N°147
17 августа 2009
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  17.08.2009
Избирательные инвестиции
Ангела Меркель привлекла Дмитрия Медведева к своей предвыборной кампании

версия для печати
Дмитрий Медведев и Ангела Меркель решили судьбу обанкротившихся северогерманских верфей и ждут от американского концерна General Motors решения судьбы компании Opel. Но канцлер ФРГ приезжала в пятницу в Сочи не только для обсуждения двусторонних инвестиций. Через месяц лидеры России и Германии поедут в американский Питсбург для участия в очередном саммите «большой двадцатки». Там Дмитрий Медведев и Ангела Меркель, судя по всему, будут выступать единым фронтом при обсуждении проблем международной финансовой архитектуры.

Как известно, Ангела Меркель выступила с инициативой принятия международной Хартии устойчивого развития, которая определяла бы единые правила регулирования мировых рынков с целью предотвращения мировых экономических кризисов в будущем. Дмитрий Медведев такую инициативу поддержал. В то же время американские власти дают понять, что не готовы жесткой рукой лишать финансовые рынки возможностей риска (каждый американец -- инвестор, поясняют они) и уж тем более не готовы следовать любым правилам, продиктованным извне. Примечательно, что саммит «двадцатки» пройдет за пару дней до выборов в бундестаг, и выступление г-жи Меркель на международной арене будет важно еще и с точки зрения внутригерманской политики.

Впрочем, баталии вокруг финансового устройства мира еще только предстоят, а пока Ангела Меркель решает другие проблемы. Главные вопросы, обсуждавшиеся ею в Сочи с Дмитрием Медведевым, были связаны с возможностью вложения российских частных инвестиций в германский электронный концерн Infineon, покупки российским частным инвестором обанкротившейся компании Wadan Yards на балтийском побережье ФРГ и, конечно же, приобретения канадско-австрийским концерном Magna совместно со Сбербанком активов компании Opel. На пресс-конференции после переговоров Дмитрий Медведев отметил: «...В этом году, несмотря на кризис, наблюдается даже увеличение объема инвестиций. Это говорит о том, что мы рассматриваем такого рода сотрудничество как способ преодоления проблем».

Ангела Меркель в свою очередь добавила, что «это все те проекты, которые возродились из очень сложной экономической ситуации и открывают в кризисе шансы для более интенсивной кооперации, основывающейся на принципе win-win, когда выигрывают обе стороны».

Первыми должны win сотрудники компании Wadan Yards, которой принадлежат верфи в Висмаре и Росток-Варнемюнде. Эта фирма недавно объявила себя банкротом, и операция по спасению предприятия сразу приобрела международный характер (см. «Время новостей» от 13 августа). Как сообщалось, после обсуждения гг. Меркель и Медведевым ситуации на верфях, расположенных в родных местах канцлера, на недавней встрече в Мюнхене, в Москве нашли решение проблемы. Виталий Юсуфов, занимающий пост главы московского представительства компании Nord Stream AG, предложил немецким властям концепцию развития судостроительной компании. Г-н Юсуфов, выступая в личном качестве, готов привлечь кредит на компенсацию расходов германского правительства, понесенных в период процедуры банкротства компании (речь идет о 40,5 млн евро), а затем организовать привлечение стратегического инвестора. Один из предложенных Виталием Юсуфовым вариантов развития северогерманских верфей, самых современных в Европе, предусматривает производственную кооперацию с российскими коллегами, и именно он, похоже, был признан самым убедительным в Берлине. По крайней мере на пресс-конференции в Сочи Ангела Меркель отметила его. Затем она подчеркнула, что «инвестору необходимо доверять». По словам г-жи Меркель, она внимательно изучила предложения г-на Юсуфова по строительству на верфях Wadan Yards судов специального назначения (газовозов, ледоколов и т.п.), и считает, что эти предложения в условиях, когда спрос на строившиеся раньше на верфях суда-контейнеровозы упал, могут быть конкурентоспособными.

Журналисты спросили Дмитрия Медведева: «Что вы можете пообещать федеральному канцлеру по поводу сохранению рабочих мест?» (сейчас на верфях занято 2500 человек). Г-н Медведев ответил, что в случае с Wadan Yards речь идет о частных инвестициях, и «государство специально этими вопросами не занималось». Но, так как это очень крупный инвестиционный проект, имеющий большое значение для развития межгосударственных отношений, он дал понять, что правительство России «будет за ним внимательно наблюдать». Очевидно, правительство будет наблюдать за проектом тем внимательнее, что потенциальные стратегические инвесторы верфей -- крупные отечественные судостроительные холдинги.

На сегодня назначено чрезвычайное заседание правительства федеральной земли Мекленбург -- Передняя Померания, на территории которой расположены верфи Wadan Yards. Кабинет министров во главе с Эрвином Зеллерингом рассмотрит итоги переговоров между гг. Меркель и Медведевым. «Намерение российского инвестора обеспечить деятельность верфей с помощью заказов из России, по моему убеждению, может быть удачным лишь в случае стратегического партнерства Германии и России в судостроении, -- сказал г-н Зеллеринг после появления новостей из Сочи. -- Нам нужна поддержка обоих правительств. Поэтому высказывание федерального канцлера о том, что в этом направлении намечается начало кооперации, имеет решающее значение. Однако важно знать, какие конкретно детали обсуждались в Сочи. Поэтому я просил канцлера о срочной встрече для того, чтобы я мог располагать необходимой информацией до заседания комитета кредиторов верфей Wadan Yards. В понедельник земельное правительство выработает свою позицию относительно их будущего, которую мы и представим комитету кредиторов».

Следует отметить, что предложение Виталия Юсуфова претендует лишь на политическую поддержку официального Берлина. Никакой финансовой (гарантий, льгот, прямой денежной помощи) российский инвестор от немецких властей не просит. И, как считает источник «Времени новостей» в российском руководстве, разговор в Сочи был решающим моментом в судьбе сделки, теперь последуют в значительной мере более технические переговоры. Кстати, после завершения сделки верфи вновь сменят свое название: полтора года назад незадачливый новый собственник переименовал их из Aker в Wadan Yards, а специально созданная компания Виталия Юсуфова носит имя Nordic Yards.

Российские журналисты спросили у своего президента, не нанесет ли поддержка российскими инвесторами экономики Германии ущерба собственно российской экономике? Дмитрий Медведев высказался по этому поводу так: «Почему такого рода инвестиции нужны сейчас, в период, когда все мы находимся в сложном экономическом состоянии? Именно для того как раз, чтобы выйти из этого сложного пике. Именно потому, что сейчас можно сделать выгодные инвестиции, приобрести те или иные активы по цене, допустим, ниже, чем она была некоторое время назад».

Затем Дмитрий Медведев напомнил свой тезис, что российская экономика в кризис «провалилась», потому что имела плохую (сырьевую) структуру, и сказал, что вложения денежных средств в такие высокотехнологичные производства, как Infineon, производящий микрочипы, или Opel -- это «как раз то, чего нам не хватает». «Это подстраховка от будущих катаклизмов», -- считает г-н Медведев.

Далее вопросы касались возможности приобретения канадско-австрийским концерном Magna совместно с российским Сбербанком активов компании Opel. У г-жи Меркель спросили, почему германское руководство отдает явное предпочтение предложениям концерна Magna и как поведет себя германское правительство, если General Motors отдаст предпочтение конкуренту концерна Magna и российского Сбербанка, бельгийской финансово-инвестиционной компании RHJ. На вторую часть вопроса федеральный канцлер ФРГ ответила коротко: «Не думаю, что сейчас у нас та ситуация, в которой мы можем отвечать на вопросы, что будет, если...». Говоря о своем отношении к предложениям консорциума Сбербанк -- Magna, она заявила, что поддерживает их «совершенно открыто», потому что Magna имеет на автомобильном поприще многолетний опыт и концерн демонстрирует заинтересованность «действительно строить автомобили вместе с компанией Opel».

Под занавес итоговой пресс-конференции у Дмитрия Медведева спросили, удовлетворен ли он ответом президента Украины Виктора Ющенко на его послание (11 августа президент России совершенно неожиданно для российских наблюдателей отложил на неопределенный срок отправку посла на Украину, обвинив украинского президента в планомерной антироссийской политике). «Совершенно понятно для любого наблюдателя, что за последние годы, за годы, когда работает действующая украинская администрация, отношения между Россией и Украиной радикально ухудшились. И я сказал об этом открыто. Считаю, что это вина не российской стороны, что бы мне потом там ни отвечали», -- резко заявил президент. Далее он отметил, что не видит перспектив восстановления нормальных отношений между Россией и Украиной при ныне действующих украинских руководителях. Но г-н Медведев, по его словам, очень надеется на то, что у нового руководства Украины будет «значительное число возможностей, чтобы существенно улучшить наши отношения». А для российского руководства отношения с Украиной, по словам президента, -- важнейший внешнеполитический приоритет.
Игорь ГЛАНИН, Сочи, Юрий ШПАКОВ, Берлин, Андрей ДЕНИСОВ

  ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  




реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  17.08.2009
Российская экономика упала сильнее, чем в 1998-м
Глубина нынешнего экономического кризиса уже превысила показатели кризиса 1998 года. Тогда в точке максимального сокращения производства (в IVквартале 1998 года) падение ВВП составило 9,1%, а во втором квартале нынешнего года, согласно оценке «Росстата», -- 10,9%... >>
//  читайте тему:  Россия и финансовый кризис
  • //  17.08.2009
Ангела Меркель привлекла Дмитрия Медведева к своей предвыборной кампании
Дмитрий Медведев и Ангела Меркель решили судьбу обанкротившихся северогерманских верфей и ждут от американского концерна General Motors решения судьбы компании Opel. Но канцлер ФРГ приезжала в пятницу в Сочи не только для обсуждения двусторонних инвестиций... >>
  • //  17.08.2009
Вокруг сделки по приобретению консорциумом Magna--Сбербанк компании Opel, немецкого актива американского автоконцерна General Motors, снова отсутствует определенность. Затягивает дело сам GM... >>
//  читайте тему:  Автопром
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама