N°164
09 сентября 2009
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  09.09.2009
Одиссея Федосеева
Прославленный российский дирижер провел фестиваль в Перми

версия для печати
В воскресенье, 13 сентября, в Пермском академическом театре оперы и балета имени П.И. Чайковского оперой Николая Римского-Корсакова «Царская невеста» завершится масштабный фестиваль Владимира Федосеева в Перми. С 4 сентября в течение десяти дней пермские меломаны могли оценить мастерство маэстро в разнообразных жанрах (балет, опера, оратория, симфония, концерт), в сотрудничестве с различными коллективами и солистами. Одиссея Федосеева по морям, океанам и материкам музыкального мира вышла захватывающе интересной. Рассказ о ней хочется, в согласии с уместным здесь эпическим жанром, представить трилогией, темы которой взаимосвязаны между собой.

Реставратор музыкальной географии

В 1995 году в интервью Владимир Иванович Федосеев печалился о том, что внутри России порушены многочисленные культурные связи, что оркестру куда легче принять приглашение в зарубежную поездку, чем делать визит в любимые города отечества. Сегодня ситуация, похоже, меняется. Об этом сам дирижер поведал в беседе с вашим обозревателем. Зияющие дыры в культурном пространстве латаются усилиями нескольких самоотверженных культурных институций России и, само собой, доброй волей самого маэстро. Идея нынешнего фестиваля возникла два года назад в диалоге Владимира Федосеева с художественным руководителем Пермского академического театра оперы и балета Георгием Исаакяном. По признанию самых авторитетных российских критиков, Пермский театр сегодня -- один из лучших в России, и немудрено, что именно с ним захотел сотрудничать маэстро. В интервью «Времени новостей» Федосеев поделился и собственными воспоминаниями о состоявшемся лет двенадцать назад визите в Пермь с родным ему Большим симфоническим оркестром имени П.И. Чайковского (БСО). Те концерты прошли с триумфом. Особый восторг вызвал «Петрушка» -- затейливое, фантастически красивое сочинение Игоря Стравинского, музыка к одноименному балету. Владимир Федосеев и его супруга, музыковед Ольга Доброхотова рассказали, что пермские меломаны-умельцы даже сшили своего «Петрушку» из разноцветных лоскутов и подарили оркестру в знак восхищения.

Закономерно поэтому, что во время нынешнего фестиваля «Петрушка» с БСО звучал вновь. Осуществить мечту о федосеевском фестивале в Перми помогла разработанная Министерством культуры РФ федеральная программа Всероссийских филармонических сезонов. В рамках этой программы Московская филармония берет на себя функцию бывшего Союзконцерта («Росконцерта»). Обеспечивает гастроли знаменитых коллективов и солистов в разных городах страны и восстанавливает таким образом порушенные культурные связи. Принцип, согласно которому программа живет, заключается в софинансировании проектов госказной Минкульта и областными филармониями (в данном случае -- театром). Программа существует шесть лет и охватывает уже около 50 городов-партнеров.

Реставратором музыкальной географии России Владимир Федосеев выступает и сам по собственной инициативе. Публике городов России он признается в любви. По его словам, это очень благодарные, чуткие, отзывчивые слушатели, которые «нуждаются в потерянных чувствах». Потому БСО воодушевленно принимает приглашения ехать и играть не только в Пермь или Великий Новгород, но и в столицу Мордовии Саранск, и в закрытый город Саров Нижегородской области, где очень по-российски пугающе совмещены один из центров русской святости (обитель преподобного Серафима Саровского) и секретная лаборатория уничтожения всего живого (база, где создается и испытывается атомная бомба). Жители Сарова (прежде всего физики-ядерщики) знают цену ответственности за изобретаемое ими атомное оружие-щит. К событиям культурной жизни относятся эти в большинстве своем очень образованные, интеллигентные люди непривычно для москвичей щепетильно и требовательно. Тот случай, когда эстетика охраняет этику. Благодаря самоотверженности Алевтины Ронжиной, директора Дома ученых в Сарове, БСО выступал в закрытом Сарове весной, музыканты надеются посетить город и в будущем, юбилейном для оркестра году.

В 2010-м БСО исполнится 80 лет. Поездки по стране, восстановление разорванной культурной карты -- один из главных приоритетов юбилейного года. Дирижер отметил, что в числе первых маршрутов юбилейного сезона выбраны Вологда и Череповец, где при поддержке губернатора будет проведен фестиваль в честь 70-летия безвременно ушедшего композитора Валерия Гаврилина (уроженца Вологды), одного из любимых БСО и его художественным руководителем.

Пермский фестивальный маршрут

Миссия хранителя, реставратора культуры по-видимому определила и репертуар фестивальной программы. День открытия, 4 сентября, был посвящен именно что реставрации двух балетов Джорджа Баланчина: «Кончерто барокко» (на музыку концерта для двух скрипок и струнного оркестра И.-С. Баха) и «Серенады» (на музыку Серенады для струнного оркестра Петра Чайковского). Исполняемая артистами Пермского театра хореографическая неоклассика ассоциировалась у меня с образами скульптурных рельефов ар-деко. Строжайшая дисциплина каждого движения помогает выстроить совершенную формулу: музыка alter ego пластики. Ведомый Владимиром Федосеевым оркестр Пермского театра в возрождении старинного стиля участвовал бережно и нежно.

Другие звучащие на фестивале опусы -- еще более глобальные ориентиры в исторической навигации Федосеева. Девятнадцатый век представлен сыгранным вчера Концертом для скрипки с оркестром Петра Чайковского (в сопровождении БСО солировал уроженец Перми, увенчанный многими международными регалиями Павел Милюков), ожидающейся оперой Николая Римского-Корсакова «Царская невеста» (это репертуарный спектакль театра, Владимир Федосеев продирижирует им с Пермскими хором, оркестром и солистами). Двадцатый век предстал глыбой Пятой симфонии Шостаковича (звучала вчера в исполнении БСО), полыхающим всеми цветами палитры художников «Бубнового валета» «Петрушкой» Стравинского, наконец, ввергающим в трепет «Иваном Грозным» Сергея Прокофьева. В отношении к последнему опусу возникло немало вопросов. БСО, хор Пермского оперного театра, чтец -- народный артист России Николай Мартон, дирижер Федосеев исполнили ораторию так могуче, что в самом деле стало жутко. Ведь если мы говорим о реставрации топосов культуры, то что есть прокофьевский «Иван Грозный»? Принятие и оправдание тиранов-садистов (от Грозного до Сталина, с кем недвусмысленно ассоциировалась сочиненная в 1945 году оратория), замучивших безмерное число невинных душ? Нет, конечно же, нет. Именно что феноменально богатое по эмоциям, по точности и красоте их артикуляции, страстное, выстраданное самим Федосеевым (оратория звучит в его редакции) исполнение спасает от лубочной политической конъюнктуры. Сочинение воспринимается путешествием в самое потаенное души народной, в которой так невозможно сочетаются нежность, кротость, желание подвига, великодушие, одновременно -- трусость и раболепие, гнев, жестокость, презрение к инаковости, отчаянная готовность «переступить черту». Грозный тут уже ни при чем. Гениально изложенные Прокофьевым и восхитительно исполненные БСО вместе с хором фольклорные темы переводят содержание в куда более масштабный план. После окончания концерта зал неистовствовал. Воздух раскалился от захлестнувших всех эмоций. Овация стоя, восторженный гул. Одиссея Федосеева совершается не на прогулочном теплоходике. Всерьез...

Берег Перми

Понятно, в подобной арт-Одиссее, что выбрал для себя маэстро Федоссев, сегодня Пермь -- по многим объективным причинам город первостепенной важности. Действительно, начальники искусства (от сенатора Сергея Гордеева, министра культуры Пермского края Бориса Мильграма до возглавляющего Пермский музей современного искусства Марата Гельмана) хотят сделать город образцово-показательным в смысле культурного менеджмента, хотят доказать, что именно культура может быть «движущей силой развития всего края» (Борис Мильграм). Достаточно сказать, что сразу после окончания фестиваля Владимира Федосеева в Пермском академическом театре оперы и балета откроется фестиваль современного искусства «Территория» (см. «Время новостей» от 7 сентября). Уместно вспомнить и о том, что на концерте с музыкой Стравинского и Прокофьева мне довелось встретиться с московским куратором Государственного центра современного искусства, крупным специалистом в области русского авангарда и contemporary art Виталием Пацюковым. Он пришел на концерт как давний почитатель таланта БСО и Федосеева. А оказался в Перми потому, что по просьбе Марата Гельмана готовил в столице Урала выставку «Вектор Перми». Она открывается сегодня в Центральном выставочном зале города и познакомит с новыми работами пермских художников «актуального» направления.

В переделанном под хорошее выставочное пространство современного искусства Речном вокзале размещается с недавних пор Пермский музей современного искусства (PERMM). Сейчас там проходит масштабнейшая выставка российского видеоарта (в качестве бонуса -- работы нескольких мировых звезд, как то Марины Абрамович, Михаль Ровнер, Пипилотти Рист, Петера Фишли и Дэвида Вайса). В Москве сегодня видеоарт так полно не представлен нигде. Открыты в Перми и музеи старых коллекций, включающие чудо света -- деревянную храмовую скульптуру Пермского края, созданную в XVII--XX столетиях. И филармония живет, и свой музей кино, и альтернативная музыка клубится...

И все-таки назначать Пермь новой культурной столицей преждевременно. Полноценная инфраструктура культурной жизни не налажена. Все институции существуют скорее изолированно, нежели в диалоге. Они не встроены в единое интеллектуальное пространство, в котором создалось бы мощное поле общения. Так, например, Речной вокзал, он же музей современного искусства PERMM, оказался в эпицентре типичных массовых гуляний: набережная с прогулочными корабликами, визгливая попса на всю Каму, палатки с пивом, шашлычные, осью композиции является милицейская будка. В таком контексте музей со сложным искусством воспринимается как непонятный придаток индустрии развлечений. В невернисажные дни посещается он не очень активно. Сотрудники рассказали, что в выходные бывает до 200 человек в день, в будние -- гораздо меньше (цена билета -- 100 рублей с человека). Кстати, инсталляция программы видеоарта оставляет желать лучшего. Вроде бы все сделано грамотно и стильно, но из-за того, что большинство экранов не отделены друг от друга боксами, настроиться на восприятие «тихих» опусов (например, Виктора Алимпиева) практически невозможно.

Накладки и проблемы коммуникации возникают, возможно, оттого, что начальники желают именно что в одночасье назначить Пермь лидером культурной политики. А так не бывает. Своя Одиссея требуется -- долгая и сложная.
Сергей ХАЧАТУРОВ, Пермь--Москва




реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  09.09.2009
Прославленный российский дирижер провел фестиваль в Перми
В воскресенье, 13 сентября, в Пермском академическом театре оперы и балета имени П.И. Чайковского оперой Николая Римского-Корсакова «Царская невеста» завершится масштабный фестиваль Владимира Федосеева в Перми... >>
  • //  09.09.2009
В серии «ЖЗЛ» вышла монография о Таирове
Об Александре Таирове написал книгу Михаил Левитин. Написал страстно. Написал, точно спектакль поставил -- о судьбе создателя Камерного театра. Так художественный руководитель театра «Эрмитаж» отдает дань великому режиссеру, где тот девяносто шесть лет назад в этом же самом месте, в Свободном театре, дебютировал в Москве спектаклями «Покрывало Пьеретты» и «Желтая кофта»... >>
  • //  09.09.2009
Смотрите с 9 сентября на экранах Москвы
«Девять» (США, 2009, Шейн Экер). Весьма необычный проект -- в качестве продюсеров этого мультфильма выступили на пару Тим Бертон («Бэтмен», «Марс атакует», «Алиса в стране чудес» и Тимур Бекмамбетов («Ночной дозор», «Ирония судьбы: Продолжение», «Особо опасен»)... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика