N°181
29 сентября 2003
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 НА РЫНКЕ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  29.09.2003
"Рынок БАД растет только для чиновников"
версия для печати
О том, к каким изменениям на рынке могут привести новые правила производства и реализации биологически активных добавок, рассказывает председатель комитета по экспертизе эффективности оздоровительных продуктов и технологий Российской академии наук академик Российской академии естественных наук Александр ОРЕХОВ.

-- Александр Николаевич, насколько важен сам факт появления новых санитарных правил, касающихся оборота биологически активных добавок к пище?

-- Они только начали действовать. Но это сегодня единственный документ, который официально регулирует производство и продажу биологически активных добавок. Специальные правила конкретно для БАД выпущены впервые. Это, конечно, не значит, что они раньше продавались нелегально. Ранее они производились в соответствии с правилами, разработанными для пищевой продукции. Ведь БАД по закону и являются пищевым продуктом.

-- Но разве теперь они будут считаться чем-то иным?

-- Просто раньше для того, чтобы БАД могли легально производиться, продаваться и использоваться, необходимо было всего лишь получить в Минздраве соответствующее регистрационное удостоверение. Сейчас же для этого необходимо санитарно-эпидемиологическое заключение. Это другая форма документа. Выдает его департамент Госсанэпиднадзора Минздрава. То есть сейчас БАД подвергаются тем же самым правилам вывода на рынок, что и любой другой пищевой продукт или, например, косметика.

-- И как это отразится на их продаже?

-- Мне кажется, что и без того шаткое положение добавок на рынке даже ухудшится.

-- Почему?

-- Дело в том, что санитарно-эпидемиологическое заключение, которое теперь необходимо для распространения БАД, в отличие от регистрационного удостоверения, которое требовалось раньше, не содержит даже намеков на оздоровительные свойства продукта. Это заключение лишь подтверждает безвредность продукта, не более того. Обычный человек в этом документе не найдет информации о полезных свойствах добавки, не получит ответа на вопрос, почему он должен применять тот или иной биокорректор. Конечно, никто не хочет нанести вред своему здоровью, но, с другой стороны, платить за то, что всего лишь безвредно, уже не выгодно.

Я считаю, что новая система вывода на рынок БАД создала только проблемы как для потребителя, который лишен возможности на официальном уровне выяснить, имеет ли эта продукция полезные свойства, так и для производителя, который теперь не имеет возможности самым простым путем донести до покупателя истинные свойства своей продукции. А это, на мой взгляд, нарушение прав потребителя.

-- А явное преувеличение производителями эффекта от применения БАД разве не нарушение?

-- Главная проблема -- это отсутствие достоверной информации. Нет в нашей стране места, куда человек может обратиться с вопросом о том, хорошую или плохую добавку он купил. То есть потребитель вынужден ориентироваться исключительно на рекламу -- а она действительно не всегда достоверна. Во-вторых, на современном рынке БАД слишком много недобросовестных производителей, занимающихся откровенной халтурой. Они выпускают продукцию, об эффективности которой сами толком ничего не знают. Надо быть очень осторожным при выборе добавок. Перед покупкой обязательно проконсультироваться со специалистом. А на различные завлекательные надписи типа «Сбросить 10 килограмм за месяц без диеты -- реально» лучше вообще не обращать внимания. И еще, если на упаковке слишком красочно расписаны чудодейственные свойства, то такую добавку тоже покупать не стоит.

-- Получается, что информация, предоставляемая потребителю, чаще всего недостоверна?

-- Не недостоверна, а необъективна. В основном информация для покупателя поступает от производителя, который заинтересован продать свой товар. К тому же зачастую в месте продажи можно встретить до двух тысяч наименований БАД. В этом ассортименте никакой продавец, а тем более потребитель разобраться не может.

-- Вам не нравится, что БАД окончательно приравнивают к другим пищевым продуктам. Стоит ли это понимать так, что вы считаете более правильным приравнять БАД к лекарствам?

-- Нет. Сделать это конечно можно, но это будет неправильно. БАД и не надо быть лекарствами. Лекарства -- эффекторы, они действуют целенаправленно. Их задача -- вылечить больной организм. Но при этом здоровому организму нужны регуляторы, защищающие его. И лучше, если это будут натуральные продукты, к которым человек привык на протяжении эволюции. Их сейчас называют биокорректорами. Это не обязательно пищевые добавки. БАД -- это всего лишь форма регистрации продукта, обладающего фармакологическим действием. Кроме того, существуют еще продукты, которые компенсируют рацион (витаминизированные напитки, очищенные от вредных примесей продукты), витаминно-минеральные комплексы, а также средства наружного применения, так называемая оздоровительная косметика (шампуни от перхоти, противогрибковые лаки для ногтей и дезодоранты, различные кремы на природной основе).

-- В чем же глобальный смысл существования всех этих продуктов помимо прибыли для производителей?

-- Добавки в наше время -- вещь просто необходимая. Сейчас 20 процентов населения страны больны, еще 5 абсолютно здоровы. Остальные 75 процентов относятся к так называемым условно здоровым людям (занятые на вредном производстве, страдающие хроническим заболеванием, люди со сниженным иммунитетом). С одной стороны, они нуждаются в сохранении и поддержании своего здоровья, но с другой -- они не больны настолько, чтобы ими занимались врачи. Да и вообще охрана здоровья здоровых людей не в компетенции здравоохранения. Врачи занимаются лечением болезней, и им выгодно, чтобы люди болели. Поэтому подавляющему большинству россиян необходимо применять биологически активные добавки, которые не только укрепляют иммунитет, но позволяют без увеличения калорийности рациона восполнить дефицит жизненно важных компонентов.

-- То есть, у рынка БАД отличные перспективы для развития -- если три четверти россиян действительно в них нуждаются?

-- Рынок развивался, но я считаю, что развитие это прекратилось в 2000 году. Если в 2000 году по сравнению с 1999-м прирост объемов продаж увеличился приблизительно на 14%, то потом рост остановился, и сейчас мы видим тенденцию уже к сокращению объемов продаж в денежном выражении. В настоящий момент рынок растет только для чиновников, которые занимаются регистрацией БАД. За год число новых продуктов увеличивается приблизительно в полтора раза. Сейчас существует около пяти тысяч наименований, ежемесячно к ним прибавляется еще 150. Но время жизни каждого продукта -- не более года.

-- Однако объемы продаж биологически активных добавок, согласно неофициальным данным, все равно исчисляются сотнями миллионов долларов.

-- На самом деле это очень «серый» рынок, и информацию получать исключительно тяжело. Ведь существует еще и нелегальные способы распространения БАД -- такие, например, как многоуровневый сетевой маркетинг. Там оборот вообще невозможно подсчитать. По некоторым оценкам цифры доходят до миллиарда долларов. Но если говорить о линейных продажах, то есть производитель-оптовик-розница, здесь ежегодные обороты составляют лишь порядка 30--50 млн долларов.
Беседовала Анна ШПАК

реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  29.09.2003
Минздрав ставит под контроль производство и распространение пищевых добавок
Вторая половина 2003 года может кардинально изменить ситуацию на рынке биологически активных добавок к пище. Министерство здравоохранения, которое раньше достаточно спокойно наблюдало за тем, как «Гербалайф» и его менее раскрученные «клоны», обещающие скорое и легкое очищение организма, избавление от лишнего веса, а то и победу над тяжелым заболеванием, завоевывают авторитет у россиян и попутно опустошают их кошельки, теперь намеревается поставить распространение БАД под свой контроль. В июле вступили в силу подготовленные Минздравом «Гигиенические требования к производству и обороту биологически активных добавок к пище» -- этот документ по сути является «могильщиком» для пресловутой системы многоуровнего сетевого маркетинга применительно к БАД. А с начала сентября производители и продавцы добавок в обязательном порядке должны получать заключение о соответствии своей продукции государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам. Причем в ходе проведения этой экспертизы будет проверяться и упаковка препарата, на которой Минздрав требует четко указывать, что предлагаемый на продажу товар ни в коем случае не является лекарством. >>
  • //  29.09.2003
В международной практике биологически активные добавки относятся исключительно к продуктам питания. Российские же чиновники слишком долго позволяли производителям заявлять о лекарственных или профилактических свойствах, считает юридический советник Конфедерации обществ потребителей Светлана ЗАВИДОВА... >>
  • //  29.09.2003
О том, к каким изменениям на рынке могут привести новые правила производства и реализации биологически активных добавок, рассказывает председатель комитета по экспертизе эффективности оздоровительных продуктов и технологий Российской академии наук академик Российской академии естественных наук Александр ОРЕХОВ... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика