N°68
18 апреля 2007
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 НАУКА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  18.04.2007
Кирилл Каллиников
Поэт -- Чухонцев
версия для печати
Олег Чухонцев стал третьим -- после Александра Кушнера (2005) и Олеси Николаевой (2006) -- лауреатом национальной литературной премии «Поэт». Мог бы стать первым или вторым, с меньшей вероятностью -- четвертым или пятым, но едва ли более «поздним». Дело тут не в составе жюри, где трудятся достаточно разномыслящие критики и историки словесности (Ирина Роднянская, Дмитрий Бак, Николай Богомолов, Яков Гордин, Александр Лавров, Самуил Лурье, Владимир Новиков, Сергей Чупринин и ваш обозреватель) и поэты, уже удостоившиеся престижной награды (таким образом, ежегодно коллегия прирастает одним судьей). Почти уверен, если бы премией «Поэт» ведала другая критико-филологическая команда, проблема Чухонцева разрешилась бы точно так же. Годом раньше, годом позже, но в группу «первых» лауреатов он войти должен был при любой погоде. Характерно, что год назад, когда решение жюри отозвалось довольно бурным выплеском отрицательных эмоций, имя «обойденного» Чухонцева вспоминалось едва ли чаще всех прочих.

Чухонцев никогда не был тем, кого в старину называли «центральными фигурами», а теперь именуют «культовыми персонажами», но его значимое присутствие в русской поэзии ощущалось как непреложный факт, по крайней мере, с середины шестидесятых. Его скупо печатали; после появившегося в «Юности» крамольного «Повествования о Курбском» на несколько лет вовсе «отменили» (дозволив, впрочем, публиковать переводы); первая тоненькая, жестко обкорнанная книжица (с горьким и внятным названием «Из трех тетрадей») увидела свет накануне сорокалетия автора (1976)... Да и дальше -- вплоть до перестроечного, поневоле приправленного политикой, «реабилитанса» -- обычному читателю поэтический корпус Чухонцева был доступен далеко не в полной мере. Но -- шлюсь на собственный опыт -- всякое стихотворение, чудом досягнувшее «законного» тиснения или вынырнувшее самиздатским листком, било прямо в душу. То были стихи предельно современные -- и обращенные в вечность, точно свидетельствующие о нашем «здесь и сейчас», но отнюдь в них не замыкающиеся, резко отменяющие -- как и надлежит истинной поэзии -- лживо-тоскливые антитезы «гражданственности» и «интимности», «традиционализма» и «новаторства», «почвенности» и «всемирности». Думаю, никто с такой остротой не сказал о муке издевательски ласковой и изуверски подлой несвободы «вегетарианских» времен, как Чухонцев в диптихе «Похмелья», поэме «Однофамилец», стихотворении («в известном роде») «Поэт и редактор», «Прощанье со старыми тетрадями...», «Двойнике», где, случайно увидев чистильщика сапог, молча гордящегося своим сходством со Сталиным и прозрев его сталинские кровавые мечтания, поэт выдохнул: Как непосильно быть самим собой./ И он, и я -- мы в сущности в подполье,/ но ведь нельзя же лепестками внутрь/ цвести -- или плоды нести в бутоне!/ Как непосильно жить. Мы двойники/ убийц и жертв. Но мы живем. Кого же/ в тени платана тень маньяка ждет/ и шевелит знакомыми усами?/ Не все ль равно, молчи. И ты был с ним?../ И я, и он -- и море нам свидетель./ Ну что ж, еще волна, еще удар -- / и радуга соленая, и брызги!..

Глубоко прочувствовав трагедию-фарс «двойников» и «однофамильцев», Чухонцев избежал участи чьего-либо аналога, настоятельно навязывавшуюся ему «контекстом» -- как политическим, так и «литературным». Он оставался и остается собой, ибо, подобно своему Ивику, в самом темном лесу не только слышит вороний грай и угадывает скорый смертельный удар угрюмого злодея, но и чувствует воздух иного бытия.

Чаять просвет цветущий иного бытия и истово любить земную юдоль, жить жизнью ее грешных детей, сострадать их недоле и угадывать в них небесные начала, знать, что лишь здесь будут звучать твои (и все прочие) песни, -- удел поэта. В одном из сравнительно недавних стихотворений Чухонцев сказал об этом с предельной искренностью:

Ах, не этой я земли окаянской,/ не из этой я юдоли басурманской,/ а из той я страны палестинской,/ из нечаемой страны херувимской. // Я худой был на земле богомолец,/ скоморошьих перезвон колоколец/ больше звона я любил колокольных,/ не молитвы сотворял, а погудки. // Есть на белой горе белый город,/ окруженный раскаленными песками./ Есть в том городе храм златоглавый,/ а внутри прохладная пещера. // Я пойду туда, неслух, повиниться,/ перед храмом в пыль-песок повалиться,/ перед храмом, перед самым порогом:/ не суди меня, Господь, судом строгим, // а суди, Господь, судом милосердым,/ как разбойника прости и помилуй,/ и порог я перейду Твово храма/ и поставлю две свечи у пещеры.

Так погудка превращается в молитву, оставаясь погудкой. Премию можно было вручить чуть раньше или чуть позже. К сути это не относится; суть в том, что Олег Чухонцев -- Поэт.
Андрей НЕМЗЕР
//  читайте тему  //  Круг чтения


реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  18.04.2007
ИТАР-ТАСС
«Заяц. Love story» в театре «Современник»
Главная шутка в спектакле (а это комедия, по крайней мере, так обозначен жанр в программке) такова: пожилая актриса, подрабатывающая тамадой на корпоративных вечеринках, рассказывает своему бывшему мужу про свой любимый тост... >>
//  читайте тему:  Театр
  • //  18.04.2007
Кирилл Каллиников
Олег Чухонцев стал третьим -- после Александра Кушнера (2005) и Олеси Николаевой (2006) -- лауреатом национальной литературной премии «Поэт». Мог бы стать первым или вторым, с меньшей вероятностью -- четвертым или пятым, но едва ли более «поздним»... >>
//  читайте тему:  Круг чтения
  • //  18.04.2007
Закончился десятый фестиваль «Московский форум»
Фестиваль «Московский форум» под художественным руководством Владимира Тарнопольского -- отчаянная и прекрасная попытка утвердить музыку в почти забытом статусе искусства, т.е. той территории человеческой деятельности, где автор, исполнители и публика встречаются, чтобы, нарушив всякие табу, понять что-то главное... >>
//  читайте тему:  Музыка
  • //  18.04.2007
Смотрите с 19 апреля на экранах Москвы
«Идеальный незнакомец» (США, 2007, Джеймс Фоули). Триллер, опоздавший лет этак на десять (ему бы выйти в то время, когда знакомства по Интернету были еще модной диковинкой), но все равно вполне примечательный и напряженный. Журналистка (Халли Берри -- «Умри, но не сейчас», «Люди Икс», «Готика») принимается расследовать убийство своего друга и окунается в мир онлайн-знакомств, где любой может оказаться не тем, за кого себя выдает... >>
//  читайте тему:  Кино
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика