N°63
14 апреля 2009
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  14.04.2009
Бездоходное место
У регионов не хватает средств на социальные нужды и борьбу с кризисом

версия для печати
Региональные власти создают антикризисные штабы и уповают на федеральный бюджет -- ситуация с финансами на местах ухудшается еще более быстрыми темпами, чем в центре. Потерявшие работу в крупных городах возвращаются, чтобы сэкономить на аренде жилья, но в регионах нет свободных вакансий. Губернатор Кемеровской области Аман Тулеев уже обещал выделить всем желающим десять соток для ведения подсобного хозяйства. К помощи натурой приходится прибегать в условиях жесточайшего дефицита бюджетных средств: в среднем по стране в начале года недобор поступлений -- прежде всего налоговых -- в местные бюджеты достигает 25%, в отдельных регионах свыше трети. И это при том, что финансовые планы практически всех российских регионов уже были скорректированы в сторону уменьшения.

Министр регионального развития Виктор Басаргин на недавней рабочей встрече с главой правительства Владимиром Путиным признал, что в целом ряде субъектов из-за снижения доходной базы может не хватить средств на реализацию антикризисных мер и выполнение всех запланированных социальных программ.

«Есть беспокойство, и очень серьезное, связанное с выпадением доходных источников из региональных бюджетов, особенно налоговых», -- заявил г-н Басаргин. Беспокойство основано на последних данных мониторинга текущего социально-экономического развития регионов, в котором субъекты федерации сгруппированы в четыре категории: с наихудшим состоянием, с неудовлетворительным состоянием, с удовлетворительным и стабильным состоянием. На конец февраля в первой группе было семь регионов, во второй -- 29, в третьей -- 34. Наконец, относительно благополучно дела обстоят в 13 регионах.

Как отмечает Минрегион, в наибольшей степени кризис коснулся таких субъектов РФ, как Пермский край, Вологодская, Кемеровская, Нижегородская, Орловская, Самарская и Челябинская области. «Во всех регионах данной группы промышленное производство в феврале 2009 года к февралю 2008 года снизилось более чем на 21,8%, что значительно больше среднероссийского снижения (на 13,2%)», -- говорится в мониторинге. В группу регионов с неудовлетворительным состоянием попали 29 регионов (в частности, Республика Башкортостан, Красноярский край, Белгородская, Липецкая, Новосибирская, Омская, Свердловская и Тюменская области, Москва), в 27 из 29 регионов данной группы отмечено снижение промышленного производства, в том числе в 20 -- больше, чем в среднем по России, рост промышленного производства наблюдался в Белгородской и Новосибирской областях (на 4 и 1,2% соответственно).

В группу регионов с удовлетворительным состоянием вошли 34 региона (в частности, Республика Татарстан, Приморский край, Архангельская, Астраханская, Волгоградская, Иркутская, Ленинградская, Московская и Смоленская области, Санкт-Петербург), здесь расслоение по главному критерию -- промышленному производству выше, чем в предыдущей группе: в 28 из 34 регионов отмечено снижение промышленного производства, в шести -- рост. Стабильное состояние экономики зафиксировано в 13 регионах, в частности почти во всех республиках Южного федерального округа, республиках Бурятия, Якутия и Тува, Камчатском и Краснодарском краях, Сахалинской области -- здесь сокращение промышленного производства отмечено лишь в четырех регионах. Правда, в эту группу входят и изначально бедные регионы, не имеющие развитого промпроизводства.

Как отметил глава Минрегиона Виктор Басаргин, кризис особенно отразился на высокодоходных регионах-донорах. И хотя «пока все взятые обязательства исполняются», в ведомстве опасаются, что «у субъектов не будет хватать денег на социальные расходы».

«Тенденции неблагоприятные, главная из них -- снижение налогооблагаемой базы, которое трудно прогнозировать. Сейчас никто не может сказать, какие будут потери к концу года, наложится и ухудшение собираемости налогов, -- говорит Оксана Гончаренко, ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры. -- На этом фоне обязательства бюджетов, прежде всего по социальной поддержке населения, только выросли. Да, финансовая поддержка из центра уже пошла, но и она ограничена. Полагаю, что несколько изменятся формы поддержки: регионы заинтересованы в нецелевых средствах, чтобы более свободно распоряжаться ими и оперативно реагировать на кризис».

Как отмечает аналитик, существующая программа выравнивания бюджетной обеспеченности регионов, которая, по идее, должна приобрести вес в кризисных условиях, несовершенна. Решения принимает Министерство финансов, но его методы -- загадка для экспертов. «В этих условиях роль региональных лобби возрастает, но не думаю, что в любом случае уровень поддержки будет различаться кардинально -- все будет зависеть от возможностей федерального бюджета», -- полагает г-жа Гончаренко. Центр гарантирует только финансирование федеральных социальных обязательств, все остальные расходы придется сокращать либо обеспечивать их за счет наращивания региональных долгов.

Эксперт сомневается, что объемы поддержки окажутся существенно выше, чем это уже было объявлено. При этом наибольшие проблемы возникнут у тех регионов, где доля собственных доходов в бюджете была выше -- именно эти доходы провалятся в первую очередь.

«Очевидно, что у регионов проблемы серьезнее, чем на федеральном уровне, -- говорит Андрей Блохин, главный научный сотрудник Института народнохозяйственного прогнозирования РАН. -- И если не будет оживления в экономике, роста налоговой базы, новых источников доходов, то долго продержаться на субсидиях из центра не получится».

По мнению экономиста, можно ожидать положительного эффекта для регионов от программы адресной поддержки бюджетообразующих предприятий. «Но, во-первых, нужно не просто перечислять деньги, нужно выставлять требования: оценивать проекты, ставить условия по сохранению трудового коллектива, выходу на новые рынки, реорганизации, модернизации производств -- и следить за выполнением взятых экономических обязательств. Во-вторых, нужно действительно найти ключевое звено, которое потянет за собой экономику на местах. И очень часто такие предприятия лучше видно из регионов, а не из Москвы», -- считает эксперт. Он говорит, что нужно найти разумную схему принятия решений о распределении господдержки. От социальных обязательств также отмахнуться не получится, уверен г-н Блохин: нужно учитывать настроения в обществе ради относительно спокойного прохождения кризисного периода.
Юлия МИРОНОВА

  ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  




реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  14.04.2009
Счетная палата поставила под сомнение ингушский строительный бум
Президент Ингушетии Юнус-Бек Евкуров и Счетная палата Российской Федерации обменялись вчера мнениями об ингушской коррупции. Президент Евкуров в интервью одному из федеральных печатных изданий сообщил, что коррупция снижается. «Воруют, но не в прежних масштабах», -- сказал глава региона... >>
//  читайте тему:  Ситуация в Ингушетии
  • //  14.04.2009
Неизвестный краснодарский предприниматель расчищает дорогу в мэры Сочи кандидату от "Единой России"
13 апреля суд Центрального района Сочи признал незаконным решение сочинской муниципальной избирательной комиссии о регистрации известного предпринимателя, председателя совета директоров ЗАО «Национальная резервная корпорация» Александра Лебедева (на снимке) кандидатом на должность мэра Сочи... >>
//  читайте тему:  Выборы в России
//  читайте тему:  Выборы мэра Сочи
  • //  14.04.2009
"Правое дело" не определилось с фаворитом на выборах мэра Сочи
Неожиданный поворот сюжета в эпопее с выборами мэра Сочи произошел вчера: член партии «Правое дело» Андрей Богданов добровольно снял свою кандидатуру в пользу протеже «Единой России» Анатолия Пахомова -- бывшего градоначальника Анапы, ныне исполняющего обязанности главы Сочи... >>
//  читайте тему:  Выборы в России
//  читайте тему:  Выборы мэра Сочи
  • //  14.04.2009
Правительство обещает к 2012 году решить проблему аварийного жилья
Премьер Владимир Путин все-таки несколько болезненно относится к критике своей команды, особо финансового блока во время отчета правительства в Госдуме. Вчера, к примеру, открывая заседание президиума правительства, он решил напомнить публике, кому собственно российская казна обязана своей наполненностью... >>
//  читайте тему:  Россия и финансовый кризис
  • //  14.04.2009
Какое оружие не получит российская армия
В минувшую пятницу заместитель министра обороны Владимир Поповкин рассказал о приоритетах российских программ вооружения и государственного оборонного заказа на 2009 год. Исходя из приведенных им данных, попробуем разобраться, какое оружие получит российская армия. И какое не вошло в гособоронзаказ... >>
//  читайте тему:  Реформа вооруженных сил
  • //  14.04.2009
Госдума ускоряет принятие закона о защите малого бизнеса от неналоговых проверок
Закон о защите малого бизнеса от проверок может вступить в силу на два месяца раньше, чем планировалось... >>
  • //  14.04.2009
Федеральная налоговая служба не стала участвовать в дискуссии о налогах
Финансовый кризис не станет поводом для введения репрессивных мер в отношении к налогоплательщикам. С таким заявлением выступил вчера на налоговой конференции Российского союза промышленников и предпринимателей заместитель министра финансов Сергей Шаталов... >>
//  читайте тему:  Налоговая реформа
  • //  14.04.2009
Президент обсудит налоговую и пенсионную реформу с бизнесом
Предстоящие изменения в налоговой и пенсионной реформе российские власти предварительно обсудят с бизнес-сообществом. Это не означает, что их мнение будет обязательно учтено, но по крайней мере оно будет услышано... >>
//  читайте тему:  Налоговая реформа
//  читайте тему:  Пенсионная реформа
  • //  14.04.2009
У регионов не хватает средств на социальные нужды и борьбу с кризисом
Региональные власти создают антикризисные штабы и уповают на федеральный бюджет -- ситуация с финансами на местах ухудшается еще более быстрыми темпами, чем в центре. Потерявшие работу в крупных городах возвращаются, чтобы сэкономить на аренде жилья, но в регионах нет свободных вакансий... >>
//  читайте тему:  Россия и финансовый кризис
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама