N°81
14 мая 2001
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
  ПОИСК  
  • //  14.05.2001
Евгений Швидлер: «Сибнефть» всегда продается»
Менеджмент нефтяной компании готов уменьшить свой пакет до 40%

версия для печати
Слухи о том, что акционеры «Сибнефти» пытаются продать свою компанию, ходят уже больше года. То говорят, что она полностью продается, то частично, то «Сургутнефтегазу», то ЛУКОЙЛу. Президент «Сибнефти» Евгений ШВИДЛЕР рассказал корреспонденту газете «Время новостей» Олегу ЧЕРНИЦКОМУ о причинах этих разговоров.

-- На фондовом рынке «Сибнефть» оценивается примерно в 1,5 млрд долл., а ЛУКОЙЛ, ЮКОС и «Сургутнефтегаз» -- в несколько раз больше. В чем причина такого разрыва и есть ли перспективы роста?

-- Причина разрыва в абсолютных цифрах элементарная. Эти компании просто больше по размеру, добывают больше нефти, чем мы. В пересчете рыночной стоимости на тонну запасов или тонну добычи разрыва нет, скорее, наоборот, «Сибнефть» оценивается рынком высоко. Просто все российские компании сейчас недооценены. Есть ли шанс у «Сибнефти» сильно подорожать? Я думаю, что уже в этом году это случится, как и у всех остальных. Компании начали платить дивиденды, и это сильно повлияет на их оценку.

-- Многие -- ЛУКОЙЛ, ЮКОС, «Сургутнефтегаз» -- уже объявили размеры дивидендов, а резкого скачка не произошло.

-- «Сургутнефтегаз» -- это негативный пример. Все знают, что у них большой кэш и их дивиденды совершенно не соответствуют ожиданиям. И я говорю о результатах не 2000-го, а 2001 года. Мне кажется, в ЮКОСе, ТНК, «Сибнефти» и ЛУКОЙЛе будет примерно одинаковая картина, и это должно поднять рынок.

-- ЛУКОЙЛ заявил, что ожидает снижения прибыли в этом году на 20--30% из-за падения мировых цен на нефть. А «Сибнефть»?

-- У нас нет такого прогноза, но и опровергать тоже не будем. Еще полгода не прошло, чтобы что-то обсуждать. Реально я не могу смотреть так далеко. Даже если цена на нефть немного упадет, крупные нефтяные компании сумеют продемонстрировать финансовые результаты, которые покажут их настоящую стоимость.

-- Что может послужить стимулом для роста котировок конкретно «Сибнефти»?

-- Если кто-то продаст большой пакет акций. У «Сибнефти» помимо необъявленной дивидендной политики, которая на самом деле есть, остался один большой тормоз в цене -- отсутствие ликвидности. Реально на рынке обращается меньше 3% акций, а на самом деле -- даже 1%, потому что несколько акционеров владеют по 1% и не хотят их продавать. С такой ликвидностью акции не могут дорого стоить.

-- А что может сделать сама компания или ее акционеры для повышения ликвидности?

-- Сама компания ничего не может сделать, это дело акционеров. Компания должна быть прозрачной, со всеми рыночными атрибутами. Акционеры могут начать либо понемногу продавать акции, либо -- большими пакетами по 5--10% так называемым стратегическим инвесторам, т.е. другим нефтяным компаниям и людям, которые видят в «Сибнефти» долгосрочную перспективу, рассчитывают на дивиденды. Это может быть российская или иностранная компания, которая находится в этом бизнесе и понимает его реальную стоимость. План неновый. Все продается, естественно. Вопрос цены.

-- Но ведь продажа акций стратегическим инвесторам не позволит увеличить свободный оборот акций?

-- Нет. Для портфельных инвесторов картина останется такой же, и на публичную капитализацию компании сделка не повлияет. Она никак не будет привязана к ценам фондового рынка. У нас была цена 1,5 долл. за акцию, а теперь 30--40 центов. По таким ценам никто не хочет продавать.

-- Есть ли какие-то разумные пределы размера этого продаваемого пакета, например до 25%?

-- Специальных ограничений нет. Стратегических инвесторов может быть несколько. Но у менеджмента должен остаться пакет, который дает контроль над управлением, например 40%. Таких ограничений, как в России прошлой эпохи, когда надо обязательно иметь 75%, уже нет.

-- Конкретные переговоры по этому поводу уже идут?

-- Нет. Но интерес все время есть.

-- Какие рычаги позволят менеджменту сохранить контроль над компанией без контрольного пакета?

-- Состав акционеров и большой размер пакета. Все зависит от того, кто акционер. Если есть другая компания, которая считает, что нынешний менеджмент не так уж плох и с ним есть взаимопонимание, то размер пакета играет уже меньшую роль.

-- Возможно участие стратегических инвесторов в каких-то совместных проектах?

-- Да. В любых. В любое наше месторождение мы зовем партнеров. Вопрос здесь материальный, за какие деньги.

-- Наверное, именно этот план и является источником постоянных слухов, что «Сибнефть» продается?

-- «Сибнефть» всегда продается. Любая компания, которая котируется хотя бы в РТС, уже продается. Еще раз -- вопрос цены.

-- Но это не значит, что нынешние акционеры «Сибнефти» хотят избавиться от этой компании?

-- Избавиться ради того, чтобы избавиться?

-- Ради того, чтобы получить много денег.

-- Ради того, чтобы получить много денег, можно быть готовым на все. Мне так кажется. Любая компания продается. Конечно, в теории.

-- Вы сказали, что у «Сибнефти» есть дивидендная политика, но она не озвучена. Что это за политика?

-- Политика платить дивиденды. Но мы не будем говорить, что вот столько-то процентов от прибыли. Я не думаю, что в этом есть большой смысл. Это не гарантирует никому и ничего. Мы обдумываем, как сформулировать свой подход, и в свое время его озвучим. Всегда надо брать в расчет появление неожиданных возможностей. Когда вы уже близки к распределению дивидендов, вдруг открывается новая возможность на рынке. То есть распределять следует то, что мы не в состоянии эффективно вложить.

-- Где-то год назад акционеры «Сибнефти» заявили, что приобрели группу алюминиевых заводов. Теперь куплен ГАЗ, создается компания «РусПромАвто». Возникает впечатление, что есть некая финансово-промышленная группа, ее можно охарактеризовать?

-- Нет, нельзя. У «Сибнефти» и у алюминиевых заводов, конечно, есть общие акционеры. Но это ни на что не влияет.

-- В России очень много официальных финансово-промышленных групп. А вы свою не хотите как-то формализовать?

-- В этом нет необходимости.

-- Но это позволяет открыто перекачивать ресурсы из одной отрасли в другую.

-- Это конец любого бизнеса -- перекачивание ресурсов. Если один бизнес спонсирует другой бизнес, то все -- конец и тому и другому. Такой у нас простой принцип. В каждой точке акционеры хотят видеть максимум результатов. Кто-то из акционеров может объединить свои пакеты и пытаться дивидендами от этих долей управлять отдельно. Но объединение компаний не имеет никакого смысла. Эти отрасли ничего общего между собой не имеют.
Беседовал Олег ЧЕРНИЦКИЙ

  БИЗНЕС И ФИНАНСЫ  
  • //  14.05.2001
Авторитетный предприниматель предложил МИКОМу урегулировать алюминиевый конфликт
Самый громкий за последние несколько лет судебный иск против российской компании имеет шанс остаться без рассмотрения. Как стало известно газете «Время новостей» от источника, близкого к компании МИКОМ, в конце апреля глава «Центра инвестиционных проектов и программ» Григорий Лучанский предложил МИКОМу свое посредничество во внесудебном урегулировании иска в окружной суд Нью-Йорка на сумму 2,7 млрд долл. Этот иск был подан в декабре прошлого года тремя бывшими партнерами Новокузнецкого алюминиевого завода (НкАЗ) -- трейдерскими компаниями Base Metal Trading SA, Base Metal Trading Ltd и Alucoal. Ответчиками по нему указан ряд компаний, в том числе «Русский алюминий», а также персонально Михаил Черной и Олег Дерипаска. >>
  • //  14.05.2001
Менеджмент нефтяной компании готов уменьшить свой пакет до 40%
Слухи о том, что акционеры «Сибнефти» пытаются продать свою компанию, ходят уже больше года. То говорят, что она полностью продается, то частично, то «Сургутнефтегазу», то ЛУКОЙЛу. О причинах этих разговоров президент «Сибнефти» Евгений ШВИДЛЕР рассказал корреспонденту газете «Время новостей» Олегу ЧЕРНИЦКОМУ. >>
  • //  14.05.2001
Продолжается ценовая война на рынке процессоров
В порыве конкуренции лидеры производства процессоров Intel и Advanced Micro Devices (AMD) значительно снизили цены на самые «быстрые» (и дорогие) модели. >>
  • //  14.05.2001
Правительство решило, как реформировать авиапром
На заседании в пятницу правительство сформулировало новый подход к реструктуризации авиационной промышленности. Принципиальная его новизна заключается в том, что фактически признается главенство субъективных интересов человека (директора завода) над голой технологической целесообразностью. По предложению гендиректора Российского авиационно-космического агентства («Росавиакосмос») Юрия Коптева правительство решило сформировать два многопрофильных холдинга, каждый из которых будет заниматься и военными, и гражданскими самолетами, а также и вертолетами. Вице-премьер Илья Клебанов не исключил, что дальнейшую судьбу этих холдингов решит естественный отбор. «В конце концов, возможно, останется только один», -- сказал он. >>
  • //  14.05.2001
ГАЗ согласился покупать заволжские моторы
Ночью в четверг после многочасовых переговоров генеральные директора ГАЗа и Заволжского моторного завода (ЗМЗ) Виктор Беляев и Александр Минеев подписали многострадальный договор о поставках двигателей. Подконтрольный «Сибирскому алюминию» ГАЗ, отказавшийся с 1 мая закупать по предложенной цене моторы принадлежащего «Северстали» ЗМЗ, продолжит сотрудничество по крайней мере до конца года. Как сообщили газете «Время новостей» в пресс-службе ГАЗа, сторонам удалось договориться, что отпускные цены будут формироваться с учетом индекса инфляции и изменения цен на автомобили, оснащенные заволжскими моторами. >>
  • //  14.05.2001
В Чечне начинается поиск легитимных заемщиков
Чеченский региональный филиал Россельхозбанка приступит к работе в Грозном 25 мая. Приход РСХБ в Чечню неоднократно откладывался, но, как заверил газету «Время новостей» директор филиала Усман Ериханов, больше проволочек не будет. Его подчиненные 20 мая заканчивают повышать квалификацию в тылу и после этого вместе с оборудованием (включая охранные системы) будут переброшены в Грозный. >>
  • //  14.05.2001
Москва готовится к строительству трассы для «Формулы-1»
Москва через пару лет станет одним из немногих городов мира, имеющих трассу для гонок на автомобилях в классе «Формула-1». Таков итог краткого визита в Москву создателя мирового чемпионата по гонкам автомобилей в этом классе президента Formula One Association Ltd. (FOA) Бернарда Экклстоуна, состоявшегося в конце минувшей недели. Британский миллиардер проинспектировал место расположения будущей трассы и встретился с Юрием Лужковым. Автодром будет построен в Нагатинской пойме Москвы-реки, на месте свалки отходов завода им. Лихачева. Долгосрочная экономическая выгода от этого проекта вызывает у специалистов изрядную долю скепсиса. Из-за сильной конкуренции среди уже существующих классных трасс, претендующих на включение в календарь автогонок, дорогостоящая затея может провалиться в любой стране мира. Для Москвы дело осложняется неразвитой инфраструктурой для туризма и отсутствием достаточного опыта проведения международных соревнований. Одно хорошо в этом проекте -- в Москве исчезнет очередная свалка. >>
  • //  14.05.2001
Microsoft меняет политику лицензирования
Билл Гейтс ведет дело к тому, что корпоративным клиентам придется платить за его программы не как за продукт, а как за услугу. То есть если раньше, покупая некоторое количество лицензий, фирмы получали их в собственность, то однажды они станут просто арендовать софт... >>
  • //  14.05.2001
Администрация Джорджа Буша на этой неделе намерена представить стратегию развития энергетики США. Основными направлениями, по словам вице-президента Дика Чейни, будут увеличение добычи углеводородов и строительство в ближайшие 20 лет более 1300 электростанций, причем в основном атомных. >>
  • //  14.05.2001
«Роснефть» не желает разгружать мазут на электростанции
РАО «ЕЭС России» и «Роснефть» в очередной раз вступили в конфликт по вопросу поставок топлива на электростанции Камчатки. Энергетики обвинили государственную нефтекомпанию в том, что она не желает разгружать танкер с мазутом, находящийся на рейде у Петропавловска-Камчатского. «Камчатскэнерго» уже оплатило это топливо, но, по информации начальника пресс-службы РАО Юрия Мелихова, «Роснефть» начала распродавать мазут с танкера другим покупателям. Правда, в «Роснефти» утверждают, что танкер никто по второму разу не продает -- он до сих пор на рейде... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ