N°118
07 июля 2009
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  07.07.2009
Красивая смерть кукол
Японский спектакль на Чеховском фестивале

В «Самоубийстве влюбленных в Сонэдзаки» метровые куклы управляются стоящими рядом с ними людьми, облаченными в черные одежды, -- скрыты и лица, и кисти рук («ниндзя» -- сказал, естественно, сидящий рядом ребенок, приведенный в театр мамой, что среагировала на слово «куклы» и не обратила внимание на название пьесы). Мы не должны этих людей-кукловодов замечать -- как герои не замечают судьбу, что настойчиво ведет их к смерти. От первой встречи бедного приказчика Токубэя с его возлюбленной О-Хацу через катастрофу -- предательство друга (тот не просто не возвращает вовремя долг, но и заявляет, что герой подделал расписку, так что Токубэй опозорен, его мир рухнул) -- и к сцене в лесу, куда приходят решившие умереть вдвоем влюбленные, история прочерчена быстрой прямой линией. Бунраку -- предельно условный театр; совершенно взрослый театр, несмотря на то, что кукольный. И написанная более трехсот лет назад пьеса Тикамацу Мондзаэмона, «японского Шекспира», сокращена, избавлена от подробностей. Это люди могут суетиться, пытаться предотвратить неизбежное (мы наблюдали это во время гастролей труппы «Тикамацу-дза», что шесть лет назад на Чеховском же фестивале разыгрывала ту же пьесу; там предательство друга выяснялось, и соседи решали отправиться спасать влюбленных -- вот только не успевали) -- куклы сразу не оставляют надежды.

Потому что она вообще не нужна. Бунраку вылущивает из мелодраматической истории ее глубинное содержание, близкое к военной идеологии: мы смотрим на то, как красива смерть. Куклы ведь в принципе -- идеальные (неживые) люди: они не стареют, не спорят, не устают. Божественной красоты лица не прорезают утомительные морщины; страдание может быть изящно передано всего лишь наклоном головы (и мастерство кукловодов Бунраку поистине волшебно -- столько вариантов крохотных движений головы куклы, ее смещений относительно плеч, столько оттенков эмоций). В «живом» театре, вздумай персонажи перед самоубийством картинно и долго закутываться в длинный шарф с двух сторон, приближаясь друг к другу, наш здравый смысл неминуемо бы восстал, помянув нелепость всех ритуалов и просто задавшись вопросом -- ну если они смогли сбежать из города в лес, чтобы все это сотворить, может, можно было бы просто уехать в какой-нибудь другой город? В кукольном же театре публика сидит как завороженная и наблюдает, как неумолимо заканчивается шарф, как резкими движениями отчаянной бабочки бьется в нем героиня и как скованно приближается герой.

В этом театре (что гастролирует в российской столице до среды включительно, ему отдана сцена Театра имени Пушкина) все придумано так, чтобы созерцание неминуемой смерти героев стало эстетическим удовольствием для зрителей. Дивной красоты декорации -- и деревянный чайный домик, и лесной пейзаж (мимоходом хмыкнешь, что в момент самоубийства на сцене присутствуют прижавшиеся друг к другу пальма и сосна, задумаешься, читали ли японцы Лермонтова или Гейне, но снова впадешь в восторженное созерцание картинки). Поэтический текст («идущие на смерть как иней на дороге бренны»), при этом не лишенный резких реплик (героиня -- предателю: «мерзкий жук!»). Взвивающийся, пришептывающий и стелящийся голос рассказчика-комментатора. Вздрагивающие звуки сямисэна. И, конечно, сами куклы -- ведомые тремя артистами главные герои, управляемые лишь одним кукловодом второстепенные. Пожалуй, Чеховский фестиваль, успевший познакомить нас с театрами чуть не всех стран мира, еще ни разу не привозил спектакль, настолько чуждый нашим естественным взглядам на жизнь. И ни разу столь же утонченно красивый.
Анна ГОРДЕЕВА




реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  07.07.2009
Скончался Василий Аксенов
Василий Павлович Аксенов прожил без малого семьдесят семь лет. Последние полтора года (с января 2008-го) он пребывал буквально на грани бытия, но и утратив сознание, словно бы не хотел покинуть страстно и неизменно любимую им нашу грешную и прекрасную землю... >>
  • //  07.07.2009
«Затащи меня в ад» на московских экранах
Девушка Кристина, приятная во всех отношениях, обладательница неплохой работы в страховом агентстве или как это там называется, симпатичного и всепонимающего бойфренда, уютной квартирки с котиком, вовсе не способная жаловаться на жизнь, однажды отказала в кредите довольно-таки омерзительной старушенции... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  07.07.2009
В легендарном ансамбле ленинградского конструктивизма демонстрируются достижения молодого искусства
В одном из корпусов бывшей трикотажной фабрики «Красное знамя», сооружении для ленинградского авангарда знаковом, открылась двухнедельная выставка «Пространство тишины». Событие любопытно и как смотр молодого актуального искусства, и как повод поразмышлять о сохранении наследия. >>
//  читайте тему:  Выставки
  • //  07.07.2009
Японский спектакль на Чеховском фестивале
В «Самоубийстве влюбленных в Сонэдзаки» метровые куклы управляются стоящими рядом с ними людьми, облаченными в черные одежды, -- скрыты и лица, и кисти рук («ниндзя» -- сказал, естественно, сидящий рядом ребенок, приведенный в театр мамой, что среагировала на слово «куклы» и не обратила внимание на название пьесы)... >>
//  читайте тему:  Театр
  • //  07.07.2009
Владимир Тарасов представил в «Школе драматического искусства» композицию «Думая о Хлебникове»
Владимир Тарасов -- барабанщик легендарного трио ГТЧ (Ганелин--Тарасов--Чекасин), единственного коллектива советских времен, навсегда вошедшего в историю мирового джаза. Уже в позднесоветскую пору Тарасов собрал яркую коллекцию неофициального искусства... >>
//  читайте тему:  Музыка
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама