N°108
20 июня 2008
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 ТЕЛЕВИДЕНИЕ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  20.06.2008
Объекты федерации
Москве необходимо строить отношения с регионами, а не с их начальниками

версия для печати
Идея очередной реформы федеративных отношений вторую неделю обсуждается региональными и федеральными политиками и экспертами. Слух о возможной отмене губернаторских постов материализовался в проекте республиканского референдума в Северной Осетии насчет ликвидации должности главы республики. Одновременно губернаторы «первого призыва» -- президент Татарстана Минтимер Шаймиев и президент Башкирии Муртаза Рахимов -- один за другим высказались за возврат от нынешней системы утверждения глав регионов местным парламентом по представлению главы государства к прямым выборам. Товарищи поволжских президентов по партии «Единая Россия» сдержанно комментировали их выступление в том смысле, что идея возврата -- личная точка зрения гг. Шаймиева и Рахимова. Но некоторые члены «Справедливой России» нашли возможным поддержать эту инициативу. В любом случае завязалась дискуссия.

В последние годы тему взаимоотношений между Кремлем и субъектами федерации обсуждать было не принято, поскольку региональная вертикаль считалась любимым детищем президента Владимира Путина. На практике совокупность мер по «собиранию земель» привела не столько к «выравниванию» политического и правового поля, которое затевалось, когда Кремль в самом начале века взялся за работу по коррекции региональных законодательств, сколько к переходу федеративных отношений в область неформальных взаимных обязательств федерального руководства и персонально назначенных региональных лидеров.

При этом в регионах с сильными губернаторами, таких, например, как Татарстан, Кемеровская область или Москва, ситуация изменилась не сильно. Их бессменные руководители смогли переформатировать свои должности в соответствии с новой процедурой назначения и остались в своих креслах, будучи вполне дееспособными хозяевами положения. Трудно ожидать, что ситуация изменится, если переименовать их из президентов в премьер-министров или спикеров, единственным препятствием для этого бесконечного самовоспроизводства рано или поздно станет лишь возраст региональных лидеров старой когорты.

В регионах, где позиции губернаторов были по разным причинам более слабы, их заменили, но редко где на людей, которые устроили бы и Кремль, и местные элиты. Это особенно очевидно на Северном Кавказе, где ситуация в некоторых случаях стала объективно хуже, чем до замены. Если исключить Чечню, политическая система которой в такой крайней степени привязана к личности Рамзана Кадырова, что обсуждение каких бы то ни было альтернатив ему становится опасным как для стабильности в регионе, так и для обсуждающих вместе с называемыми кандидатами, перед наблюдателями окажется яркий пример Ингушетии.

Президент Руслан Аушев, сыгравший для федерализма 1990-х роль, в чем-то вполне сравнимую с ролью Минтимера Шаймиева, не смог выстроить отношений с администрацией Владимира Путина и ушел в досрочную отставку в 2002 году. На его место, тогда еще путем выборов, которые, правда, по степени использования административного ресурса можно было сравнить с назначением, пришел полностью лояльный Мурат Зязиков, позднее переназначенный на новый срок. Итоги шести лет правления президента Зязикова видны из ежедневных сводок о терактах, обстрелах и сборе 50 тыс. подписей за возврат Аушева куда лучше, чем из бодрых официальных отчетов об экономическом развитии этой ультрадотационной республики.

Люди, которые поставили свою подпись под этой петицией, наверняка отдают себе отчет в том, что Аушев не вернется в Ингушетию, но они требуют замены первого лица, каким бы способом -- назначением или выборами -- это ни было сделано. Всем понятно, что снимать «людей Путина» в первый месяц после инаугурации новый президент не может в силу сложившейся аппаратной этики, тем более что сам экс-президент теперь возглавляет правительство, и все ниточки губернаторской «личной лояльности», которые раньше тянулись к нему в Кремль, теперь крепятся в Белом доме. Но чем дольше промедление, тем больше риск утраты доверия людей к федеральной власти, которая пока фактически защищает начисто утратившую доверие людей власть региональную. Похожая ситуация складывается и во многих менее экзотических и взрывоопасных российских регионах. Взаимное отчуждение между жителями субъекта федерации и его руководством, которое, естественно, усилилось с тех пор, как руководство потеряло интерес к населению как к своим избирателям, не означает ничего хорошего ни для губернаторов, ни для Москвы.

Впрочем, та же кавказская практика показывает, насколько невелик эффект замены первого лица. В 2005--2007 годах новые президенты появились в Адыгее, Дагестане, Кабардино-Балкарии и Северной Осетии. Везде их приход сопровождался вздохами облегчения массы людей, которые надеялись, что новые чиновники, образованные менеджеры с хорошими репутациями, наконец начнут бороться с коррупцией. Новые губернаторы и делали шаг-другой в этом направлении: президент Дагестана Муху Алиев, к примеру, на заседаниях правительства республики публично возмущается воровством и мздоимством. Но мощь слоя республиканских бюрократов полуфеодального облика такова, что каждая кадровая замена обходится "большой кровью". А время идет, и кредит доверия даже лучшим из назначенцев тает. Кавказ, безусловно, нет смысла анализировать без ссылки на местные обычаи и привычки, но, во-первых, местные обычаи есть не только на Кавказе, а во-вторых, было бы большим преувеличением считать, что коррумпированная элита, пронизанная клановыми связями, исключительно кавказская традиция.

Вероятно, выборы глав регионов безотносительно к тому, как будут звучать их официальные титулы, могли бы уменьшить пропасть недоверия, растущую между бывшими избирателями и назначенными губернаторами. Но ситуация не изменится, каков бы ни был механизм замещения должности, до тех пор, пока федеративные отношения сводятся к личным взаимоотношениям сюзерена с 83(по числу российских регионов) вассалами в сфере раздела имеющихся в регионе экономических благ. Безусловно, есть кадровые вопросы, не терпящие отлагательств, но не менее срочного решения требует вопрос системного устройства прозрачных и эффективных взаимоотношений центра с периферией, удобных и выгодных и центру, и региональным элитам, и людям, которые в этих регионах живут.
Иван СУХОВ


реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  20.06.2008
Сергей Миронов решил оградить сенат от "Единой России"
Совет Федерации на заседании в среду ужесточил запрет на партийную деятельность в своих стенах. В верхней палате парламента и раньше нельзя было создавать партийные фракции... >>
  • //  20.06.2008
Москве необходимо строить отношения с регионами, а не с их начальниками
Идея очередной реформы федеративных отношений вторую неделю обсуждается региональными и федеральными политиками и экспертами... >>
  • //  20.06.2008
Лидер североосетинского регионального отделения партии ЛДПР Георгий ЗОЗРОВ ответил на вопросы «Времени новостей» в связи с выдвинутой им инициативой о проведении республиканского референдума... >>
  • //  20.06.2008
Калининградский суд отстранил от должности противника калининградского губернатора
Глава Балтийского городского округа Калининградской области Федор Ярошевич (на снимке) отстранен от должности судом. Между тем почти год назад губернатор Георгий Боос публично просил градоначальника добровольно покинуть свой пост... >>
  • //  20.06.2008
Мы и сейчас не знаем окончательные цифры погибших в Великой Отечественной советских людей. Они слишком часто менялись и до сих пор разнятся между собой. Но мы знаем, что жертвы были огромны, что СССР понес, возможно, наибольшие в мировой истории потери... >>
//  читайте тему:  Исторические версии
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика