N°11
23 января 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 НА РЫНКЕ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  23.01.2002
Бабий бум
Третьяковка рассказывает женские истории

версия для печати
Обзавидовалась, видно, ГТГ коммерчески успешным мегапроектам Русского музея. Решила сделать нечто подобное на собственной территории. В Русском музее «Красный цвет». У нас пусть будут «красны девицы» -- вся панорама женского творчества, от Древней Руси до 2001 года. Тема звучит монументально. Недостатка в экспонатах нет, а аморфность идеи с лихвой окупится дорогущим каталогом с цветными картинками.

Увы, с каталогом в Третьяковке накладочка вышла. Ко вчерашнему вернисажу выставки «Искусство женского рода» он опоздал. Зато экспозиция получилась вполне масштабной и совсем невнятной. По этим двум составляющим она с проектами Русского музея соперничать еще как может.

На пресс-конференции куратор проекта замдиректора ГТГ Лидия Иовлева посетовала на то, что «Женский род» в Третьяковке показан на год позже, чем совпадающие по концепции «Амазонки авангарда», организованные фондом Гуггенхайма. На самом деле причин для беспокойства нет. Совпадение только в букве «Ж». Творчество шести дам авангарда (Гончаровой, Поповой, Степановой, Розановой, Удальцовой, Экстер) являло пример специфического женского дискурса в истории искусств. Границы этого дискурса очерчены футуристической утопией, включая образы «фаллической женщины», мирового андрогина и других, не менее симпатичных будетлян. Каков специфический женский дискурс (женский текст) новой выставки -- совершенно непонятно.

Экспозиция открывается произведениями средневекового золотного шитья, созданными девушками из царских и княжеских мастерских. Затем следует несколько примеров домашнего рукоделия (вышивка с фруктами) от русских императриц и великих княжон XVIII--XIX столетий. Потом -- художницы эпохи передвижников. Далее -- мирискуснические мастерские рубежа XIX--XX веков (Елена Поленова, Мария Якунчикова-Вебер, Нина Симонович-Ефимова, княгиня Мария Тенишева). Внезапно дизайн меняется. Из красного коридора мы попадаем в белый. На стенах легкая кавалерия амазонок авангарда. За ними -- генеральши и «чердачницы» 30--50-х (от Веры Мухиной до Татьяны Мавриной). Отдельным блоком -- семидесятники, включая метафорическую школу Жилинского: Назаренко, Нестерова, Булгакова. В зону актуального женского искусства ведут ступеньки, оформленные инсталляцией Татьяны Назаренко «Переход». В зоне -- хрестоматия концептуализма: Ирина Вальдрон, Мария Константинова, Айдан Салахова, Ольга Тобрелутс, Татьяна Антошина, Ирина Нахова. Обозрели пять веков женского искусства -- и на выход.

Главный прокол новой выставки в том, что ее авторы совершенно не отличают эпохи, в коих гендерный вопрос был действительно актуален (восемнадцатое столетие, Серебряный век, авангард, концептуализм), от тех, когда этой проблемы просто не существовало. Потому в итоге оцениваем мы не идею новой выставки, а -- традиционно для проектов главных музеев страны -- всю историю русского искусства. По-своему это, конечно, увлекательно. Особенно когда стоишь у картины «Рожь» Ольги Лагоды-Шишкиной и вспоминаешь «Рожь» ее супруга, Шишкина Ивана. «И травинка, и лесок, в поле каждый колосок». Найдите, в общем, десять отличий. Нашли? Тогда считайте, что гендерный вопрос вами решен.
Сергей ХАЧАТУРОВ

  КУЛЬТУРА  
  • //  23.01.2002
Третьяковка рассказывает женские истории
Обзавидовалась, видно, ГТГ коммерчески успешным мегапроектам Русского музея. Решила сделать нечто подобное на собственной территории. В Русском музее «Красный цвет». У нас пусть будут «красны девицы» -- вся панорама женского творчества, от Древней Руси до 2001 года. Тема звучит монументально. Недостатка в экспонатах нет, а аморфность идеи с лихвой окупится дорогущим каталогом с цветными картинками... >>
  • //  23.01.2002
Зубин Мета выступил в Москве
Главный индус Израиля, знаменитый дирижер Зубин Мета, возглавляющий один из лучших мировых симфонических оркестров -- Израильский филармонический, прилетел со своими музыкантами в Москву и выступил в Большом зале Консерватории на открытии фестиваля искусств, приуроченного к десятилетию премии «Триумф». Концерт оказался эксклюзивным: Израильский оркестр и маэстро Мета впервые вместе выступали в России, и в первый раз с ними играл пианист Михаил Плетнев... >>
  • //  23.01.2002
Нет, наверное, критика, который не сетовал бы на отсутствие критики. Не хочется быть исключением. Мне тоже не по душе наш критический обиход, где исключение прихлопывают правилом и измеряют новую величину, поставив с прочими на одну доску. Каждому живому явлению необходим, я думаю, свой исследовательский подход (с подветренной стороны, но без финального выстрела), выясняющий, какой именно род творческого действия совершает малознакомый автор... >>
  • //  23.01.2002
«Король Убю» в театре Et Cetera очень смахивает на сказку Чуковского
«Дерьмо, дерьмо, дерьмо», -- повторяет на разные лады в начале пьесы папаша Убю. В исполнении Александра Калягина ему куда больше пошло бы слово «какашка». Обезоруживающую инфантильность главного героя постановщик спектакля болгарин Александр Морфов угадал и придумал здорово. Убю-Калягин ходит в коротких оранжевых штанишках и говорит голосом пятилетнего бузотера. То, что этот бузотер помимо слов «дерьмо» и «жопа» произносит в сценической версии Et Cetera еще и «взрослое» ругательство «мудила», не так уж важно... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика