Время новостей
     N°63, 14 апреля 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  14.04.2009
Бездоходное место
У регионов не хватает средств на социальные нужды и борьбу с кризисом
Региональные власти создают антикризисные штабы и уповают на федеральный бюджет -- ситуация с финансами на местах ухудшается еще более быстрыми темпами, чем в центре. Потерявшие работу в крупных городах возвращаются, чтобы сэкономить на аренде жилья, но в регионах нет свободных вакансий. Губернатор Кемеровской области Аман Тулеев уже обещал выделить всем желающим десять соток для ведения подсобного хозяйства. К помощи натурой приходится прибегать в условиях жесточайшего дефицита бюджетных средств: в среднем по стране в начале года недобор поступлений -- прежде всего налоговых -- в местные бюджеты достигает 25%, в отдельных регионах свыше трети. И это при том, что финансовые планы практически всех российских регионов уже были скорректированы в сторону уменьшения.

Министр регионального развития Виктор Басаргин на недавней рабочей встрече с главой правительства Владимиром Путиным признал, что в целом ряде субъектов из-за снижения доходной базы может не хватить средств на реализацию антикризисных мер и выполнение всех запланированных социальных программ.

«Есть беспокойство, и очень серьезное, связанное с выпадением доходных источников из региональных бюджетов, особенно налоговых», -- заявил г-н Басаргин. Беспокойство основано на последних данных мониторинга текущего социально-экономического развития регионов, в котором субъекты федерации сгруппированы в четыре категории: с наихудшим состоянием, с неудовлетворительным состоянием, с удовлетворительным и стабильным состоянием. На конец февраля в первой группе было семь регионов, во второй -- 29, в третьей -- 34. Наконец, относительно благополучно дела обстоят в 13 регионах.

Как отмечает Минрегион, в наибольшей степени кризис коснулся таких субъектов РФ, как Пермский край, Вологодская, Кемеровская, Нижегородская, Орловская, Самарская и Челябинская области. «Во всех регионах данной группы промышленное производство в феврале 2009 года к февралю 2008 года снизилось более чем на 21,8%, что значительно больше среднероссийского снижения (на 13,2%)», -- говорится в мониторинге. В группу регионов с неудовлетворительным состоянием попали 29 регионов (в частности, Республика Башкортостан, Красноярский край, Белгородская, Липецкая, Новосибирская, Омская, Свердловская и Тюменская области, Москва), в 27 из 29 регионов данной группы отмечено снижение промышленного производства, в том числе в 20 -- больше, чем в среднем по России, рост промышленного производства наблюдался в Белгородской и Новосибирской областях (на 4 и 1,2% соответственно).

В группу регионов с удовлетворительным состоянием вошли 34 региона (в частности, Республика Татарстан, Приморский край, Архангельская, Астраханская, Волгоградская, Иркутская, Ленинградская, Московская и Смоленская области, Санкт-Петербург), здесь расслоение по главному критерию -- промышленному производству выше, чем в предыдущей группе: в 28 из 34 регионов отмечено снижение промышленного производства, в шести -- рост. Стабильное состояние экономики зафиксировано в 13 регионах, в частности почти во всех республиках Южного федерального округа, республиках Бурятия, Якутия и Тува, Камчатском и Краснодарском краях, Сахалинской области -- здесь сокращение промышленного производства отмечено лишь в четырех регионах. Правда, в эту группу входят и изначально бедные регионы, не имеющие развитого промпроизводства.

Как отметил глава Минрегиона Виктор Басаргин, кризис особенно отразился на высокодоходных регионах-донорах. И хотя «пока все взятые обязательства исполняются», в ведомстве опасаются, что «у субъектов не будет хватать денег на социальные расходы».

«Тенденции неблагоприятные, главная из них -- снижение налогооблагаемой базы, которое трудно прогнозировать. Сейчас никто не может сказать, какие будут потери к концу года, наложится и ухудшение собираемости налогов, -- говорит Оксана Гончаренко, ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры. -- На этом фоне обязательства бюджетов, прежде всего по социальной поддержке населения, только выросли. Да, финансовая поддержка из центра уже пошла, но и она ограничена. Полагаю, что несколько изменятся формы поддержки: регионы заинтересованы в нецелевых средствах, чтобы более свободно распоряжаться ими и оперативно реагировать на кризис».

Как отмечает аналитик, существующая программа выравнивания бюджетной обеспеченности регионов, которая, по идее, должна приобрести вес в кризисных условиях, несовершенна. Решения принимает Министерство финансов, но его методы -- загадка для экспертов. «В этих условиях роль региональных лобби возрастает, но не думаю, что в любом случае уровень поддержки будет различаться кардинально -- все будет зависеть от возможностей федерального бюджета», -- полагает г-жа Гончаренко. Центр гарантирует только финансирование федеральных социальных обязательств, все остальные расходы придется сокращать либо обеспечивать их за счет наращивания региональных долгов.

Эксперт сомневается, что объемы поддержки окажутся существенно выше, чем это уже было объявлено. При этом наибольшие проблемы возникнут у тех регионов, где доля собственных доходов в бюджете была выше -- именно эти доходы провалятся в первую очередь.

«Очевидно, что у регионов проблемы серьезнее, чем на федеральном уровне, -- говорит Андрей Блохин, главный научный сотрудник Института народнохозяйственного прогнозирования РАН. -- И если не будет оживления в экономике, роста налоговой базы, новых источников доходов, то долго продержаться на субсидиях из центра не получится».

По мнению экономиста, можно ожидать положительного эффекта для регионов от программы адресной поддержки бюджетообразующих предприятий. «Но, во-первых, нужно не просто перечислять деньги, нужно выставлять требования: оценивать проекты, ставить условия по сохранению трудового коллектива, выходу на новые рынки, реорганизации, модернизации производств -- и следить за выполнением взятых экономических обязательств. Во-вторых, нужно действительно найти ключевое звено, которое потянет за собой экономику на местах. И очень часто такие предприятия лучше видно из регионов, а не из Москвы», -- считает эксперт. Он говорит, что нужно найти разумную схему принятия решений о распределении господдержки. От социальных обязательств также отмахнуться не получится, уверен г-н Блохин: нужно учитывать настроения в обществе ради относительно спокойного прохождения кризисного периода.

Юлия МИРОНОВА
//  читайте тему  //  Россия и финансовый кризис