N°55
02 апреля 2009
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  02.04.2009
Азартны и любопытны
Новые программы Большого симфонического оркестра имени П.И. Чайковского

версия для печати
После успешных гастролей в знаменитом концертном зале Вены Musikverein Большой симфонический оркестр имени П.И. Чайковского во главе с художественным руководителем Владимиром Федосеевым представил несколько программ в Большом зале Московской консерватории. Одна из них -- придуманный маэстро Федосеевым цикл «Легенды о любви». 26 марта Федосеев дирижировал концертом «Восточный романс», в котором знаменитые ориенталистские опусы классиков русской музыки (Римского-Корсакова, Мусоргского) прихотливым орнаментом вплетались в мелодии незаслуженно забытых, редко исполняемых композиторов бывших советских республик (Меликова, Ниязи, Кара-Караева). Вчера прозвучал концерт «Шаг в XXI век», в котором только два сочинения были хрестоматийными: ранняя (1904) идиллия для оркестра «Летний вечер» классика нововенской школы Антона Веберна и «Маленький триптих» классика советской композиторской школы Георгия Свиридова. Все остальные немалые по длительности опусы композиторов Западной Европы и Америки были написаны в последнее десятилетие и прозвучали в России впервые.

Программы хороши уже по той причине, что альтернативны «образцово-показательному» российскому филармоническому мейнстриму, предполагающему бесконечную концертную эстафету обычно, мягко говоря, не идеально сыгранных разными оркестрами хрестоматийных опусов классиков конца XVIII -- первой половины XX столетия. Даже молодые исполнители и коллективы обычно зацикливаются на обкатанных программах, которые играют «до дыр» по странам, городам и весям, -- программам проверенным и никак не противоречащим застойному потребительскому отношению к классической музыке.

Семидесятипятилетний маэстро Владимир Федосеев взложил на себя роль благородного просветителя, вытащил партитуры, которые или сданы в архив (как в случае с опусами композиторов союзных республик), или только что завершены самими авторами (как в случае с мировой премьерой вчерашнего концерта -- симфоническими заклинаниями «Большая медведица» самого интересного композитора Норвегии Рагнара Седерлинда). И не просто вытащил и сыграл с БСО, но и выстроил лейтмотивы, придумал концепцию.

Концерт «Восточный романс» позволил продемонстрировать все исключительные качества БСО: тембровое богатство, филигранное звучание струнных, от которых в иные кульминации просто дыхание перехватывает. Все это великолепие было каркасом целого пышно украшенного дворца, в котором разные искусства не то чтоб соревновались друг с другом, но друг друга славили. Симфонические темы инкрустировались стихотворными фрагментами великой любовной поэзии Навои, Низами, Хафиза, Омара Хайяма... Стихи читали Дарья Мороз и Олег Долин. Аутентичная отделка драгоценной конструкции обеспечена была участием музыкантов, исполняющих темы на средневековых струнных азербайджанских инструментах таре, кяманче, а также благодаря уникальному вокалу юного азербайджанского певца Эльмаддина Ибрагимова. Продолжение любовных историй ожидается в начале будущего консерваторского сезона, когда в цикле «Легенд» прозвучат истории Отелло (по Шекспиру и Верди) и Густава и Альмы Малер (по музыке, письмам и дневникам композитора).

Вчерашняя программа «Шаг в XXI век» убедила другим -- не изумительной красотой возводимых акустических чертогов, но отважным желанием показать современную академическую музыкальную культуру не как музей, а как процесс, в его движении. Как в современной артжизни... Ведь интересно же в пластических искусствах проследить формы интерпретации модернизма 20--50-х годов сегодня. Почему же не любопытно услышать, на какой диалог со Стравинским и Шостаковичем способны именитый норвежец Седерлинд или модные американцы Кристофер Роуз, Картер Панн? Пусть радикальной новизны в их произведениях мало (или нет совсем), но ведь и на многих признанных выставках современного искусства работ, которые можно приравнять к «новому слову», нет совсем или раз-два и обчелся. Мудрость Федосеева в том, что современную музыку он хочет сделать частью нормальной культурной жизни. Без истерики и фанатизма.

А для тех, кто любит раритеты признанной классики, маэстро готовит пасхальный подарок. 9 апреля в Большом зале Московской консерватории прозвучит практически неизвестная в России грандиозная оратория Феликса Мендельсона «Св. Павел».
Сергей ХАЧАТУРОВ




реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  02.04.2009
Якутский оперный театр привез в Москву современную оперу
Государственный театр оперы и балета Республики Саха (Якутия) им. Сивцева-Суоруна Омоллоона привез на «Маску» представление, составленное из двух одноактных опер композитора Владимира Кобекина по мотивам классика якутской литературы Платона Ойунского (либретто А. Застырец) -- «Александр Македонский» и «Кудангса Великий»... >>
//  читайте тему:  Музыка
  • //  02.04.2009
«Дядюшкин сон» из БДТ на фестивале «Золотая маска»
На «Дядюшкин сон» БДТ им. Товстоногова в постановке художественного руководителя театра Темура Чхеидзе лишний билет спрашивали еще у метро (правда, Театр им. Моссовета, где проходили гастроли, находится от метро довольно близко), а после спектакля долго не смолкали овации... >>
//  читайте тему:  Театр
  • //  02.04.2009
Новые программы Большого симфонического оркестра имени П.И. Чайковского
После успешных гастролей в знаменитом концертном зале Вены Musikverein Большой симфонический оркестр имени П.И. Чайковского во главе с художественным руководителем Владимиром Федосеевым представил несколько программ в Большом зале Московской консерватории... >>
//  читайте тему:  Музыка
  • //  02.04.2009
Во Вроцлаве начался фестиваль главной театральной премии Европы
Во Вроцлаве открылся фестиваль премии «Европа -- театру». Приз с этим названием вручается уже 13-й раз, переезжая из одного европейского города в другой. Прошлые два года торжества происходили в греческих Салониках, до этого -- в итальянском Турине и других городах... >>
//  читайте тему:  Театр
  • //  02.04.2009
В Мариинском театре представили доступного широкой публике «Севильского цирюльника»
Это уже, кажется, дурная традиция: режиссер Алексей Степанюк стряпает что-то в российской провинции, а потом эту б/у постановку впаривает Мариинскому, на минуточку, театру... >>
//  читайте тему:  Музыка
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика