N°68
18 апреля 2007
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 НАУКА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  18.04.2007
Призраки свободы
Закончился десятый фестиваль «Московский форум»

версия для печати
Фестиваль «Московский форум» под художественным руководством Владимира Тарнопольского -- отчаянная и прекрасная попытка утвердить музыку в почти забытом статусе искусства, т.е. той территории человеческой деятельности, где автор, исполнители и публика встречаются, чтобы, нарушив всякие табу, понять что-то главное. В отличие от других областей современного искусства в музыке такая возможность возникает у нас достаточно редко: музыкальный авангард, тем более высокий музыкальный авангард, -- это исключение, подарок. «Московский форум» -- подарок в прямом смысле слова: вход на концерты свободный. Если учесть, что выступают здесь музыканты и коллективы самого высокого уровня, такая свобода кажется невероятной. На самом деле так и должно быть: как образование, медицину и личную безопасность, современное искусство просто необходимо сделать доступным обществу, чтобы оно развивалось. Потому что без авангарда -- новых, радикальных, осмысленных явлений -- начинается медленное интеллектуальное умирание.

Несколько дней «Московского форума» -- окно в другой мир: в нем каждый концерт придуман не ради знакомства с определенным количеством произведений (пусть это даже мировая премьера), а ради того, чтобы расширить наши представления о возможном.

«Свобода звука» -- это тема десятого «Форума», его метасюжет, позволивший уловить, как содержательны могут быть сочетания и последовательности звуков, этих простых колебаний воздуха, и почему современные композиторы так отчаянны в своих радикальных жестах изобретения нового. Зачем нам этот музыкальный авангард, которого в нашей стране боятся взрослые дяди и тети в серьезных государственных институциях?

Бояться не надо: при грамотном и человеческом подходе музыкальный авангард -- вкусная и здоровая пища, которая годится к употреблению прямо с младенчества. В чем ненатужно убедил один из главных гостей фестиваля, ансамбль Recherche из Германии, давший несколько превосходных концертов, на которых мы услышали экзотические для России имена Арнольда Шенберга, Мортона Фелдмана, Хельмута Лахенмана, Джонатана Харвея, Вольфганга Рима и Сальваторе Шаррино.

Музыканты из Фрайбурга, совершенно исполнившие произведения XX века, оставили сожаление о мимолетности встречи: окунуться в мир, состоящий из полутонов, вздохов, шепотов и всхлипов (Струнное трио Ланхенмана) -- означает научиться мыслить на другом языке. И таких языков, оказывается, много, убеждают кудесники из Германии, стоит только открыть глаза и правильно настроить слух. Recherche (с французского recherchе -- «поиск») -- феноменальный коллектив, один из лучших в области авангарда: он не исполняет современную музыку, а свободно и легко живет в ее языковой системе, раскрывая нам прелести алфавита и фразировки. Как ни сложно сочинение по формальным признакам, для музыкантов из Фрайбурга все его головоломности так ясны, чисты и прозрачны, что нам, пребывающим в ошеломлении от итальянца Сальваторе Шаррино, все его фокусы кажутся не только дерзкими, но художественными и просто неотменимыми. Даже если это свист, шипение или постукивания по клапану флейты или кларнета.

Шаррино -- тот, кто исследует предельные возможности инструмента, точнее, то, что может инструмент на грани возможного: пространство между звуком и призвуком, между шорохом и свистом. Музыканты Recherche, которые представили музыку Шаррино как череду дерзких соло (ударные, альт, флейта, скрипка, кларнет, фортепиано), подарили публике Рахманиновского зала фантастические ощущения, будто нас всю жизнь держали в клетке и вот наконец выпустили на свободу: открылся огромный мир, где все можно без страха потрогать руками. И это настоящее счастье. Потому что между звуком и слушателем здесь нет барьера. Музыканты Recherche с их поистине лазерной техникой -- создатели иллюзии: они не играют, а выражают волю слушателя, завороженного колебаниями воздуха.
Марина БОРИСОВА
//  читайте тему  //  Музыка


реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  18.04.2007
ИТАР-ТАСС
«Заяц. Love story» в театре «Современник»
Главная шутка в спектакле (а это комедия, по крайней мере, так обозначен жанр в программке) такова: пожилая актриса, подрабатывающая тамадой на корпоративных вечеринках, рассказывает своему бывшему мужу про свой любимый тост... >>
//  читайте тему:  Театр
  • //  18.04.2007
Кирилл Каллиников
Олег Чухонцев стал третьим -- после Александра Кушнера (2005) и Олеси Николаевой (2006) -- лауреатом национальной литературной премии «Поэт». Мог бы стать первым или вторым, с меньшей вероятностью -- четвертым или пятым, но едва ли более «поздним»... >>
//  читайте тему:  Круг чтения
  • //  18.04.2007
Закончился десятый фестиваль «Московский форум»
Фестиваль «Московский форум» под художественным руководством Владимира Тарнопольского -- отчаянная и прекрасная попытка утвердить музыку в почти забытом статусе искусства, т.е. той территории человеческой деятельности, где автор, исполнители и публика встречаются, чтобы, нарушив всякие табу, понять что-то главное... >>
//  читайте тему:  Музыка
  • //  18.04.2007
Смотрите с 19 апреля на экранах Москвы
«Идеальный незнакомец» (США, 2007, Джеймс Фоули). Триллер, опоздавший лет этак на десять (ему бы выйти в то время, когда знакомства по Интернету были еще модной диковинкой), но все равно вполне примечательный и напряженный. Журналистка (Халли Берри -- «Умри, но не сейчас», «Люди Икс», «Готика») принимается расследовать убийство своего друга и окунается в мир онлайн-знакомств, где любой может оказаться не тем, за кого себя выдает... >>
//  читайте тему:  Кино
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика