в парке около старинного дворца и оранжереи. Это «Зеркальный лабиринт с 12 знаками депрессии» канадца Кена Лума. Выстроен павильон с зеркалами. На зеленом партере, вблизи скульптур и перспектив a la Версаль, павильон смотрится вполне стильно, в духе усадебных кунштюков. Но внутри поселились современные ужасы, комплексы и страхи. В вертлявых коридорчиках зеркала поставлены гранями, и, кроме них, там ничего нет. Не зная, где следующий поворот, влетаешь башкой в себя, любимого, зазеркального. На каждом из двенадцати зеркал надпись, позаимствованная из книги тестов психиатра: «Кричу от безнадежности», «Нет другого выхода», «Смертельная тоска», «Один в целом мире» и т.д. По словам художника, его не интересовала депрессия как клинический случай. Скорее это архитектоника идентификации и отчуждения: «Когда ты дробишься в бесконечной зеркальной перспективе, теряется нормальная координация, и создается ощущение, будто ты отражаешься в мультифасеточном глазе мухи». Такая получилась пугающая своей избыточностью композиция: в декорациях фильма Гринуэя бродит кафкианский кошмар.

Открывшийся в конце прошлой недели в Государственном центре современного искусства (ГЦСИ) на Зоологической «Лабиринт» Ивана Чуйкова куда проще. Но манипуляции с сознанием у него не менее радикальные. На пол нанесена разметка. Красные линии обозначают дорожки, по которым идти. Черные стрелки указывают направление движения. Тупики отмечены запрещающим дорожным знаком. В отличие от художников «Документов» Чуйков не втягивает посетителя в свою игру властно и жестоко. Он оставляет выбор: можно ходить внутри воображаемого лабиринта, а можно прямо по нему, наплевав на знаки, топча стрелки, пересекая линии.

Однако если не следуешь инструкции-схеме, не заметишь узенькой щелочки в перегородке у стены зала, к которой, собственно, и подводит лабиринт. Попав за перегородку, оказываешься в маленькой комнатке. На столе -- стопка плотных бланков. На каждом крупными буквами напечатано: «СВОБОДНЫ». Сертификат свободы заверяет подлинная авторская подпись Чуйкова. В связи с последними московскими событиями появляется искушение неуклюже актуализировать проект и объединить его с теми «лабиринтами насилия», что видены в Касселе. Главное вовремя сказать себе «стоп». Проект Чуйкова не о насилии, а о правилах, границах поведения. Вот как сам художник в интервью сотруднице ГЦСИ Евгении Кикодзе рассказывает о принципе моделирования: «Я понял: рамки необходимы, с их помощью ты сам себе устанавливаешь правила игры и становишься свободным. А когда ты кажешься себе свободным делать все, что ни вздумается, тогда ты в плену каких-то иных вещей...»

Получается, начерченный на полу «Лабиринт» Ивана Чуйкова становится визуальным аналогом категорических императивов Иммануила Канта. Например, такого: «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству». И лабиринт тебе показывает: «поступай», именно «поступай». А всякое переступание, нарушение границ есть «пре-ступление», не свобода, а рабство.
Сергей ХАЧАТУРОВ

  КУЛЬТУРА  
  • //  28.10.2002
Путешествие дилетантов не имеет конца
Дмитрий Крымов, поставивший «Гамлета» на сцене Театра имени Станиславского, пренебрег возможностью обратиться к публике с декларацией своих эстетических воззрений, творческим манифестом или чем-нибудь подобным. Спасибо и за это. Программка сообщает ровно столько, сколько ей положено. Автор -- У. Шекспир. Перевод А. Чернова. Действующие лица -- пятнадцать штук (примерно вдвое меньше, чем в оригинале). Исполнители: такие-то. Постановка, как было сказано, Дмитрия Крымова... >>
  • //  28.10.2002
В минувшую пятницу в лондонской больнице умер великий ирландский актер Ричард Харрис. «Меня не интересуют репутация, бессмертие и тому подобные вещи. Мне все равно, за что меня будут помнить. Мне все равно, будут ли меня помнить. Мне все равно, забудут ли меня... Честное слово, мне нет до этого никакого дела», -- так заявлял Харрис, которого будут помнить долго, за многое, но каждый -- за свое... >>
  • //  28.10.2002
Госоркестр впервые выступил со своим новым дирижером
В четверг вечером вопреки происходящему в Москве новый музыкальный хозяин когда-то просто знаменитого, а после многочисленных скандалов еще и печально знаменитого ГАСО Марк Горенштейн все-таки не отказал себе в удовольствии дебютировать в БЗК с перепуганными подчиненными. Концерт, как было запланировано ранее, посвящался памяти великого главного дирижера Госоркестра Евгения Светланова, с которым коллектив проработал свои лучшие 35 лет и от которого потом отказался. Поэтому на сцене была крупного размера фотография маэстро в романтической позе, программка содержала разрозненные выдержки из его интервью, а буклет предлагал некоторое количество фотографий нового маэстро с выражением лица почти таким же романтическим, как у далекого предшественника. Горенштейн ни словом не обмолвился об одновременных событиях, зато предложил почтить память Светланова минутой молчания (характерно, что этот день в светлановской биографии ничем не знаменит). В зале был аншлаг, галерка переполнена, в партере -- узнаваемые лица чиновников, актеров, общественных деятелей... >>
  • //  28.10.2002
Современное искусство изучает мир в форме лабиринта
Символом прошедшего в Касселе XI фестиваля Contemporary Art «Документы» некоторые критики (например, Ольга Козлова) считают лабиринт. Действительно, экспозиция по собственной прихоти втекала в разные залы города и заполнила даже ангары большого пивоваренного завода на окраине. Концепция «Документов» подразумевала много коридоров смысла и полную свободу блуждания в них. Наконец, две очень зрелищные и запоминающиеся работы непосредственно лабиринту и были посвящены... >>
  • //  28.10.2002
25 октября на 78-м году жизни умер Борис Анисимович Маркевич -- художник-график, один из лучших мастеров того поколения, что вошло в художественную жизнь в пятидесятые и начиная с шестидесятых в течение долгого времени определяло проблематику графического искусства, его стиль. Этот новый стиль предусматривал решительное единство иллюстрации и всего книжного оформления, возврат к той формульности шрифта, которая была характерной особенностью книжного искусства двадцатых годов, но позже утратилась, к пониманию книги как единого целостного организма. В какой-то мере новое поколение графиков шло к этому стилю через опыт двадцатых. Но это был путь вперед, а не назад... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика