N°123
12 июля 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
  ПОИСК  
  • //  12.07.2002
Гельман без границ
Гельман без границ

версия для печати
Недавно прошел слух, что Марат Гельман должен стать директором аналитического и политического вещания на «Общественном российском телевидении». Попытаемся понять, каким будет вклад Гельмана в ОРТ и с чем останется современное искусство, лишившись этого галериста и культуртрегера.

Из рассказов о нашем герое можно составить небольшую "гельманиану". Разброс мнений потрясает. С одной стороны, транслируются массовые признания в любви к Гельману нижегородской интеллигенции в духе: "Я не могу говорить о Гельмане, потому что я очень его люблю..." (В Нижнем Марат Александрович участвовал в проведении избирательной кампании.) С другой стороны, любителям компромата предлагают рассказы о запрещенных приемах, использованных галеристом на политическом поприще. Верить, очевидно, следует всему, ибо мифы, окружающие общественного деятеля, не менее показательны, чем правда. Впрочем, где она, эта правда, понять невозможно. Может, узнаем из чьих-нибудь будущих сенсационных мемуаров. А нет, так останемся с пестрым набором мифов. И с интервью героя, где Гельман опровергает дурные слухи, но с видом человека, умеющего управлять информацией о себе.

В сфере искусства Гельман известен не столько своей галереей, сколько масштабным интернет-проектом Guelman.ru. Сайт украшен подзаголовком "Современное искусство в сети", что, как не раз отмечалось, выглядит нескромно -- получается, что наш герой назвал своим именем все искусство. Обеспечил торговой маркой. Художники любят говорить, что время шедевров прошло, что на дворе эпоха децентрализации, что демиургов больше нет. Но децентрализация по-гельмановски выглядит как обезличка: на Тимура Новикова и какого-нибудь Петра Раздолбаева отводится одинаковый строкаж. Может быть, фигура художника-демиурга теперь действительно невозможна. Но Марат Гельман, как и многие другие кураторы у нас и на Западе, примеривает эту роль на себя. Художники вольно или невольно делегируют ему функции творца. Распространенный миф гласит, что искусство не может пробиться само, ему нужен чей-то авторитет, что сможет его «продвинуть». В компетенцию куратора попадает проблема взаимосвязи искусства и публики. А само искусство оказывается словно бы и ни при чем. Из разноцветных камешков галерист составляет удобную на данный момент мозаику -- вспомним тематические сборные выставки, приуроченные к какому-нибудь общественному поводу: новые деньги, юбилей Пушкина и т.д.

Гельман начинал как коллекционер, но крайне редко признается в любви к объектам своего выбора. Скорее галерист относится к художникам как к собственным произведениям (или, если взять словечко из политического сленга, креатурам). Уверенность в том, что нечто актуально, вырабатывается не самим художником, а его куратором. Художнику остается только делать иллюстрации к соответствующим идеям.

Сейчас роль директора галереи передана Сергею Ануфриеву, украинскому художнику, участнику артгруппы "Медицинская герменевтика". По пресс-релизам невозможно понять, что ждет галерею в будущем. Внятной программы нет. Ее отсутствие позволяет сделать вывод: Гельман все равно будет держать руку на пульсе.

Политические затеи Гельмана, тесно связанные с руководимым Глебом Павловским Фондом эффективной политики, обычно задавались не слишком. Говорят, конечно, что московский альтернативный День города, проведенный за СПС в пику Лужкову и блоку "Отечество -- Вся Россия", существенно поднял рейтинг правых. Но говорят и другое: рейтинг правых поднялся из-за того, что Анатолий Чубайс заявил о симпатии СПС к Путину. Люди, не упустившие шанс насладиться искусством, предлагаемым взамен гуляниям на Поклонной горе, вспомнят, что ощущение было как от наспех сделанного агитпоезда: ярко, аляповато, но едет с трудом. Над концертами и выставками витал дух политической борьбы, совершенно непростительный, когда речь идет о ярких музыкантах и художниках, к тому же редко появляющихся на публике. Потом был провал в Санкт-Петербурге, где кампания в поддержку Валентины Матвиенко калькировалась с московской. Под нее, впрочем, получили деньги многие хорошие начинания -- расплатились упоминанием Гельмана на буклетах и плакатах. Еще один провал случился прошлым летом в Нижнем Новгороде, когда Гельман ассистировал Сергею Кириенко, продвигавшему в губернаторы от партии власти Ивана Склярова. Стиль пиара был, что называется, чумовым. В местных газетах Гельман, к примеру, говорил о своей лояльности к легким наркотикам. Он не принял в расчет, что для Билла Клинтона подобные откровения обернулись многомесячным полосканием грязного белья в американской прессе, а наша провинция по уровню «пуританства» стоит Соединенных Штатов. И в Петербурге, и в Нижнем Гельман допустил одну и ту же ошибку: он забыл, что богатый москвич для провинциалов -- незваный гость, который во много раз хуже и татарина, и местных властей, каким бы уродством они на первый взгляд ни отличались.

Имидж Гельмана вполне соответствует описанию «тусовщика», сделанному Виктором Мизиано: для тусовщика "участие в международной выставке -- это не просто интересный проект, а завоевание Запада; а работа на политических выборах не просто банальный заработок, а завоевание политического истеблишмента". Что будет, если Гельмана привлекут к формированию политической линии государственного канала и он получит доступ к мощным медиатехнологиям, в деталях предсказать трудно. Но общая линия угадывается: талант манипулятора общественным мнением развернется на ОРТ с небывалой силой.
Валентин ДЬЯКОНОВ

  КУЛЬТУРА  
  • //  12.07.2002
Вышла пластинка «Детский сад -- штаны на лямках»
К заметке об этой пластинке так и просится штампованный заголовок «Музыканты впали в детство»: без малого два десятка любимцев «Нашего радио», в основном представители причудливого направления «форматный панк», записали альбом кавер-версий детских песен. Впрочем, попавшее было на язык название отпадает само собой не только по причине вопиющей банальности, но и из-за элементарного несоответствия реальному положению дел. Никакой детской непосредственности на диске нет и в помине. Сыграно все как-то на удивление деловито, с хорошо темперированной бодростью и строго дозированным весельем. В общем, не по-детски. Distemper и «Седьмой прохожий» выдают свои версии «Первой песни разбойников» из «Бременских музыкантов» («А говорят, что мы народ горячий...»), «Леприконсы» -- новогодний дуэт Зайца и Волка из «Ну, погоди», Чичерина -- «Ветер перемен» из «Мэри Поппинс» и так далее. Концепт в принципе соблюден, хотя все равно совершенно непонятно, почему по прейскуранту музыкальных игрушек прошли, скажем, «Я шагаю по Москве» (в версии «Ногу свело») и уж тем более перепетая группой «Каберне Денев» предельно взрослая по своей сути баллада из «Последнего дюйма»... >>
  • //  12.07.2002
Гельман без границ
Недавно прошел слух, что Марат Гельман должен стать директором аналитического и политического вещания на «Общественном российском телевидении». Попытаемся понять, каким будет вклад Гельмана в ОРТ и с чем останется современное искусство, лишившись этого галериста и культуртрегера... >>
  • //  12.07.2002
Рубенс догоняет Ван Гога и Ренуара
Картина Питера Пауля Рубенса «Избиение младенцев» (между 1609-м и 1611-м) продана на аукционе «Сотбис» за 49,5 млн фунтов стерлингов (77 млн долларов). Никогда еще за полотна великого фламандца не выкладывалась такая сумма. За всю историю лишь два живописных произведения были проданы дороже: в 1990-м на аукционе «Кристи» портрет доктора Гаше работы Ван Гога ушел за 82,5 млн долларов, в том же году на «Сотбис» -- пейзаж Ренуара за 78,1 млн... >>
  • //  12.07.2002
«Отель» Майка Фиггиса сбивает зрителя с толку
На Московском кинофестивале «Отель» был показан в рамках программы «Восемь с половиной». По идее ее куратора Петра Шепотинника, эта программа должна выявлять главные кинотенденции года. «Отель» -- фильм завораживающий, но искать в нем тенденцию не стоит. Это работа штучная и не имеющая шансов повлиять на мейнстрим. Майк Фиггис, некогда музыкант и клипмейкер, в мейнстрим уже поиграл, сняв «Покидая Лас-Вегас». Теперь он с этим завязал и снимает фильмы, свободные от какой-либо актуальности... >>
  • //  12.07.2002
Появился русский роман о Гитлере и его окружении
Обложка книги Елены Съяновой «Плачь, Маргарита» (М., «ОЛМА-Пресс») выполнена в откровенно «зазывной» манере: готические литеры, резвящаяся овчарка, эффектная молодая женщина... И он -- в композиции доминирует спящий Гитлер. «ОЛМА» выпускает немало исторического (и квазиисторического) чтива, но у серии «Оригинал» совсем другие задачи. Не развлекуха, а «Литература категории А». И как ни относись к десяти разным книгам, вышедшим под эгидой «Оригинала», следует признать: каждая была ощутимым «литературным фактом», выламывалась из рамок средней беллетристики. ... >>
реклама

[an error occurred while processing this directive]
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика