N°199
28 октября 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 НА РЫНКЕ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
  ПОИСК  
  • //  28.10.2002
Памяти Бориса Маркевича
версия для печати
25 октября на 78-м году жизни умер Борис Анисимович Маркевич -- художник-график, один из лучших мастеров того поколения, что вошло в художественную жизнь в пятидесятые и начиная с шестидесятых в течение долгого времени определяло проблематику графического искусства, его стиль. Этот новый стиль предусматривал решительное единство иллюстрации и всего книжного оформления, возврат к той формульности шрифта, которая была характерной особенностью книжного искусства двадцатых годов, но позже утратилась, к пониманию книги как единого целостного организма. В какой-то мере новое поколение графиков шло к этому стилю через опыт двадцатых. Но это был путь вперед, а не назад.

Борис Маркевич внес в новое движение индивидуальные качества, которые были открыты ему неповторимым талантом, его острым глазом, безошибочно улавливавшим и норму, и отклонение от нее, его удивительно гармоничным характером, сочетавшим положительную серьезность и всепроникающую иронию, особой скромностью, которая заставляла его искать художественную правду где-то на краях, а не в середине и выходить затем с этих краев в центр.

Примером такого выхода оказались рисунки к произведениям Зощенко. Уже по тому, как Б.А. читал в узком кругу друзей тексты Зощенко у лампы в домашнем интерьере или на сеновале в глухой деревне, можно было предчувствовать результаты, к которым придет художник. Но путь к ним был не так уж прост. Нужно было сначала разучиться рисовать, впасть в полное неумение, поддаться пластическому алогизму, чтобы затем из него извлечь графический язык, адекватный зощенковской иронии.

В последние десятилетия Борис Маркевич наибольшее внимание отдавал акварельному рисунку; в этой области ему удалось достичь многого. Его пейзажи и натюрморты, пластически сосредоточенные на полновесной жизни объема в пространстве, стали своеобразным знаком мастера, хотя и впитавшего опыт метафизической живописи и других направлений начала прошлого века, подвергавших видимый мир коренному преобразованию, но сохранившего в неприкосновенности целостность вещи. В этой целостности живет чувство полновесности бытия и красоты мира.

Мастер ушел, оставив свой опыт ориентации в сложном и противоречивом времени и в запутанном пространстве -- опыт ума, глаза и руки. В произведениях, реализовавших этот опыт, воплотились и улыбка мастера, скрытая в усах, и добрый взгляд, и открытая душа. Их запомнят знавшие Бориса Анисимовича. О них догадаются и те, кто его не знал, но кто будет смотреть его работы.
Елена МУРИНА, Дмитрий САРАБЬЯНОВ

  КУЛЬТУРА  
  • //  28.10.2002
Путешествие дилетантов не имеет конца
Дмитрий Крымов, поставивший «Гамлета» на сцене Театра имени Станиславского, пренебрег возможностью обратиться к публике с декларацией своих эстетических воззрений, творческим манифестом или чем-нибудь подобным. Спасибо и за это. Программка сообщает ровно столько, сколько ей положено. Автор -- У. Шекспир. Перевод А. Чернова. Действующие лица -- пятнадцать штук (примерно вдвое меньше, чем в оригинале). Исполнители: такие-то. Постановка, как было сказано, Дмитрия Крымова... >>
  • //  28.10.2002
В минувшую пятницу в лондонской больнице умер великий ирландский актер Ричард Харрис. «Меня не интересуют репутация, бессмертие и тому подобные вещи. Мне все равно, за что меня будут помнить. Мне все равно, будут ли меня помнить. Мне все равно, забудут ли меня... Честное слово, мне нет до этого никакого дела», -- так заявлял Харрис, которого будут помнить долго, за многое, но каждый -- за свое... >>
  • //  28.10.2002
Госоркестр впервые выступил со своим новым дирижером
В четверг вечером вопреки происходящему в Москве новый музыкальный хозяин когда-то просто знаменитого, а после многочисленных скандалов еще и печально знаменитого ГАСО Марк Горенштейн все-таки не отказал себе в удовольствии дебютировать в БЗК с перепуганными подчиненными. Концерт, как было запланировано ранее, посвящался памяти великого главного дирижера Госоркестра Евгения Светланова, с которым коллектив проработал свои лучшие 35 лет и от которого потом отказался. Поэтому на сцене была крупного размера фотография маэстро в романтической позе, программка содержала разрозненные выдержки из его интервью, а буклет предлагал некоторое количество фотографий нового маэстро с выражением лица почти таким же романтическим, как у далекого предшественника. Горенштейн ни словом не обмолвился об одновременных событиях, зато предложил почтить память Светланова минутой молчания (характерно, что этот день в светлановской биографии ничем не знаменит). В зале был аншлаг, галерка переполнена, в партере -- узнаваемые лица чиновников, актеров, общественных деятелей... >>
  • //  28.10.2002
Современное искусство изучает мир в форме лабиринта
Символом прошедшего в Касселе XI фестиваля Contemporary Art «Документы» некоторые критики (например, Ольга Козлова) считают лабиринт. Действительно, экспозиция по собственной прихоти втекала в разные залы города и заполнила даже ангары большого пивоваренного завода на окраине. Концепция «Документов» подразумевала много коридоров смысла и полную свободу блуждания в них. Наконец, две очень зрелищные и запоминающиеся работы непосредственно лабиринту и были посвящены... >>
  • //  28.10.2002
25 октября на 78-м году жизни умер Борис Анисимович Маркевич -- художник-график, один из лучших мастеров того поколения, что вошло в художественную жизнь в пятидесятые и начиная с шестидесятых в течение долгого времени определяло проблематику графического искусства, его стиль. Этот новый стиль предусматривал решительное единство иллюстрации и всего книжного оформления, возврат к той формульности шрифта, которая была характерной особенностью книжного искусства двадцатых годов, но позже утратилась, к пониманию книги как единого целостного организма. В какой-то мере новое поколение графиков шло к этому стилю через опыт двадцатых. Но это был путь вперед, а не назад... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика