N°106
19 июня 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 НА РЫНКЕ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
  ПОИСК  
  • //  19.06.2002
Куча музыки
Третьяковская галерея сделала подарок Конкурсу Чайковского

версия для печати
Радиодиджеи постоянно заводят: «Оставайтесь с нами! Вас ждет куча музыки!» Даже как троп «куча музыки» -- слишком вещь в себе. Представить зрительно решительно невозможно. Сотрудники Третьяковской галереи во главе с Галиной Андреевой с этим не согласны. Потому и собрали кучу экспонатов, напоминающих о звуках и мелодиях. Проект назвали «Звук и Образ. Музыка в русском искусстве XI--XX веков». Его цель: показать музыкальную основу творческого мышления художников. Экспонатов более 500 из двадцати четырех музеев России. Среди музеев и Русский в Петербурге, и Таганрогский, и Красноярский, и Суздальский, и Рязанский, и Пермский, и Новгородский, и даже Национальная галерея Республики Коми. Труд третьяковцев велик есть. Это бесспорно. Однако вопрос: какой режиссерский принцип надо выбрать, чтобы навести порядок в голове зрителя? Чтобы он понял сверхидею упомянутой «кучи»? Я бы, вслед за Кандинским и Скрябиным, предпочел принцип ассоциативный. Звуковая и световая волны. Пульсация цвета в музыке и звука в красках. Киноварь в древних иконах и в литургической музыке Рахманинова... Согласен, реализовать этот принцип внутри выставки очень трудно. Больше риска провалиться. Касания должны быть легкие, но точные, а экспозиционная изобретательность -- за гранью возможного. Мудрые научные сотрудники ГТГ предпочли принцип нарративный. Начинается все разделом «Пусть язык твой поет», названным словами богослова Василия Кесарийского. Иконы, стихирарь, гусли XI века, найденные при раскопках в Новгороде. Следующий раздел -- «Рождение музыки». Расписные античные статуэтки, амфора и античный миф в полотнах русских неоклассиков XIX века, от Александра Иванова до Федора Бронникова. Далее -- забавные кунштюки раздела «Музыкальный театр и светская жизнь XVII -- начала XIX века». Знакомый по сказкам Андерсена механический соловей в золотой клетке. Восковая модель оркестра. Танцующие куклы в музыкальной шкатулке. Восхитительны маскарадные сани 1764 года из собрания Исторического музея. Они созданы для масленичных и святочных катаний императрицы Екатерины II итальянским мастером Джузеппе Бригонци. Повозку облепили смешные существа: арлекин, обезьяны. Сзади сидит кукольный кучер. К причинному месту приставлена гитара -- лавка для человека свиты.

Другие разделы («Музыка и жизнь», «Музыка -- муза живописи») обрамляют условный центр экспозиции -- реконструкцию музыкальных салонов Золотого и Серебряного веков. Веера, стулья со спинкой-лирой, фортепьяно-жираф, фарфоровые фигурки, картинки с музицирующими дамами и непременная гитара. Осталось только выставить свет, привезти технику, пригласить Эльдара Рязанова и вперед... «Жестокий романс». Часть вторая.

Самый унылый раздел -- «Портреты музыкантов». Кажется, всем русским передвижникам медведь на ухо наступил. В репинских «славянских композиторах» (на выставке показывают графические этюды, живописный вариант висит в фойе Большого зала Консерватории) музыкального вдохновения не больше, чем в его же чиновниках Государственного Совета. Счастливым исключением оказался репинский шедевр «Мусоргский», но его на выставке нет.

Основой живописного языка музыка была далеко не для всех художников прошлого. И тех, кому удавалось «пропеть» свои творения, тоже немного (предполагаю, что к ним относятся древнерусские мастера, мелодические неоклассики -- Александр Иванов -- и вспоровшие звуком плоть краски авангардисты). В экспозиции львиная доля работ мастеров XIX века. Большинство -- добросовестные иллюстрации модной темы музицирования, хорошие и приятные рассказы в картинках (ведь не считать же «музыкальной основой творческого мышления» сам факт изображения в картине гитары, скрипки или арфы). Хорошим и приятным рассказом о музыке в искусстве стала и новая выставка. Ее верхняя хронологическая граница -- 1930 год. Следующий музыкальный проект ГТГ будет посвящен «звуку и образу» в актуальном искусстве. Тогда и споем, и спляшем.
Сергей ХАЧАТУРОВ

  КУЛЬТУРА  
  • //  19.06.2002
В «Мастерской Петра Фоменко» поставили «Отравленную тунику» Николая Гумилева
Поэтическая драма располагает к формализму. Поэтическая драма рубежа веков (Блок, Цветаева, Анненский, Гумилев) только к нему и располагает. Если быть совсем точным, это даже не поэтическая драма, а драма, созданная поэтом. То есть не пьеса, написанная стихами, а стихи, которым придано подобие пьесы. Тот же Гумилев в своей «Отравленной тунике» явно ориентировался на образцы классицистской драматургии. В его пьесе сохраняются характерные для этой драматургии единство времени (24 часа), места (зал Константинопольского дворца) и действия (ни одной побочной интриги). Более того, в ней можно обнаружить типичный классицистский конфликт между чувством и долгом (любовь дочери византийского императора и невесты трапезондского царя к арабскому скитальцу -- чем не сюжет для Расина). Но любой, кому не чуждо искусство сцены, поймет, что все театрально-драматургические условности для Гумилева лишь тенеты, из которых так сладко вырваться на вольные просторы стихосложения. Поэтической стихии оказываются в конечном итоге подчинены в «Тунике» и правдивость характеров, и плетение интриги, и конфликт между чувством и долгом... >>
  • //  19.06.2002
На днях в Курске на Мемориале памяти павших похоронили Евгения Носова, хорошего русского писателя, прошлогоднего лауреата премии Солженицына. Носов на церемонии пожаловался, что сегодняшние издательства давно его «похоронили» и что награду он воспринимает как знак к «воскрешенью Лазаря». Судьба распорядилась иначе -- на 77-м году жизни его не стало. Несмотря на звание Героя Соцтруда, членство в редколлегиях столичных журналов, Госпремию РСФСР, по натуре он был не общественником и трибуном. Потому и публикуем в его память не официальный некролог, а частные воспоминания его знакомца и коллеги, бывшего главного редактора журнала «Волга» литературного критика Сергея БОРОВИКОВА... >>
  • //  19.06.2002
Третьяковская галерея сделала подарок Конкурсу Чайковского
Радиодиджеи постоянно заводят: «Оставайтесь с нами! Вас ждет куча музыки!» Даже как троп «куча музыки» -- слишком вещь в себе. Представить зрительно решительно невозможно. Сотрудники Третьяковской галереи во главе с Галиной Андреевой с этим не согласны. Потому и собрали кучу экспонатов, напоминающих о звуках и мелодиях. Проект назвали «Звук и Образ. Музыка в русском искусстве XI--XX веков». Его цель: показать музыкальную основу творческого мышления художников. Экспонатов более 500 из двадцати четырех музеев России... >>
  • //  19.06.2002
Фильм «Девушки сверху» рассказывает свою версию проблем подростковой сексуальности
Зачем девушке оргазм? Его не наденешь на шею, отправляясь на вечеринку, не повесишь над кроватью в спальне, чтобы любоваться грустными вечерами, не положишь в банк, чтобы оплатить престижный колледж. С практической точки зрения это штука совершенно бесполезная... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика