N°191
18 октября 2007
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  18.10.2007
Кирилл Каллиников
Венец музейной дипломатии
Императорский фарфоровый завод пропутешествовал из Петербурга в Москву

версия для печати
Большие фарфоровые сервизы ассоциируются всегда с каким-то официальным церемониалом, очень важным, очень помпезным, очень богатым, одновременно, как часто бывает в дипломатии, -- скользким, холодным, непрочным и неискренним. Хорошо, право, когда эти сервизы перестают быть аллегорией всамделишной политики, а сдаются на хранение в фонды музеев. Там они исполняют роль субъектов дипломатии музейной. Эпитет «фарфоровая» к такой дипломатии применим без всякого сарказма и иронии.

Подготовленную Государственным Эрмитажем при поддержке финансовой корпорации «Уралсиб» выставку «Под царским вензелем» можно считать венцом музейной дипломатии. Впервые в Москву приехали предметы из коллекции и Эрмитажа, и собственно Императорского фарфорового завода, впоследствии -- Ленинградского фарфорового завода (ЛФЗ). Собрание ЛФЗ совсем еще недавно находилось в печальном забытьи. Непонятна была судьба завода, его менеджмент. С 2001 года Эрмитаж стал куратором Исторической коллекции ЛФЗ. В конце 2003 года в здании ЛФЗ открылся Музей фарфора (см. «Время новостей» от 24 декабря 2003 года). На экспозиции в Успенской звоннице Московского Кремля можно оценить все этапы истории фарфорового дела в дореволюционной России, от рокайльного фарфора эпохи Елизаветы Петровны до стиля модерн времен царствования Николая II.

В каждом периоде свои шедевры. Созданный предположительно по проекту знаменитого скульптора Жака Рашетта письменный прибор императора Павла I -- целый театр ампирных аллегорий на темы наук, художеств и ратных подвигов. Напоминает фонтан на грациозной римской площади. Знатоки оценили и выдающийся по качеству Рафаэлевский сервиз Царскосельского дворца, созданный по заказу Александра III в 1883--1903 годы (в 1883 году отмечали 400-летие со дня рождения ренессансного мастера). Гризайлевые изображения -- копии орнаментов Рафаэлевых ватиканских лож (ложи были воспроизведены в залах петербургского императорского Эрмитажа) -- изобретательно вписаны в тондо сервизных тарелок, блюдец. Разглядывать эти формы -- все равно, что крутить похожую на фенископ подзорную трубку с зеркально отражающимися в колбе картинками. Огромной популярностью у посетителей выставки конечно же будет пользоваться чайный сервиз «Натюрморт» на две персоны 1850--1860-х годов. Выложенные на подносе объемные обманки фруктов на деле оказываются замаскированными чайниками и чашками. Свернешь полгруши -- там сосуд с ароматным чаем. Поднимешь яблочко за севшую на кожицу фарфоровую муху -- увидишь днище маленькой чашки. Такой простодушный и смачный натюрморт-имитация узнает себя в будущем гипсовом и штукатурном изобилии плодов и цветов на павильонах ВДНХ СССР.
Сергей ХАЧАТУРОВ


реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  18.10.2007
На экраны выходит комедия «День выборов»
«Выборы, выборы, депутаты -- п... (не патриоты, совсем другое слово)...» -- отрывается Сергей Шнуров, изображая подпившего рокера с агитационного парохода. Этот пароход арендовала команда пиарщиков, нанятая неким медийным олигархом для продвижения в губернаторы своего кандидата... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  18.10.2007
Выставка Дианы Мачулиной в Гельман-галерее
«Чья эта муха?» -- вопрос, сформулированный Ильей Кабаковым в ранний период творчества (название одной из самых известных его картин «Анна Евгеньевна Королева: «Чья эта муха?». -- Ред.), до сих пор остается на повестке дня в российском современном искусстве... >>
//  читайте тему:  Выставки
  • //  18.10.2007
Кирилл Каллиников
Императорский фарфоровый завод пропутешествовал из Петербурга в Москву
Большие фарфоровые сервизы ассоциируются всегда с каким-то официальным церемониалом, очень важным, очень помпезным, очень богатым, одновременно, как часто бывает в дипломатии, -- скользким, холодным, непрочным и неискренним... >>
  • //  18.10.2007
AP
В лондонском Гилдхолле объявили лучший британский роман 2007 года
В последний день перед букеровским финалом на сайте премии так долго мигала навязчивая надпись «Фавориты -- Иэн Макьюэн и Ллойд Джонс», что в конце концов в возможность их победы перестали верить даже близкие родственники... >>
//  читайте тему:  Круг чтения
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика