N°123
12 июля 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
  ПОИСК  
  • //  12.07.2002
Ведь оно не навсегда
Вышла пластинка «Детский сад -- штаны на лямках»

версия для печати
К заметке об этой пластинке так и просится штампованный заголовок «Музыканты впали в детство»: без малого два десятка любимцев «Нашего радио», в основном представители причудливого направления «форматный панк», записали альбом кавер-версий детских песен. Впрочем, попавшее было на язык название отпадает само собой не только по причине вопиющей банальности, но и из-за элементарного несоответствия реальному положению дел. Никакой детской непосредственности на диске нет и в помине. Сыграно все как-то на удивление деловито, с хорошо темперированной бодростью и строго дозированным весельем. В общем, не по-детски. Distemper и «Седьмой прохожий» выдают свои версии «Первой песни разбойников» из «Бременских музыкантов» («А говорят, что мы народ горячий...»), «Леприконсы» -- новогодний дуэт Зайца и Волка из «Ну, погоди», Чичерина -- «Ветер перемен» из «Мэри Поппинс» и так далее. Концепт в принципе соблюден, хотя все равно совершенно непонятно, почему по прейскуранту музыкальных игрушек прошли, скажем, «Я шагаю по Москве» (в версии «Ногу свело») и уж тем более перепетая группой «Каберне Денев» предельно взрослая по своей сути баллада из «Последнего дюйма».

В сравнении с самыми известными сборниками кавер-версий последнего времени (а среди них и «Старые песни о главном», и трибьюты «Кино» и «Гражданской обороны», и, само собой, «обороновский» же «Звездопад») пластинка «Детский сад -- штаны на лямках» кажется, несмотря на заранее декларируемую игривость, одной из наименее любопытных. Здесь нет даже каких-то вопиющих дикостей, способных со временем пройти у коллекционеров по разряду раритетного курьеза. Фантазия большинства исполнителей не идет дальше того, чтобы снабдить знакомую с детства композицию утяжеленной гитарой, напеть писклявую песенку мультгероя рычащим басом или просто сыграть чуть быстрее, чем в оригинале. Ни вдохновения, ни озорства, ни даже вполне простительного хулиганства нет и в помине. Да и всецело оригинальным по большому счету проект назвать нельзя: любой меломан без труда вспомнит, что ту же самую песню из «Последнего дюйма» в свое время не в пример адекватнее пел Василий Шумов, а серенаду бременского трубадура -- Юрий Шевчук и (совсем недавно) Егор Летов. Но это еще полбеды, в конце концов, детские песни на то и детские, чтобы их хватало на всех. Куда неприятнее конденсирующееся на лазерных дорожках диска равнодушие к предмету.

Когда иные герои УКВ на приснопамятном трибьюте выхолостили из песен Егора Летова все то, что делало их песнями Егора Летова, было обидно. А детство -- оно, пожалуй, и поважнее Летова будет, обращаться с ним следует еще бережнее и проникновеннее. Тем более что собственно музыкальным материал несет в себе немалую глубину. Для многих музыкантов, известных куда менее, чем составившие сборник группы и певцы, обращение к детским песням служило (и служит до сих пор) своего рода паролем, белокрылыми лошадками навеки утраченного времени, частичками потерянной метафизической родины. Когда лидер актюбинской «Адаптации» Ермен Ержанов отчаянно голосит «Крылатые качели», а московские «Соломенные еноты» пытаются «подружиться с пустотой», переиначивая на свой единственно возможный лад «Трех белых коней» и превращая их в котов, вполне невинные романтические попевки приобретают глубокое экзистенциальное наполнение, обретают свой истинный смысл.

Герои мультфильмов и сериалов, показываемых каждые летние каникулы на протяжении нескольких десятилетий, вставали плечом к плечу в борьбе с агрессивными проявлениями бесстильного и уродливого времени. В «Детском саду» те же самые персонажи сидят по углам и едят кашу, энергично тряся шевелюрой в такт позвякивающим ложкам. Довольный и сытый хохоток именно такого детства доносится с диска и из радиоприемников, по-разбойничьи заглушая всех и вся: не же-ла-ем жить -- эх! -- по-другому. И по справедливости завершать проект должна была еще одна композиция, на пластинку не попавшая, -- хоровая песенка сорняков из подзабытого (а то и вовсе неведомого младому племени) мультфильма «Чудесница»: «Мы себя повсюду сеем, чтоб лентяям-ротозеям на полях осталась бы труха -- ха-ха!»
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ

  КУЛЬТУРА  
  • //  12.07.2002
Вышла пластинка «Детский сад -- штаны на лямках»
К заметке об этой пластинке так и просится штампованный заголовок «Музыканты впали в детство»: без малого два десятка любимцев «Нашего радио», в основном представители причудливого направления «форматный панк», записали альбом кавер-версий детских песен. Впрочем, попавшее было на язык название отпадает само собой не только по причине вопиющей банальности, но и из-за элементарного несоответствия реальному положению дел. Никакой детской непосредственности на диске нет и в помине. Сыграно все как-то на удивление деловито, с хорошо темперированной бодростью и строго дозированным весельем. В общем, не по-детски. Distemper и «Седьмой прохожий» выдают свои версии «Первой песни разбойников» из «Бременских музыкантов» («А говорят, что мы народ горячий...»), «Леприконсы» -- новогодний дуэт Зайца и Волка из «Ну, погоди», Чичерина -- «Ветер перемен» из «Мэри Поппинс» и так далее. Концепт в принципе соблюден, хотя все равно совершенно непонятно, почему по прейскуранту музыкальных игрушек прошли, скажем, «Я шагаю по Москве» (в версии «Ногу свело») и уж тем более перепетая группой «Каберне Денев» предельно взрослая по своей сути баллада из «Последнего дюйма»... >>
  • //  12.07.2002
Гельман без границ
Недавно прошел слух, что Марат Гельман должен стать директором аналитического и политического вещания на «Общественном российском телевидении». Попытаемся понять, каким будет вклад Гельмана в ОРТ и с чем останется современное искусство, лишившись этого галериста и культуртрегера... >>
  • //  12.07.2002
Рубенс догоняет Ван Гога и Ренуара
Картина Питера Пауля Рубенса «Избиение младенцев» (между 1609-м и 1611-м) продана на аукционе «Сотбис» за 49,5 млн фунтов стерлингов (77 млн долларов). Никогда еще за полотна великого фламандца не выкладывалась такая сумма. За всю историю лишь два живописных произведения были проданы дороже: в 1990-м на аукционе «Кристи» портрет доктора Гаше работы Ван Гога ушел за 82,5 млн долларов, в том же году на «Сотбис» -- пейзаж Ренуара за 78,1 млн... >>
  • //  12.07.2002
«Отель» Майка Фиггиса сбивает зрителя с толку
На Московском кинофестивале «Отель» был показан в рамках программы «Восемь с половиной». По идее ее куратора Петра Шепотинника, эта программа должна выявлять главные кинотенденции года. «Отель» -- фильм завораживающий, но искать в нем тенденцию не стоит. Это работа штучная и не имеющая шансов повлиять на мейнстрим. Майк Фиггис, некогда музыкант и клипмейкер, в мейнстрим уже поиграл, сняв «Покидая Лас-Вегас». Теперь он с этим завязал и снимает фильмы, свободные от какой-либо актуальности... >>
  • //  12.07.2002
Появился русский роман о Гитлере и его окружении
Обложка книги Елены Съяновой «Плачь, Маргарита» (М., «ОЛМА-Пресс») выполнена в откровенно «зазывной» манере: готические литеры, резвящаяся овчарка, эффектная молодая женщина... И он -- в композиции доминирует спящий Гитлер. «ОЛМА» выпускает немало исторического (и квазиисторического) чтива, но у серии «Оригинал» совсем другие задачи. Не развлекуха, а «Литература категории А». И как ни относись к десяти разным книгам, вышедшим под эгидой «Оригинала», следует признать: каждая была ощутимым «литературным фактом», выламывалась из рамок средней беллетристики. ... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика