N°98
07 июня 2007
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
 БАНКИ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  07.06.2007
"Переименование не придаст независимости"
версия для печати
Известные юристы поделились с корреспондентами "Времени новостей" своим мнением об изменении полномочий прокуратуры и перспективах создания Следственного комитета.

Юрий СИНЕЛЬЩИКОВ, бывший первый зампрокурора Москвы:

-- Принятие этого закона приведет к усилению президентской власти и к ослаблению прокуратуры. Это явление очень опасное. Те, кто утверждал и продвигал закон, говорили, что теперь прокуроры не смогут брать взятки. Правильно, некоторые нечестные прокуроры за счет своей власти обогащались, это не секрет. Но, с другой стороны, усиливается влияние других ведомств, которые теперь могут спокойно вертеть делами так, как они захотят, и прокурор практически не может повлиять на это. Уголовные дела теперь будут чаще инициироваться специально с целью получения денег. Это есть и сейчас, но не в таких масштабах. Теперь у прокурора связаны руки. Это опасно для общества, мы скоро убедимся в этом.

Генри РЕЗНИК, президент адвокатской палаты Москвы:

-- Так, как это сделано, может принести только вред. Теперь фактическую ликвидацию прокурорского надзора можно компенсировать только усилением судебного контроля. В настоящее время это представляется абсолютно невозможным при стилистике нашей судебной системы, которая практически всегда стоит на стороне следствия. Поэтому уровень защищенности прав граждан в уголовном процессе сильно снизится.

Юрий БАГРАЕВ, генерал-майор юстиции в запасе, бывший сотрудник Главной военной прокуратуры:

-- Эта идея не нова. Я только за подобную реформу. Нужно понимать, что это лишь первый шаг. Речь идет о создании единого следственного аппарата, который должны утвердить уже к 1 января 2008 года. Его рабочее название -- Федеральная служба расследований. Эта структура объединит все следственные аппараты: прокуратуры, МВД, ФСБ и ФСКН. И это прекрасно. Наконец-то мы возродим профессию следователя. Надеюсь, что благодаря этому закону появятся профессионалы, а значит, повысится качество расследования дел. Я считаю, что единая следственная структура -- единое соблюдение законов. Все будут работать за общее дело, не будет ведомственной раздробленности.

Противники этой идеи говорят, что следствие вывели из прокурорского надзора. Но ведь раньше прокуратура одной рукой расследовала, а другой сама за собой надзирала, чему также возмущались. А теперь вместо прокурорского надзора будет внутренний ведомственный контроль. Как это пойдет, не знаю. Но, во всяком случае, хуже уж не будет.

Михаил БУРМИСТРОВ, член Московской коллегии адвокатов: -- Дело не в том, как организовать работу, а в том, чтобы люди неукоснительно выполняли предписание закона. Все забыли о международных нормах, в основе которых лежит принцип презумпции невиновности. Вот если это будет исполняться в нашей стране, то мне все равно, кто будет вести следствие -- милиция или, к примеру, пожарные, главное, чтобы это делалось профессионально и законно. Пока же, как я считаю, эти изменения приведут к еще худшему. Время покажет, может, я и ошибаюсь.

Михаил ХАЙМОВИЧ, член Петербургской объединенной коллегии адвокатов:

-- На заседании комитета Совета Федерации по правовым и судебным вопросам замгенпрокурора Сабир Кехлеров заявил, что представленный вариант законопроекта противоречит Конституции и международным нормам и его принятие приведет к масштабным нарушениям прав человека. Такая точка зрения характерна для некоторых сотрудников прокуратуры, которые теперь теряют часть политического влияния. Это влияние было основано на возможности возбуждения уголовных дел против чиновников и предпринимателей, которых выводят из игры или которые в результате становятся более «сговорчивыми».

Некоторые эксперты считают, что создание СК -- действие, направленное на борьбу с коррупцией, поскольку следователь, ведущий дело, и прокурор, представляющий обвинение в суде, не будут скреплены ведомственными узами. На мой взгляд, обе точки зрения грешат категоричностью. Нарушения Конституции или международных норм в положениях закона я не увидел, а уж нарушений прав человека в ходе уголовного преследования и ранее было предостаточно.

Общий уровень коррупции в стране предполагает участие правоохранительных органов в процессе перераспределения собственности. Теперь «главными по зачистке» станут следователи СК, а не прокуроры. Такими методами коррупцию не искоренишь и на малую толику. Дело в том, что прокурорская система построена централизованно, где нижестоящие прокуроры подчиняются вышестоящим, наверху -- генеральный прокурор. И сейчас в рамках Генпрокуратуры имеется следственная часть, следственное управление. Переименование не придаст независимости, просто внутри прокуратуры возникнет отдельная мощная структура, деятельность которой будет определяться не генпрокурором, а начальством повыше.

Вспомните, сколько раз в советское время разукрупняли совхозы или парткомы, сколько раз меняли структуру правительства в новой России. От этого экономика развивалась, или чиновников меньше становилось, или они меньше брать стали? Так же и здесь. Просто перед выборами идет тонкая настройка «вертикали», чтобы не подвела.




Что больше не сможет делать прокурор

-- Возбуждать уголовные дела.

-- Отказывать в возбуждении уголовного дела.

-- Проводить предварительное расследование и участвовать в нем.

-- Давать согласие следователю на возбуждение уголовного дела.

-- Давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании или отмене меры пресечения.

-- Отстранять следователя от дальнейшего производства расследования.

-- Утверждать постановление следователя о прекращении производства по уголовному делу.

-- Приостанавливать или прекращать производство по уголовному делу, отменять постановление следователя о прекращении предварительного следствия и возобновлять его.

-- Задерживать подозреваемого на 48 часов в качестве меры процессуального принуждения

-- Избирать меру пресечения в отношении подозреваемого или обвиняемого.

-- Освобождать подозреваемого.

-- Уведомлять родственников подозреваемого о его задержании.

-- Вызовы прокурора больше не обязательны для подозреваемых, обвиняемых, свидетелей, потерпевших, экспертов, специалистов, понятых и гражданских ответчиков.

-- Признавать лицо потерпевшим по делу, гражданским истцом и гражданским ответчиком.

-- Обеспечивать подозреваемого или обвиняемого по его просьбе защитником.

-- Привлекать понятого для удостоверения факта производства следственного действия.

-- Ходатайствовать перед судом об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу. Продлевать сроки содержания под стражей. Отменять и изменять меру пресечения.

-- Применять к подозреваемому, обвиняемому иные меры процессуального принуждения: обязательство о явке, привод, временное отстранение от должности, наложение ареста на имущество. А к потерпевшему, свидетелю, гражданскому истцу, гражданскому ответчику, эксперту переводчику и понятому -- обязательство о явке, привод и денежное взыскание.

-- Принимать ходатайства от всех участников предварительного следствия о производстве процессуальных действий для установления обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела.

-- Признавать за лицом, в отношении которого прекращено уголовное преследование, право на реабилитацию.

-- Проверять сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении, принимать по нему решение, требовать документальных проверок и ревизий.

-- Направлять уголовные дела для производства предварительного расследования, соединять их и выделять в отдельное производство.

-- Требовать от следователей согласования с ним постановления о возбуждении уголовного дела.

-- Получать от следователей после возбуждения уголовного дела и проведения неотложных следственных действий это уголовное дело.

-- Продлять срок предварительного расследования.

-- Принимать решение о производстве предварительного следствия в случае его сложности или большого объема следственной группой.

-- Давать санкцию следователю на выемку документов, содержащих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну.

-- Устанавливать вновь открывшиеся обстоятельства, которые могут стать основанием для возобновления производства по уголовному делу, проводить по ним расследование.

-- Вступать с инициативой возбуждения уголовных дел в отношении особой категории лиц: членов Совета Федерации, депутатов Госдумы и других уровней, генпрокурора, прокурора, судей Конституционного, Верховного, Высшего арбитражного суда и иных судей, председателя Счетной палаты, его заместителей и аудиторов, в отношении уполномоченного по правам человека РФ, в отношении прекратившего свои полномочия президента и кандидата на этот пост, членов избиркомов и др.

Что прокурор делать сможет

-- Осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства. Право прокурора перепоручать это в отдельных случаях дознавателям или следователям теперь отменено.

-- Осуществлять надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.

-- В ходе досудебного производства уполномочен:

-- проверять исполнение требований федерального закона при приеме сообщений о преступлениях;

-- выносить постановление о направлении соответствующих материалов в следственные органы и органы дознания для решения вопроса об уголовном преследовании;

-- требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений закона, допущенных в ходе следствия и дознания;

-- давать дознавателю письменные указания о направлении расследования;

-- давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании или отмене меры пресечения;

-- отменять незаконные и необоснованные постановления дознавателя;

-- рассматривать информацию следователя о несогласии с требованиями прокурора и принимать по ней решение;

-- участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу и иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения;

-- отстранять дознавателя от расследования;

-- изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю;

-- передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому по подследственности; изымать любое уголовное дело у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти и передавать его следователю СК при прокуратуре;

-- утверждать обвинительное заключение или обвинительный акт по уголовному делу;

-- возвращать уголовное дело следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного заключения или обвинительного акта и устранения выявленных недостатков.

-- В случае несогласия следователя с требованиями прокурора прокурор вправе обратиться с этими требованиями к руководителю вышестоящего следственного органа. Если и тот не дает согласия, то прокурор вправе обратиться с этим к председателю СК. Если и тогда прокурор получает отказ, то может обратиться со своими требованиями к генпрокурору, решение которого будет окончательным.

-- Давать согласие на производство дознавателем соответствующих следственных и иных процессуальных действий.

-- Давать согласие дознавателю на возбуждение уголовных дел частного и частно-публичного обвинения.

-- Давать отвод дознавателю.

-- Рассматривать жалобу в течение трех суток со дня ее получения.

-- Поручать органам дознания проводить проверку по сообщению о преступлении, распространенному в СМИ. Требовать от редакции передать имеющиеся в распоряжении соответствующего СМИ документы и материалы.

-- Незамедлительно получать копии постановления следователя и дознавателя о возбуждении уголовного дела. Признавать такие постановления незаконными и необоснованными и в срок не позднее 24 часов с момента получения материалов отменять постановление о возбуждении уголовного дела

-- Принимать жалобы на отказ в возбуждении уголовного дела, выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов руководителю следственного органа для решения вопроса об отмене постановления.

-- Определять подследственность при соединении в одном производстве уголовных дел, подследственных разным органам предварительного расследования.

-- Разрешать споры о подследственности уголовного дела.

-- Рассматривать поступившее от следователя уголовное дело с обвинительным заключением и в течение десяти суток принять по нему одно из следующих решений: об утверждении обвинительного заключения и направлении уголовного дела в суд; о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков со своими письменными указаниями.

-- Отменять меру пресечения в виде заключения под стражу, если установит, что следователь нарушил установленные кодексом правила соблюдения сроков заключения, а предельный срок содержания обвиняемого под стражей истек.
Подготовила Екатерина КАРАЧЕВА
//  читайте тему  //  Реформа силовых ведомств


реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  07.06.2007
Кирилл Каллиников
Президент дал ход реформе уголовно-правовой системы
Президент Путин, как сообщила вчера его пресс-служба, подписал закон «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс РФ и федеральный закон «О прокуратуре РФ», принятый недавно Госдумой и одобренный Советом Федерации... >>
//  читайте тему:  Реформа силовых ведомств
  • //  07.06.2007
Известные юристы поделились с корреспондентами "Времени новостей" своим мнением об изменении полномочий прокуратуры и перспективах создания Следственного комитета... >>
//  читайте тему:  Реформа силовых ведомств
  • //  07.06.2007
"Время новостей" проанализировала новый закон «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс РФ и федеральный закон «О прокуратуре РФ» и составила список функций, которых лишится генеральный прокурор и тех, которые у него останутся. >>
//  читайте тему:  Реформа силовых ведомств
  • //  07.06.2007
Власти встревожены этническими волнениями в Ставрополе
В Ставрополь, ставший во вторник вечером ареной волнений на этнической почве, прибыли депутаты Госдумы во главе с председателем комиссии по проблемам Северного Кавказа вице-спикером Владимиром Катренко, министр внутренних дел России Рашид Нургалиев и полномочный представитель президента в Южном федеральном округе Дмитрий Козак... >>
  • //  07.06.2007
Госдума наполнила нулями Административный кодекс
Склонность к довольно грубым бюрократическим приемам продемонстрировали вчера депутаты Госдумы... >>
//  читайте тему:  Административная реформа
  • //  07.06.2007
Губернаторский корпус пополнился очередным неожиданным "легионером"
Владимир Путин в среду внес на рассмотрение народного хурала (парламента) Бурятии кандидатуру первого вице-губернатора Томской области Вячеслава Наговицына для наделения его полномочиями президента республики... >>
  • //  07.06.2007
Арсений Несходимов
По мнению Всемирного банка, России угрожает рекордный приток инвестиций
Инвестиционный бум, происходящий в России с начала этого года, удивляет и радует, однако он несет с собой не только пользу... >>
  • //  07.06.2007
Роман Мухаметжанов
Комендатуры в российской армии будут играть роль военной полиции
Проекты трех общевоинских уставов (внутренней службы, гарнизонной и караульной службы и дисциплинарный) после долгой работы над ними направлены в Главное контрольное управление президента для утверждения... >>
  • //  07.06.2007
У россиян пока нет достаточных стимулов для добровольных пенсионных взносов
Новая пенсионная стратегия стимулирования добровольных пенсионных взносов, когда на каждую тысячу рублей добровольного взноса вкладчик получит еще тысячу от государства, озвученная президентом Владимиром Путиным в последнем ежегодном послании Федеральному Собранию, пока заставляет экспертов относиться к ней настороженно... >>
  • //  07.06.2007
На Санкт-Петербургском экономическом форуме будет презентован новый глобальный проект развития Урала
В конце этой недели в Санкт-Петербурге, где будет проходить Петербургский экономический форум, соберется, без преувеличения, вся страна. В работе форума примут участие президент Владимир Путин, почти все федеральные министры, экономисты и бизнесмены со всего мира... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика