N°224
05 декабря 2006
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫЙ ПЛАН
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  05.12.2006
Кирилл Каллиников
Неисполнительная власть
Государство решает, как заставить себя расплатиться со своими гражданами

версия для печати
Российское руководство в авральном порядке приступило к решению давней, но отнюдь не утратившей актуальности проблемы -- исполнения, вернее, повального неисполнения самим государством судебных решений, принятых в пользу граждан по различным социальным выплатам -- пенсиям, пособиям и зарплатам бюджетников. Этой теме было посвящено специальное совещание, состоявшееся в конце прошлой недели в Воронежской области, в котором приняли участие представители всех уровней власти, начиная с администрации президента. Как оказалось, задолженности госорганов по судебным искам перед гражданами достигли уже весьма серьезных размеров и продолжают расти. Однако само государство не может расплатиться по этим долгам просто потому, что нет финансово-правового механизма выплаты денег в таких случаях. Более того, как выяснилось, толком никто и не знает, сколько вообще российские граждане за последние годы «отсудили» у родного государства по совершенно справедливым требованиям.

Сама эта проблема не нова, но до сих пор возмущались лишь те, кто сам сталкивался с невозможностью добиться от государства исполнения им судебного решения. Однако большого резонанса это не вызывало. Большинство граждан, получив на руки исполнительный лист, в лучшем случае отправляли письма в газеты и органы власти, где помочь им ничем не могли. Однако с тех пор, как Россия в 1998 году ратифицировала Европейскую конвенцию по правам человека, все больше граждан стали догадываться, как все-таки можно призвать свое государство к ответу, -- и стали обращаться с жалобами в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). А он одно за другим стал штамповать аналогичные постановления -- признать Россию виновной в нарушении прав человека и обязать власти выплатить пострадавшим компенсацию (как правило, это несколько тысяч евро) "за понесенные моральные страдания". И такие судебные решения уже невозможно было игнорировать. В результате российские власти теперь вынуждены признать, что неисполнительность самого государства дискредитирует его не только в глазах собственных граждан, но и в глазах мирового сообщества. Поскольку в данном случае, как признано теперь, речь идет о массовом нарушении прав человека.

По решению кремлевской администрации, до середины марта 2007 года во всех федеральных округах должны быть проведены соответствующие совещания с участием представителей всех законодательных, исполнительных и судебных органов власти. Первое такое мероприятие по Центральному округу (ЦФО) пройдет в Москве в конце декабря. А в конце прошлой недели состоялось совещание в Воронежской области, которая, как оказалось, является рекордсменом по неисполнению судебных решений. По данным источников в администрации президента, каждая четвертая жалоба в ЕСПЧ написана жителями Воронежской области. А количество неисполненных судебных решений в одном только городе Нововоронежске в два раза превышает все его население в 40 тыс. человек.

Основанием для обращения в Страсбург в данном случае является нарушение ст.6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (ЕК) -- право на справедливое публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом. И именно в части соблюдения «разумных сроков» констатируется нарушение этой статьи ЕК.

Дело в том, что по российскому законодательству судебное решение считается оконченным с момента его вынесения и вступления в законную силу. Однако по европейскому праву оно не считается состоявшимся, пока судебный акт не исполнен. И поскольку ЕСПЧ в своей работе использует прецедентную практику, то достаточно было подробно рассмотреть лишь одно дело по жалобе гражданина России на неисполнение судебного решения, чтобы потом на его основе принимать постановления по другим подобным делам.

Как рассказал на совещании в Воронеже начальник департамента аппарата полпреда по ЦФО Анатолий Семушкин, долги по социальным выплатам перед гражданами начали копиться с середины 90-х годов, когда был принят ряд законов по различным льготам. Всего таких льгот насчитывалось порядка 40, а основные задолженности относились к так называемым «чернобыльским» выплатам, пенсиям и детским пособиям. «Когда эти долги накопились, граждане стали обращаться в суды, а те принимали решения об обязательстве проведения выплат. Когда эти решения вступали в силу, граждане, естественно, пытались получить свои деньги, но не могли, -- объяснил происхождение проблемы г-н Семушкин. -- А в Европе мы пожинаем плоды по конкретным делам. Получается, что Россия не выполняет судебные решения. Это парадокс. Это дискредитирует всю систему власти».

Ситуация оказалась абсолютно запущенной: как признаются сами чиновники, у них нет даже точных данных о сумме задолженностей. Называются лишь приблизительные суммы, но они «явно занижены». Так, по ЦФО задолженность региональных властей по пенсиям и их индексации составляет порядка 29 млн руб. (и львиная доля этого долга приходится на Воронежскую область), а по детским пособиям и их индексациям -- 81,7 млн руб. Общая сумма задолженности федерального центра почти в десять раз выше и составляет около 800 млн руб. Особенно это касается выплат инвалидам, пострадавшим в результате аварии на Чернобыльской АЭС. «Эти данные являются неполными и не отражают истинного положения дел, -- признался источник «Времени новостей» в администрации президента. -- Реальная сумма задолженности перед всеми «чернобыльцами» гораздо больше». Сложность подсчета еще и в том, что из-за многолетних невыплат задолженность растет как снежный ком -- цены растут, а вместе с ними и индексация льгот. Кроме того, постоянно растет и поток людских жалоб как в национальные суды, так и в ЕСПЧ.

«Мы сами породили эти жалобы на неисполнение решений, -- отметил на воронежском совещании г-н Семушкин. -- Мы сами заставили людей идти в суды, получать решения о выплатах, а потом идти в Европейский суд».

Так что же мешает властям расплачиваться со своими гражданами на основании принятых судебных решений? Как оказалось, меньше всего в этом виноваты судебные приставы-исполнители. «У многих складывается мнение, что раз судебные решения не исполняются, то в этом виноваты приставы. Но это не так, -- сообщила собравшимся в Воронеже и.о. начальника областного управления службы приставов Вера Попова. -- Судебные приставы не занимаются исполнительными делами по бюджетным задолженностям, это находится в ведении Минфина и его региональных и муниципальных подразделений. И отсутствие правового механизма ответственности Минфина порождает легальную возможность не исполнять решения суда. Система взысканий недостаточно эффективна. А судебным приставам отведена в этом лишь формальная роль стороннего наблюдателя».

Чиновники из воронежского управления Федерального казначейства в свою очередь были вынуждены признать, что не выплачивают такие задолженности, поскольку в положении о Минфине не указано, что он обязан их выплачивать.

Кроме финансового ведомства основными должниками россиян были названы МВД, ФСБ, Минобороны и Минздравсоцразвития. А регионы, как выяснилось, просто не могут расплачиваться по таким обязательствам без согласования с центром, иначе будут обвинены в нецелевом использовании бюджетных средств.

Как пояснил источник в администрации, Минфин отказывает регионам в выделении средств, аргументируя это тем, что «если заплатить пенсионерам, то придется платить и «чернобыльцам», и учителям, и всем остальным льготникам». «Поэтому решили вообще никому не платить, -- сказал наш источник. -- Вернее, платят только тем, кто дошел до Европейского суда. А многие так ничего и не дождутся, ведь старики и инвалиды умирают».

На совещании в Воронеже было высказано несколько предложений, которые могли бы помочь с разрешением сложившейся ситуации. Чиновники пришли к выводу, что в одиночку субъектам с этой проблемой не справиться и решать ее нужно «системно и комплексно». Так, по их мнению, необходимо внести «коррективы в бюджеты всех уровней на 2007-й и последующие годы, в обязательном порядке предусмотрев в них отдельной строкой соответствующие суммы финансовых средств, необходимых для погашения задолженностей по социальным обязательствам перед гражданами». При этом следует отметить, что хотя бюджет на 2007 год, принятый на днях Госдумой, пока не утвержден в Совете Федерации и не подписан президентом, серьезные изменения в него уже вряд ли можно будет внести и это станет возможным лишь в следующем году.

Кроме бюджетных новшеств предлагалось также усилить ответственность федеральных органов власти за выплаты долгов на законодательном уровне, а также с помощью прокуратуры. В частности, как пояснил источник в кремлевской администрации, необходимо внести изменение в закон «Об исполнительном производстве» и установить «особый порядок исполнения судебных решений по искам к Российской Федерации, наделить дополнительными полномочиями судебных приставов и органы казначейства». Также предполагается разработать законопроект по выполнению социальных обязательств государства перед гражданами и определить порядок и механизм компенсационных выплат, связанных с несвоевременным их выполнением.

Уполномоченный РФ при ЕСПЧ Павел Лаптев, участвовавший в воронежском совещании, заявил о необходимости «усилить прокурорский надзор за исполнением судебных решений». «Если мы не будем исполнять решения судов, то будем нести уголовную ответственность», -- сказал он. А прокурор Воронежской области Николай Шишкин предложил создать «на федеральном уровне механизм отслеживания обращений в ЕСПЧ», дабы у властей появилась возможность по каждой конкретной жалобе решить дело миром, не доводя до европейского скандала.

«Мне очень обидно видеть, как старики выстраиваются в очередь в районные суды даже после того, как Воронежской области были выделены средства на погашение долгов», -- заметил г-н Лаптев. А первый замгубернатора в заключение поспешил его успокоить: «Нас уговаривать не надо, мы за своих граждан. Думаю, что если мы объединим наши усилия, в том числе и с федеральным центром, то мы эту проблему решим».
Екатерина БУТОРИНА, Воронеж--Москва


  ОБЩЕСТВО  
  • //  05.12.2006
Кирилл Каллиников
Государство решает, как заставить себя расплатиться со своими гражданами
Российское руководство в авральном порядке приступило к решению давней, но отнюдь не утратившей актуальности проблемы -- исполнения, вернее, повального неисполнения самим государством судебных решений, принятых в пользу граждан по различным социальным выплатам -- пенсиям, пособиям и зарплатам бюджетников... >>
  • //  05.12.2006
Вячеслав Кочетков
Столичная автоинспекция сподвигла Мосгордуму на законодательную инициативу
Из всего многообразия нарушений правил дорожного движения больше всего столичную ГИБДД допекли машины, припаркованные в неположенном месте. Такой вывод можно сделать из предложений автоинспекции, переданных вчера в комиссию по безопасности Мосгордумы... >>
//  читайте тему:  ГИБДД и ПДД
  • //  05.12.2006
Кирилл Каллиников
Депутаты и сенаторы нашли отрицательные стороны трудовой миграции
Похоже, что накануне вступления в силу ограничений на использование гастарбайтеров на российском рынке труда, что чревато дефицитом разнорабочей силы, Федеральная миграционная служба решила заручиться поддержкой депутатов и сенаторов... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ