N°175
24 сентября 2009
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  24.09.2009
Юридически активная добавка
Производители хотят законодательно ликвидировать теневой рынок БАДов

версия для печати
Рынок биологически активных добавок (БАД) в России один из самых быстрорастущих: за последние годы в денежном выражении он увеличился в разы (если в 2003 году объем официально зарегистрированных продаж составил 2,6 млрд руб., то в 2007 году этот показатель достиг 8,7 млрд). Это превышает даже темпы роста продаж лекарственных препаратов. Тем не менее рынок БАДов по-прежнему в значительной части теневой -- большая часть добавок продается из рук в руки, минуя кассовый аппарат и все контролирующие инстанции. Вчера представители некоммерческого партнерства производителей пищевых добавок, объединившего десять самых сознательных компаний (на их долю приходится почти 50% легально продающихся в нашей стране добавок) заявили, что совместно с депутатами Госдумы готовы внести ряд законодательных предложений, направленных на ликвидацию «черного рынка здоровья».

Об истинном размере нелегального рынка всевозможных околомедицинских усилителей зрения, стимуляторов физических способностей и регуляторов настроения сейчас можно судить лишь по косвенным признакам -- в этом сходятся все эксперты и участники рынка БАДов. Например, по числу официально зарегистрированных торговых наименований добавок: в июне 2008 года было зарегистрировано чуть более 5 тыс., а на аналогичный период этого года -- уже почти 8 тысяч.

«Подводная часть этого айсберга растет активнее и намного превосходит надводную», -- считает генеральный директор агентства DSM Group Александр Кузин. Согласен с ним и другой аналитик, директор по маркетинговым исследованиям ЦМИ «Фармэксперт» Давид Мелик-Гусейнов: «Всего 30% БАДов продается в аптеках (не более чем на 1 млрд долл. в год), и еще приблизительно 20% реализуется через всевозможные «Лавки жизни» (на 250--300 млн долл.), а весь рынок добавок целиком, по нашим подсчетам, никак не меньше 2,5 млрд долларов».

Сами представители легального сектора дистрибуции пищевых добавок говорят, что доморощенные продавцы неизвестных препаратов буквально заполонили города по всей стране, атакуя пенсионерок по телефону и отлавливая доверчивых граждан в подъездах домов. «Каков сейчас размер так называемых прямых продаж, сказать очень трудно, так как эта продукция не засвечивается ни на одном этапе своего существования -- ее нелегально производят, транспортируют и продают», -- рассказала «Времени новостей» президент НПП БАД Татьяна Пилат. "Сейчас очень немногие люди знают, что российское законодательство категорически запрещает распространять БАДы каким-либо способом, кроме как через аптеки и специализированные секции прочих торговых точек", -- говорит г-жа Пилат.

В итоге государство теряет немалые средства, которые могли бы поступать в казну в качестве налоговых отчислений, а покупатели незарегистрированных средств часто оказываются жертвами обычных мошенников. «Мы можем судить только по тем случаям, когда граждане все-таки оказываются достаточно дотошными, чтобы пожаловаться на отсутствие эффекта или побочные явления от купленных препаратов в «Роспотребнадзор», -- считает директор по корпоративным отношениям ООО «Амвей» Алексей Петренко. «И больше всего жалоб на немыслимо завышенные цены -- добавки продают в больших городах по 5--9 тыс. руб. за упаковку, хотя, по подсчетам членов нашего партнерства, никакие добавки из тех, что официально известны, не могут стоить более 1 тыс. руб.», -- поделился с «Времени новостей» главным критерием легальности БАДов г-н Петренко. По его словам, все остальное -- надувательство.

Правда, потери покупателей пока исключительно моральные и финансовые. «Не зарегистрировано ни одного случая, чтобы добавкой, купленной с рук, кто-то отравился», -- говорит Татьяна Пилат. Но бороться с хаосом на рынке можно только на уровне законодательства. «Существующие на данный момент нормативные акты часто декларируют прямо противоположные вещи. Так, СанПиН, которым руководствуются все отечественные компании, ясно говорит, что после проведения добровольной сертификации (она подразумевает клинические испытания средства) производитель имеет право писать на упаковке «лечит глаукому» или «помогает при сосудистой недостаточности». Но закон о рекламе категорически это запрещает в любом случае», -- пояснили для «Времени новостей» участники НПП БАД. По их словам, это крайне несправедливо: «Даже на йогуртах не запрещено писать «улучшает иммунитет», а на средствах, призванных улучшать качество жизни и здоровье граждан, такая надпись почему-то невозможна».

Таких нестыковок множество, и единственный способ от них избавиться, считают производители, -- принять новый закон, регулирующий непосредственно все стадии жизни добавок -- от производства до потребления.
Галина ПАПЕРНАЯ

  ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  




реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  24.09.2009
Московские власти требуют ужесточить ответственность за продажу алкоголя несовершеннолетним
Столичные власти активно занялись проблемой детского и подросткового пьянства. На вчерашней пресс-конференции руководитель департамента потребительского рынка и услуг Москвы Владимир Малышков заявил, что необходимо ужесточить законодательство в отношении предпринимателей, продающих алкогольную и табачную продукцию несовершеннолетним... >>
  • //  24.09.2009
ЕГЭ больше всего не нравится тем, кто его не сдавал
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провел исследование, посвященное отношению россиян к единому государственному экзамену... >>
//  читайте тему:  Реформа образования и науки
  • //  24.09.2009
Первым московским омбудсменом стал Александр Музыкантский
Похоже, мэр Юрий Лужков, выдвинувший в кандидаты на пост уполномоченного по правам человека в Москве бывшего члена своей команды и одного из участников демократического движения начала 90-х Александра Музыкантского, постарался угодить и политической оппозиции, и общественникам... >>
  • //  24.09.2009
Жители Москвы и Петербурга приспособились к кризису лучше остальных россиян
Российский народ привык к кризису, затянул потуже пояса и смотрит в будущее с оптимизмом. Такие выводы следуют из данных, оглашенных вчера генеральным директором Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) Валерием Федоровым на вчерашней пресс-конференции, посвященной состоянию дел в регионах... >>
  • //  24.09.2009
Производители хотят законодательно ликвидировать теневой рынок БАДов
Рынок биологически активных добавок (БАД) в России один из самых быстрорастущих: за последние годы в денежном выражении он увеличился в разы (если в 2003 году объем официально зарегистрированных продаж составил 2,6 млрд руб., то в 2007 году этот показатель достиг 8,7 млрд)... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика