N°81
14 мая 2001
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
  ПОИСК  
  • //  14.05.2001
На двоих
Правительство решило, как реформировать авиапром

версия для печати
На заседании в пятницу правительство сформулировало новый подход к реструктуризации авиационной промышленности. Принципиальная его новизна заключается в том, что фактически признается главенство субъективных интересов человека (директора завода) над голой технологической целесообразностью.

По предложению гендиректора Российского авиационно-космического агентства («Росавиакосмос») Юрия Коптева правительство решило сформировать два многопрофильных холдинга, каждый из которых будет заниматься и военными, и гражданскими самолетами, а также и вертолетами. Вице-премьер Илья Клебанов не исключил, что дальнейшую судьбу этих холдингов решит естественный отбор. «В конце концов, возможно, останется только один», -- сказал он.

Дискуссии о путях перестройки идут в авиастроительной отрасли с середины 90-х годов, когда окончательно рухнула система госзаказа, питавшая авиапром советского образца. За прошедшее с тех пор время сформировалось более или менее общепринятое понимание, что часть предприятий отрасли следует закрыть, а оставшиеся сгруппировать в крупные структуры холдингового типа. Но на практике директорам авиазаводов и конструкторских бюро трудно договориться о том, кто кому будет подчиняться в проектируемом объединении. Показательна в этом смысле история формирования Авиационного военно-промышленного комплекса (АВПК) «Сухой» на базе ОКБ им. Сухого и трех авиазаводов -- Новосибирского, Комсомольского-на-Амуре и Иркутского. Указ о создании АВПК президент Ельцин издал еще в 1996 году. Однако загнать КБ и заводы в рамки интегрированной структуры до сих пор не удалось. В этом году президенту Путину пришлось издать еще один указ о «Сухом».

Возникавшие время от времени идеи объединить «Сухого» с другим отечественным производителем истребителей -- Российской самолетостроительной корпорацией (РСК) «МиГ» встречали столь ожесточенное противодействие, что так и не продвинулись дальше стадии чисто теоретического обсуждения.

К заседанию правительства 11 мая Коптев подготовил два варианта новой структуры авиапрома. Первый предусматривал объединение предприятий в шесть холдингов по профильному принципу: разработчиков истребителей -- с другими «истребителями», вертолетчиков -- с вертолетчиками и т.п. Этот вариант благополучно буксует в разных секторах российского авиапрома уже вторую пятилетку. Сам глава «Росавиакосмоса» рекомендовал второй вариант: создать два многопрофильных самолето-вертолетостроительных комплекса холдингового типа (СВСК). СВСК-1 должен включать РСК «МиГ» (боевая авиация), ОАО «Камов» (вертолеты), АНТК им. Туполева (пассажирские самолеты), технологически связанные с ними авиазаводы «Авиастар-СП», «Авиакор», «Сокол», Казанское авиационно-производственное объединение -- всего 10 предприятий. Их прямые конкуренты будут сведены в СВСК-2. «Истребительный» куст этот второго холдинга составит ОКБ им. Сухого с тремя «своими» заводами (Новосибирским, Иркутским, Комсомольским-на-Амуре), «вертолетный» -- Московский вертолетный завод им. Миля и «Росвертол», «пассажирский» -- Авиационный комплекс им. Ильюшина и Воронежское акционерное самолетостроительное общество. Всего в СВСК-2 должно войти 15 предприятий.

При таком подходе внутри каждого из суперхолдингов нет прямо конкурирующих между собой команд, которые в противном случае вынуждены были бы либо «воевать на уничтожение», либо саботировать объединение.

Правительство поддержало Коптева и даже сочло необходимым ускорить реализацию его идей. Как сказал после заседания вице-премьер Клебанов, «Росавиакосмос» предлагал провести реструктуризацию до 2010 года, но правительство решило завершить ее уже в 2004 году.

Представители как АВПК «Сухой», так и РСК «МиГ» оптимистично оценивают свои возможности «переварить» проблемы менее успешных в коммерческом плане коллег из гражданского сектора. Однако в подходах двух фирм есть нюансы. Директор по общественным связям АВПК «Сухой» Юрий Черваков заявил корреспонденту газеты «Время новостей», что в новый холдинг войдут только те производственные мощности, которые смогут быть загружены производством конкурентоспособного продукта. Взваливать на себя авиазаводы целиком АВПК «Сухой» не намерен.

Заместитель генерального директора РСК «МиГ» Андрей Мазуров, напротив, подчеркнул, что «МиГ» еще несколько лет назад сделал ставку на диверсификацию производства авиационной техники. "Решение, принятое правительством в пятницу, доказывает, что мы двигались в правильном направлении", -- сказал он корреспонденту газеты "Время новостей".

Структура продукции авиационной промышленности России в 2000 году

Военная авиационная техника и вооружение -- 69,5%

Гражданская авиационная техника -- 13,5%

Гражданская продукция и товары народного потребления -- 17%

Валовой объем продукции авиапрома, включая экспорт, -- 73,8 млрд руб.

По данным "Росавиакосмоса"
Михаил КУКУШКИН

  БИЗНЕС И ФИНАНСЫ  
  • //  14.05.2001
Авторитетный предприниматель предложил МИКОМу урегулировать алюминиевый конфликт
Самый громкий за последние несколько лет судебный иск против российской компании имеет шанс остаться без рассмотрения. Как стало известно газете «Время новостей» от источника, близкого к компании МИКОМ, в конце апреля глава «Центра инвестиционных проектов и программ» Григорий Лучанский предложил МИКОМу свое посредничество во внесудебном урегулировании иска в окружной суд Нью-Йорка на сумму 2,7 млрд долл. Этот иск был подан в декабре прошлого года тремя бывшими партнерами Новокузнецкого алюминиевого завода (НкАЗ) -- трейдерскими компаниями Base Metal Trading SA, Base Metal Trading Ltd и Alucoal. Ответчиками по нему указан ряд компаний, в том числе «Русский алюминий», а также персонально Михаил Черной и Олег Дерипаска. >>
  • //  14.05.2001
Менеджмент нефтяной компании готов уменьшить свой пакет до 40%
Слухи о том, что акционеры «Сибнефти» пытаются продать свою компанию, ходят уже больше года. То говорят, что она полностью продается, то частично, то «Сургутнефтегазу», то ЛУКОЙЛу. О причинах этих разговоров президент «Сибнефти» Евгений ШВИДЛЕР рассказал корреспонденту газете «Время новостей» Олегу ЧЕРНИЦКОМУ. >>
  • //  14.05.2001
Продолжается ценовая война на рынке процессоров
В порыве конкуренции лидеры производства процессоров Intel и Advanced Micro Devices (AMD) значительно снизили цены на самые «быстрые» (и дорогие) модели. >>
  • //  14.05.2001
Правительство решило, как реформировать авиапром
На заседании в пятницу правительство сформулировало новый подход к реструктуризации авиационной промышленности. Принципиальная его новизна заключается в том, что фактически признается главенство субъективных интересов человека (директора завода) над голой технологической целесообразностью. По предложению гендиректора Российского авиационно-космического агентства («Росавиакосмос») Юрия Коптева правительство решило сформировать два многопрофильных холдинга, каждый из которых будет заниматься и военными, и гражданскими самолетами, а также и вертолетами. Вице-премьер Илья Клебанов не исключил, что дальнейшую судьбу этих холдингов решит естественный отбор. «В конце концов, возможно, останется только один», -- сказал он. >>
  • //  14.05.2001
ГАЗ согласился покупать заволжские моторы
Ночью в четверг после многочасовых переговоров генеральные директора ГАЗа и Заволжского моторного завода (ЗМЗ) Виктор Беляев и Александр Минеев подписали многострадальный договор о поставках двигателей. Подконтрольный «Сибирскому алюминию» ГАЗ, отказавшийся с 1 мая закупать по предложенной цене моторы принадлежащего «Северстали» ЗМЗ, продолжит сотрудничество по крайней мере до конца года. Как сообщили газете «Время новостей» в пресс-службе ГАЗа, сторонам удалось договориться, что отпускные цены будут формироваться с учетом индекса инфляции и изменения цен на автомобили, оснащенные заволжскими моторами. >>
  • //  14.05.2001
В Чечне начинается поиск легитимных заемщиков
Чеченский региональный филиал Россельхозбанка приступит к работе в Грозном 25 мая. Приход РСХБ в Чечню неоднократно откладывался, но, как заверил газету «Время новостей» директор филиала Усман Ериханов, больше проволочек не будет. Его подчиненные 20 мая заканчивают повышать квалификацию в тылу и после этого вместе с оборудованием (включая охранные системы) будут переброшены в Грозный. >>
  • //  14.05.2001
Москва готовится к строительству трассы для «Формулы-1»
Москва через пару лет станет одним из немногих городов мира, имеющих трассу для гонок на автомобилях в классе «Формула-1». Таков итог краткого визита в Москву создателя мирового чемпионата по гонкам автомобилей в этом классе президента Formula One Association Ltd. (FOA) Бернарда Экклстоуна, состоявшегося в конце минувшей недели. Британский миллиардер проинспектировал место расположения будущей трассы и встретился с Юрием Лужковым. Автодром будет построен в Нагатинской пойме Москвы-реки, на месте свалки отходов завода им. Лихачева. Долгосрочная экономическая выгода от этого проекта вызывает у специалистов изрядную долю скепсиса. Из-за сильной конкуренции среди уже существующих классных трасс, претендующих на включение в календарь автогонок, дорогостоящая затея может провалиться в любой стране мира. Для Москвы дело осложняется неразвитой инфраструктурой для туризма и отсутствием достаточного опыта проведения международных соревнований. Одно хорошо в этом проекте -- в Москве исчезнет очередная свалка. >>
  • //  14.05.2001
Microsoft меняет политику лицензирования
Билл Гейтс ведет дело к тому, что корпоративным клиентам придется платить за его программы не как за продукт, а как за услугу. То есть если раньше, покупая некоторое количество лицензий, фирмы получали их в собственность, то однажды они станут просто арендовать софт... >>
  • //  14.05.2001
Администрация Джорджа Буша на этой неделе намерена представить стратегию развития энергетики США. Основными направлениями, по словам вице-президента Дика Чейни, будут увеличение добычи углеводородов и строительство в ближайшие 20 лет более 1300 электростанций, причем в основном атомных. >>
  • //  14.05.2001
«Роснефть» не желает разгружать мазут на электростанции
РАО «ЕЭС России» и «Роснефть» в очередной раз вступили в конфликт по вопросу поставок топлива на электростанции Камчатки. Энергетики обвинили государственную нефтекомпанию в том, что она не желает разгружать танкер с мазутом, находящийся на рейде у Петропавловска-Камчатского. «Камчатскэнерго» уже оплатило это топливо, но, по информации начальника пресс-службы РАО Юрия Мелихова, «Роснефть» начала распродавать мазут с танкера другим покупателям. Правда, в «Роснефти» утверждают, что танкер никто по второму разу не продает -- он до сих пор на рейде... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ