N°121
12 июля 2007
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  12.07.2007
Уроки трехлетки
Как российские регионы осваивают перспективное бюджетное планирование

версия для печати
Вчера Федеральное Собрание перед уходом на каникулы окончательно одобрило первый в истории России трехлетний федеральный бюджет. Между тем некоторые муниципалитеты и субъекты федерации усилиями Министерства финансов гораздо раньше узнали, что такое бюджетная трехлетка. Версия нового подхода к бюджетированию многих муниципалитетов и субъектов федерации оказалась гораздо радикальнее, нежели версия федерального центра.

Подавляющему большинству российских муниципалитетов не нужно думать, на какой инвестиционный или национальный проект направить огромную денежную массу -- это секрет Полишинеля. У местных самоуправлений в отличие от федерального центра свободных средств нет. Нет их ни у туристического Углича, ни у металлургического Липецка, ни у нефтяной столицы России -- Сургута.

В такой ситуации вопрос о рациональности бюджетных расходов возникает неизбежно. Бюджетное планирование, основанное на результативности конечных расходов, -- метод, с помощью которого во всем мире принято проводить аудит местных бюджетов. Логика заключается в том, чтобы давать деньги чиновникам, отвечающим за образование, медицину, культуру, безопасность и т.д., не за то, что они существуют и поддерживают текущее состояние в подведомственных им сферах, а за достижение ими конкретного результата (например, за увеличение количества людей с высшим образованием, снижение смертности и прочее). По пути бюджетного планирования, ориентированного на результат, пошли местные самоуправления с наиболее продвинутым менеджментом, не захотевшие в связи с принятием 131-го федерального закона о местном самоуправлении разводить руками и обвинять правительство и Госдуму во всех существующих и несуществующих бедах. Разобравшись в эффективности затрат, многие из них стали использовать бюджетирование, ориентированное на результат, как инструмент стратегического развития городов.

Исследование «Внедрение бюджетирования, ориентированного на результат, в регионах и муниципалитетах: риски и новые возможности», проводимое Высшей школой управления, выявило, что успех проводимых в этих муниципалитетах преобразований в сфере общественных финансов зависит от целого ряда факторов.

Первый важный фактор -- наличие грамотной законодательной базы, стимулирующей к совершенно новому принципу бюджетирования всех участников бюджетного процесса: начиная с чиновников, заканчивая депутатами местных законодательных собраний, которые должны получить вменяемые инструменты лоббирования, и местным бизнесом, который наконец понимает, куда идут его налоги. Не случайно наиболее адекватную законодательную базу, учитывающую большинство всех этих важных нюансов внедрения, удалось создать в местных самоуправлениях с плюралистическим политэкономическим режимом (Сургут, Чебоксары). В этих режимах изначально сложились институты (пускай порой и неформальные) согласования самых разнообразных интересов, что готовило почву для решительного шага к еще более открытому и прозрачному бюджетному процессу, которым и является бюджетирование, ориентированное на результат. С этих позиций оценка перспектив реформы на федеральном уровне, где такие механизмы либо уничтожаются, либо загоняются в тень, выглядит менее оптимистично, что показало, к примеру, второе чтение бюджета, которое не вызывало у депутатов сильных эмоций.

Второй важный фактор -- это политическая воля. Бюджетное планирование, ориентированное на результат, требует от чиновников, которые исполняют бюджет и принимают непосредственное участие в его верстке, перестройки менталитета. Да, многие из департаментов местных администраций, где проходил эксперимент, отнеслись к нему с интересом. Для них это был своего рода профессиональный вызов как менеджерам, управляющим общественным благом, который можно сформулировать в виде вопроса: способны ли они, используя БОР (бюджетирование, ориентированное на результат) как инструмент планирования, выстроить и реализовать стратегию развития своих отраслей. (Кстати, вышесказанное относится и к депутатам местных законодательных собраний, если таковые и играют серьезную роль в бюджетном процессе, помимо одобрям-с. Вместо бессмысленного влезания в сметы им предлагается оценить правильность выбранного направления развития той или иной сферы.) В то же время нельзя сказать, что буквально все чиновники пребывают в восторге от БОР. Из-за несовершенства федерального законодательства, в частности из-за отсутствия норм, закрепляющих результативную контрактацию чиновников (ее суть в том, чтобы доход и карьера чиновника зависели от результатов его деятельности), они оказались лишены всяческих материальных стимулов к переходу на трехлетку.

В этой связи очень важна позиция глав местных администраций, которые находили способы заинтересовывать своих подчиненных в успехе реформы. Для примера возьмем два "олигархических города": Липецк и Сургут.

В Сургуте, где инициатором муниципальных реформ выступил мэр города Александр Сидоров, переход на новую систему бюджетирования идет полным ходом. С помощью ведущих экспертов в области общественных финансов полностью подготовлена нормативная база. Регулярно осуществляется обучение чиновников новым методам бюджетирования. С 2007 года проводятся публичные слушания (пусть пока население и не очень активно в них участвует). В итоге уже в 2008 году все департаменты, оказывающие бюджетные услуги, будут верстать свои бюджеты на основе среднесрочного планирования.

В то же время в Липецке, где главным инициатором реформы, неформально, является не администрация города, а Новолипецкий металлургический комбинат, который не устраивает ситуация, когда практически весь местный бизнес под очень невысокие проценты дотируется из бюджета (читай: из налогов, которые платит комбинат), только сейчас всерьез подходят к ее реализации. Более того, по экспертной оценке Высшей школы управления, при отсутствии надлежащей поддержки администрации города даже при самой удачной нормативно-правовой базе существует серьезный риск пробуксовки реформы при ее реализации.

Третий фактор, способствующий эффективности внедрения бюджетного планирования, ориентированного на результат, который тоже не до конца понимается на уровне федерального центра, -- это принятие элитами того факта, что БОР не конечный результат, а бесконечный процесс решения проблем в сфере общественных благ. Только в этом случае власти муниципалитетов будут творчески подходить к выработке критериев результативности, главному инструменту бюджетного планирования, позволяющему за счет осмысления реальных задач, стоящих перед той или иной сферой, оптимизировать расходы.

Но все же внедрение БОР может оказаться до какой-то степени бессмысленным, если в этом процессе не будет принимать участие население. Общественный контроль может заметно продвинуть реформу. Не случайно в муниципалитетах активно ведется поиск наиболее оптимальной формы участия общества в бюджетном процессе (социологические опросы, позволяющие оценить качество предоставляемых бюджетных услуг; публичные бюджетные слушания и т.п). Хочется верить, что в скором времени подобные поиски начнутся и на федеральном уровне.
Михаил ЗОРИН, эксперт Высшей школы управления


реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  12.07.2007
Роман Мухаметжанов
Калининградская область отказывается от своих заграничных представительств
Самый западный российский регион упраздняет «филиалы» в Литве, Польше и Белоруссии за ненадобностью. Останутся только представительства в Москве и Санкт-Петербурге... >>
  • //  12.07.2007
Денис Синяков
Эпоха договоров о разграничении полномочий между регионами и центром завершилась
Совет Федерации за пять минут одобрил вчера договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами госвласти Российской Федерации и Татарстана, который в феврале обсуждался в палате несколько часов и был отклонен... >>
  • //  12.07.2007
ИТАР-ТАСС
Владимир Путин нашел новое дело Юрию Чайке
Президент Владимир Путин возложил на Генеральную прокуратуру ответственность за контроль «рационального использования бюджетных средств». Об этом президент сообщил вчера генпрокурору Юрию Чайке во время их встречи... >>
  • //  12.07.2007
Михаил Циммеринг
Первый трехлетний бюджет осталось завизировать только президенту
Вчера Совет Федерации утвердил закон «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов»... >>
  • //  12.07.2007
Мосгордума готова проявлять себя только в правке спущенных из мэрии текстов
Мосгордума окончательно определила свою роль на властном поле столицы. Вчера на последнем в этой сессии заседании городского парламента спикер Мосгордумы единоросс Владимир Платонов заявил, что голосование по утверждению мэра Юрия Лужкова на пятый срок стало «самым ярким событием» на фоне рутинной работы... >>
  • //  12.07.2007
Сенат всю весеннюю сессию боролся с Думой, но продолжал штамповать одобренные ею законы
В среду Совет Федерации с трудом закончил весеннюю сессию. Точнее, с ударным трудом. В повестке последнего заседания значилось более 80 вопросов... >>
  • //  12.07.2007
Сергей Степашин определил место президента России и Счетной палаты в олимпийском движении
Глава Счетной палаты Сергей Степашин нашел достойное занятие для Владимира Путина на случай, если тот все же решит оставить пост главы государства в 2008 году и не баллотироваться через срок... >>
  • //  12.07.2007
Как российские регионы осваивают перспективное бюджетное планирование
Вчера Федеральное Собрание перед уходом на каникулы окончательно одобрило первый в истории России трехлетний федеральный бюджет. Между тем некоторые муниципалитеты и субъекты федерации усилиями Министерства финансов гораздо раньше узнали, что такое бюджетная трехлетка... >>
  • //  12.07.2007
"Деловая Россия" представила глобальный бизнес-план для страны
В Москве завершил работу третий экономический форум "Новый бизнес новой России". Как пообещал, выступая перед его участниками, глава экспертного управления президента Аркадий Дворкович, многие предложения форума войдут в экономическую стратегию развития страны... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама