N°118
09 июля 2007
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  09.07.2007
Кирилл Каллиников
Форточка в Европу
Глава КС Валерий Зорькин предложил ввести новые правила обращения в Европейский суд

версия для печати
Председатель Конституционного суда Валерий Зорькин предложил внести в российское законодательство изменения, которые позволили бы сократить количество подаваемых нашими гражданами жалоб в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). Г-н Зорькин отметил, что Страсбург буквально завален жалобами россиян, которые даже не пытаются для решения своих проблем исчерпать имеющиеся в наличии внутренние средства судебной защиты. Однако благие намерения председателя КС, нацеленные на сокращение потока жалоб в ЕСПЧ, в конечном счете могут затронуть права граждан, поскольку в императивном порядке они будут лишены возможности обращаться со своими заявлениями в Страсбург.

Заявление председателя КС Валерия Зорькина о необходимости реформирования российского законодательства в связи с большим количеством поступающих в ЕСПЧ жалоб, сделанное в минувшую субботу, последовало за выступлением главы ПАСЕ Рене ван дер Линдена, который 2 июля вновь подверг резкой критики российские власти за их отказ от сотрудничества с Советом Европы. В частности, речь шла об отказе Госдумы ратифицировать Протокол №14 к Европейской конвенции о защите прав человека, предполагающий реформирование ЕСПЧ, который не справляется с гигантским объемом работы. «Я разочарован тем, что Государственная дума Российской Федерации все еще не дала согласие на ратификацию этого жизненно важного протокола, препятствуя тем самым вступлению его в силу. Задержка ратификации после окончания июня вызвала необходимость частичного обновления состава Европейского суда, сложного и трудоемкого процесса, который теперь должен начаться, -- завил г-н ван дер Линден. -- Главная задача этого протокола состоит в обеспечении оперативности и эффективности правосудия путем оказания помощи суду в быстром решении проблемы задержек в работе. От этого страдают все европейцы, россияне в том числе и больше других. Мне остается лишь вновь призвать Россию как можно скорее ратифицировать этот протокол».

Как уже рассказывала газета «Время новостей», Госдума отказалась ратифицировать 14-й Протокол, хотя президент самолично, причем аж два раза, вносил на рассмотрение депутатов этот документ. Никогда прежде Дума не отказывалась утвердить международный документ, вносившийся главой государства. Ситуация выглядела совершенно скандальной, хотя официальные причины, конечно, были названы: российские законодатели пришли к выводу, что новые нормы регламента ЕСПЧ противоречат основам Европейской конвенции по защите прав человека, а также могут привести к дискриминационному положению России по сравнению с другими странами Европы. Такое категоричное решение они объяснили следующими аргументами. Депутатам не понравилось, что судьям ЕСПЧ, согласно протоколу, срок полномочий продлевали с шести до девяти лет. Возможность судьи единолично, а не коллегиально решать, принимать или не принимать жалобу к рассмотрению, была воспринята как дискриминационная, так как судья от одного государства по каким-то политическим мотивам мог бы отклонить жалобу, поданную от «недружественной» страны. Новое правило о том, что жалобы могут не приниматься ввиду их незначительности, также, по мнению депутатов, привело бы к ущемлению прав «маленького человека». А вхождение в состав суда в качестве отдельного члена Европейского союза было расценено как дискриминационное положение, так как это давало бы дополнительный голос тем странам, которые и без того уже входят в Совет Европы и ЕСПЧ.

Европейцы от такого поведения российских коллег пребывали, мягко говоря, в недоумении, ведь ратификация протокола абсолютно всеми государствами -- участниками Европейской конвенции обязательное условие его вступления в силу. Нет согласия России -- нет и реформы ЕСПЧ. И никакие укоры и уговоры до сих пор не смогли сдвинуть ситуацию с мертвой точки. В январе этого года был избран новый председатель ЕСПЧ -- француз Жан-Поль Коста. По приглашению главы КС Валерия Зорькина в мае он специально приехал в Россию, дабы попытаться убедить российские власти все-таки ратифицировать протокол. Месье Коста успел переговорить и с председателем Верховного суда Вячеславом Лебедевым, и с председателем Высшего арбитражного суда Антоном Ивановым, и с генпрокурором Юрием Чайкой, и с министром юстиции Владимиром Устиновым, и с председателем комитета по международным делам Госдумы Константином Косачевым. «С формальной точки зрения протокол отклонен не был, потому что при голосовании среди депутатов было большое количество воздержавшихся, -- предположил председатель ЕСПЧ. -- Уверен, что если мне удастся убедить в необходимости ратификации протокола, то он будет ратифицирован в самое ближайшее время. Протокол -- это не оружие против России, мы беспристрастно относимся ко всем государствам, которые выступают в суде в качестве ответчиков, и принятие нового документа послужит интересам Российской Федерации». Уговоры не удались. К началу июля, когда предполагалось начать реформу ЕСПЧ, депутаты Госдумы даже и не упоминали на своих заседаниях о возможной повторной ратификации протокола.

Председателю КС Валерию Зорькину уже не раз приходилось выступать в роли царя Соломона в спорах между Европейским судом и российскими властями. В начале февраля КС под его председательством вынес постановление, в котором была разрешена одна из основных правовых коллизий. Европейцы ставили под сомнение эффективность надзорной судебной инстанции, пересматривающей уже вступившие в законную силу решения по гражданским делам. В ЕСПЧ не без оснований полагали, что гражданский надзор нарушает права на справедливое судебное разбирательство в разумный срок, и именно за это частенько наказывали рублем российский бюджет. Множественность надзорных инстанций, право неоднократного обращения с жалобами, затяжные, порой на годы, сроки рассмотрения дел -- все это привело к тому, что ЕСПЧ просто перестал воспринимать гражданский надзор как стадию судопроизводства и разрешил российским гражданам обращаться в Страсбург после того, как те пройдут первую и кассационную инстанции. КС РФ в своем постановлении отметил, что надзор действительно нуждается в серьезной реформе -- сокращения сроков рассмотрения надзорных жалоб и количества соответствующих судебных инстанций. Однако, как констатировал КС, ликвидировать его совсем нельзя, это повлекло бы за собой массовые нарушения прав граждан, поскольку зачастую именно на стадии надзора исправляются фундаментальные судебные ошибки. В конце июня председатель Верховного суда Вячеслав Лебедев сообщил, что его ведомство уже направило законопроект о реформировании гражданского надзора на рассмотрение Госдумы.

Российские власти и сами давно подумывают о том, как бы сохранить свое реноме перед европейцами. С декабря прошлого года по март нынешнего во всех федеральных округах были проведены специальные совещания с участием руководства регионов и администрации президента (в ведении которой тогда находился ЕСПЧ), дабы найти способы ликвидировать одну из самых острых проблем для российской правовой системы -- неисполнение решений судов (газета «Время новостей» подробно рассказывала об этом в номерах от 5 и 27 декабря 2006 года). Как выяснилось, 80% из всех поступающих в ЕСПЧ жалоб связаны именно с тем, что решения российских судов впоследствии не выполняются. Для европейского правосудия неисполнение решения суда означает только то, что это решение нельзя вообще считать состоявшимся, а потому по всем подобным жалобам ЕСПЧ автоматически выписывает России штрафы. Тогда российскими юристами была впервые высказана идея о создании своеобразного «национального фильтра» -- инстанции, которая проверяла бы все подаваемые в Страсбург жалобы и предпринимала бы меры по нивелированию спорных ситуаций прежде, чем они станут предметом рассмотрения в ЕСПЧ.

Таким образом, Валерий Зорькин, предложивший теперь новые законодательные усовершенствования по «корректировке» правил обращений граждан в ЕСПЧ, подвел итог всем этим дискуссиям. «В российское законодательство нужно ввести норму, в соответствии с которой обращаться в ЕСПЧ можно только после исчерпания национальных средств судебной защиты», -- заявил он, отметив, что из насчитываемых в ЕСПЧ 100 тыс. жалоб на долю дел против России приходится 20 тыс. «Положение будет усугубляться», -- предсказал г-н Зорькин. Глава КС пожурил соотечественников за то, что они пишут свои жалобы в Страсбург после того, как прошли лишь первую и кассационную инстанции в российских судах, а другие возможности, в первую очередь надзорную инстанцию, не используют. «Обращение в Европейский суд сразу после кассационной инстанции, минуя Верховный и Высший арбитражный суд, приводит к тому, что огромный вал жалоб идет в Европейский суд. При этом отсекается вершина пирамиды судебной власти в нашей стране, -- подчеркнул глава КС. -- Будучи наднациональным органом, Европейский суд, замещая Верховный, Арбитражный и частично Конституционный суд, выполняет роль национальной инстанции, что противоречит его природе и предназначению». Г-н Зорькин уверен, что для исправления ситуации необходимо одновременно трансформировать систему прохождения дел в высших судах России. Одновременно свою позицию должен изменить и ЕСПЧ, принимающий сегодня жалобы сразу после прохождения гражданами лишь двух инстанций российского судопроизводства. «Нужно двустороннее движение. Европейский суд должен признать это и не стоять на той позиции, на которой он стоит», -- считает Зорькин. «На мой взгляд, это путь к решению той проблемы, которая поставлена 14-м Протоколом. Он ведь сделан для того, чтобы ускорить процедуру прохождения дел, чтобы не нарушался принцип разумности сроков рассмотрения дела в Страсбургском суде, -- заявил Валерий Зорькин. -- А если не будет изменен порядок обращения граждан России в ЕСПЧ, то даже с 14-м Протоколом Европейский суд будет завален жалобами из России».

Однако предлагаемые г-ном Зорькиным поправки в национальное законодательство действительно невозможны без ответных шагов ЕСПЧ. Согласно регламенту Европейский суд принимает к своему рассмотрению жалобы не позднее шести месяцев с того момента, как гражданин сделал все от него зависящее внутри страны, а этим моментом в ЕСПЧ в подавляющем большинстве случаев считают именно факт прохождения первых двух судебных инстанций. Если же человек попытается продолжить поиски справедливости в российских судах, то тем самым рискует, что впоследствии ему будет отказано в принятии жалобы в ЕСПЧ из-за нарушения сроков ее подачи. И, таким образом, принятие предлагаемых г-ном Зорькиным норм, устанавливающих новые правила обращения граждан в Страсбург, может вообще лишить их возможности обращаться в Европейский суд.
Екатерина БУТОРИНА


  ОБЩЕСТВО  
  • //  09.07.2007
ИТАР-ТАСС
В пятницу Госдума в третьем чтении приняла поправки в 12-ю главу Кодекса об административных правонарушениях. Изменения затрагивают наказания за нарушение Правил дорожного движения... >>
//  читайте тему:  Административная реформа
//  читайте тему:  ГИБДД и ПДД
  • //  09.07.2007
Кирилл Каллиников
Глава КС Валерий Зорькин предложил ввести новые правила обращения в Европейский суд
Председатель Конституционного суда Валерий Зорькин предложил внести в российское законодательство изменения, которые позволили бы сократить количество подаваемых нашими гражданами жалоб в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ)... >>
  • //  09.07.2007
Кирилл Каллиников
Министр считает, что кризис программы ДЛО преодолен
Глава Минздравсоцразвития Михаил Зурабов изо всех сил пытается доказать, что кризис программы Дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО) можно считать исчерпанным... >>
//  читайте тему:  Рынок лекарств
  • //  09.07.2007
Именем Бориса Ельцина назовут университет в Екатеринбурге
Семья Бориса Ельцина определилась с тем, как было бы правильно увековечить память первого президента России в Екатеринбурге -- городе, где он начинал свою политическую карьеру, занимая пост главы обкома партии... >>
//  читайте тему:  Смерть Бориса Ельцина
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ