N°20
06 февраля 2001
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728    
  ПОИСК  
  • //  06.02.2001
Математик музыки
Умер Янис Ксенакис

версия для печати
В Париже в возрасте 78 лет скончался один из лидеров послевоенного авангарда Янис Ксенакис. Он был знаменит в первую очередь как композитор, ученик Онеггера, Мийо, Мессиана, электронщик, изобретатель концепции «стохастической музыки», автор огромного числа музыкальных опусов с непонятными и пугающими названиями. Меньше известен в качестве архитектора, математика и инженера, ученика и ассистента Ле Корбюзье, а кроме того активного участника движения греческого Сопротивления.

Ксенакис родился в Румынии, вырос в Греции, попал в круговорот второй мировой, был ранен, потерял глаз, после войны из-за членства в коммунистической партии оказался вне закона и вынужден был эмигрировать во Францию. Здесь он провел вторую половину жизни, добавив в коллекцию этой страны еще одно имя, которым стоит гордиться.

Уникальное явление под названием «композитор Ксенакис» могло появиться только на перекрестке столь разных способностей, какие были у этого человека. Бурная и романтическая жизнь -- прямая противоположность его музыке, которая насквозь подвластна разуму. Свои произведения он писал с помощью компьютера и теории вероятности, по всему миру создавал центры, изучающие взаимосвязь музыки и математики. Поверяя алгеброй гармонию, он дошел до самого конца. В этом его историческая роль, и оспорить ее вряд ли кто-то сможет. Не потому что партитуру сложно рассчитать на компьютере. А потому что невозможно получить после этой процедуры настоящую, полноценную, полную мощи и эмоциональной силы музыку, а именно это и умудрялся проделывать Ксенакис.
Екатерина БИРЮКОВА

  КУЛЬТУРА  
  • //  06.02.2001
Хор районной музыкальной школы «Весна» выступил в Большом зале Консерватории
БЗК - далеко не самая завидная концертная площадка в удивительной карьере «Весны». Основанная еще в шестидесятые, в девяностые хоровая школа стала выездной, быстро набрала коллекцию заграничных премий, а этим летом в испанской Толосе стала обладательницей высшей европейской хоровой награды «Гран-при Европа-2000». >>
  • //  06.02.2001
Фестиваль «Белые Столбы» как услада для меломана
Несмотря на то что не меньше половины показанных в Белых Столбах фильмов были немыми, музыка на фестивале предстала во всей красе - не менее внушительно, нежели пресловутый коммунизм. Пожалуй, самым интересным событием, имевшим непосредственное отношение и к музыке, и к коммунизму, стал показ фрагментов из незавершенного фильма Сергея Васильева «Наши песни» (1951) - героической эпопее о создании Ансамбля песни и пляски Красной Армии под управлением Александрова, о самом Александрове и о том, как он писал советский гимн. >>
  • //  06.02.2001
Фильм «Ангелы Чарли» вышел на московские экраны
Американский режиссер Джозеф МакГинти Никол, больше известный под псевдонимом МакДжи, постарался свести риск провала своего дебютного детища к минимуму. Поэтому, лишив комедийный боевик «Ангелы Чарли» какой бы то ни было оригинальности, он тем не менее весьма успешно использовал в нем только самые проверенные и уже завоевавшие любовь зрителей сюжетные линии и в прямом и переносном смысле приемы. >>
  • //  06.02.2001
Умер Янис Ксенакис
В Париже в возрасте 78 лет скончался один из лидеров послевоенного авангарда Янис Ксенакис. Он был знаменит в первую очередь как композитор, ученик Онеггера, Мийо, Мессиана, электронщик, изобретатель концепции «стохастической музыки», автор огромного числа музыкальных опусов с непонятными и пугающими названиями. >>
  • //  06.02.2001
Для общего объяснения разных явлений философы любят искать универсальную отмычку, будь то диалектика, либидо или прибавочная стоимость. Вот и Бодрийяр, который в начале 70-х свел все многообразие социальных отношений к обмену дарами ("Символический обмен и смерть"), в 1979-м обнаружил новую точку опоры, перевернув с ее помощью мир привычных представлений о движущей силе человеческих поступков. И написал "Соблазн". >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ