|  | ||
|  | ||
| N°55 02 апреля 2009 |  | Издательство "Время" | 
|   | ||||
| // Архив | // поиск | |||
|  | ||||
| 
         |  | 
   Чолбон и Александр Якутский оперный театр привез в Москву современную оперу 
Государственный театр оперы и балета Республики Саха (Якутия) им. Сивцева-Суоруна Омоллоона привез на «Маску» представление, составленное из двух одноактных опер композитора Владимира Кобекина по мотивам классика якутской литературы Платона Ойунского (либретто А. Застырец) -- «Александр Македонский» и «Кудангса Великий». Аж семь номинаций «Македонского» (вторая опера -- про то, как вождь Кудангса победил ледяную звезду Чолбон -- в конкурсном антураже идет как довесок), интригующее звучание и чудной вид спектакля дали повод в очередной раз задуматься о совершенно какой-то невероятной пестроте и причудливости российского оперного ландшафта. В извивах которого алмазная республика и ее оперный театр, где главные партии поют эстрадные артисты, заказывают сразу две оперы автору, известному своей просвещенностью, передовыми и гибкими взглядами, неплохой сценической судьбой, а также ловкой непринадлежностью ни к консервативному, ни к авангардистскому, ни к строго «минималистскому» контексту. В неожиданно людной композиторской номинации этого года Кобекин соревнуется с Щедриным («Очарованный странник»), Смелковым («Братья Карамазовы») и двумя авторами мюзиклов -- Дрезниным и Колкером. И в этом споре ему есть что предъявить, а именно демократично-притягательную и при этом не наивную музыку, хитро устроенную по принципу дивного месива, в котором сложно ухватить стилистические корни (хотя мерещатся следы когда-то мощного неофольклоризма, манеры «новой простоты», чуть ли не хачатуряновские профили и сильное влияние минимализма, впрочем, очень индивидуально переваренного). Кобекин здесь остается верен себе, используя метод сочинительства, который им артикулируется как «создание мелодии, словно ритуального танца» (с дзенско-платоновскими ассоциациями). Музыка, которую сам композитор именует «азиатской оперой», легко и непринужденно, под бой барабанов рассказывает историю не только завоеваний и любви Александра Македонского, но и его духовных сомнений и терзаний. В ней есть напряжение, колорит, драматургия и трагедия (два героя истории умирают: «поэт» и гордая Мидия -- традиционная для оперных сюжетов «вражеская принцесса»). Между тем зрелище, которое разворачивается на сцене, изумляет своей бесхитростностью. Угловатая пластика смущенных актеров, отбивающих ритм ногой, стеснительные голоса, взгляд, вперивающийся в дирижера, сокрушительно яркий декор, наивный балет, поднимающиеся и опускающиеся платформы, благодаря которым герои редко приходят на сцену или уходят своими ногами, пышность красок, помноженная на аляповатость фантазии. Все вместе превращается в какую-то странную помесь карикатурного «Спартака», новогоднего ледового шоу и концерта эстрадно-фольклорного коллектива, по старинным законам которого даже подлинное шаманство обрамляется диковатыми рюшечками. Мы можем называть такое трогательной провинциальностью, дикостью, героизмом, подвижничеством, «национальной оперой» и даже почти что ритуальным театром под оперной вывеской. Это стоит один раз увидеть, чтобы удивиться хитросплетениям. Разве что немного нелепо семикратно это номинировать. 
 |  | 
 
  Якутский оперный театр привез в Москву современную оперу Государственный театр оперы и балета Республики Саха (Якутия) им. Сивцева-Суоруна Омоллоона привез на «Маску» представление, составленное из двух одноактных опер композитора Владимира Кобекина по мотивам классика якутской литературы Платона Ойунского (либретто А. Застырец) -- «Александр Македонский» и «Кудангса Великий»... >> 
  «Дядюшкин сон» из БДТ на фестивале «Золотая маска» На «Дядюшкин сон» БДТ им. Товстоногова в постановке художественного руководителя театра Темура Чхеидзе лишний билет спрашивали еще у метро (правда, Театр им. Моссовета, где проходили гастроли, находится от метро довольно близко), а после спектакля долго не смолкали овации... >> 
  Новые программы Большого симфонического оркестра имени П.И. Чайковского После успешных гастролей в знаменитом концертном зале Вены Musikverein Большой симфонический оркестр имени П.И. Чайковского во главе с художественным руководителем Владимиром Федосеевым представил несколько программ в Большом зале Московской консерватории... >> 
 Во Вроцлаве начался фестиваль главной театральной премии Европы Во Вроцлаве открылся фестиваль премии «Европа -- театру». Приз с этим названием вручается уже 13-й раз, переезжая из одного европейского города в другой. Прошлые два года торжества происходили в греческих Салониках, до этого -- в итальянском Турине и других городах... >> 
  В Мариинском театре представили доступного широкой публике «Севильского цирюльника» Это уже, кажется, дурная традиция: режиссер Алексей Степанюк стряпает что-то в российской провинции, а потом эту б/у постановку впаривает Мариинскому, на минуточку, театру... >>  18:51, 16 декабряРадикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске 18:32, 16 декабряПутин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд 17:58, 16 декабряЗадержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве 17:10, 16 декабряЕвропарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского 16:35, 16 декабряСаакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия 16:14, 16 декабряАссанж будет выпущен под залог 
 | 
|  | ||||
|  | Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией | Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |  | |
|  |