N°99
08 июня 2006
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
 БАНКИ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  08.06.2006
После потопа мы
Что такое "народ" в современном мире

Слово «народ» мы употребляем постоянно, порой даже не замечая. В нашей Конституции именно народ считается высшей инстанцией, придающей легитимность государственной системе. К мнению народа отсылают нас политики и чиновники, журналисты и специалисты по социологии. Казалось бы, нет ничего яснее понятия «народ». Но стоит приглядеться повнимательнее, и мы поймем, что это слово загадочное и бездонное, наполненное множеством значений, подчас откровенно противоречащих друг другу. Итак, что же такое народ?

Многие удивятся, что у этого слова вообще нет определения. Более того, кроме приблизительного и расплывчатого смысла (народ как население; как совокупность людей, проживающих на одной территории), словари ничего нам не сообщают. Есть политические идеологии, которые вообще отказывают понятию «народ» в праве на существование.

Марксизм утверждал, что народа как такового не существует, а есть классы. Они-то и имеют значение. Либерализм со своей стороны также настаивает, что народа как цельного понятия нет. Есть отдельные индивидуумы, простая сумма которых и называется народом. Т.е. здесь получается, что народ -- это то же самое, что люди, совокупность людей.

Даже «демократы», которые получили свое название от греческого слова «демос», т.е. дословно «народ», и те путаются в определении народа, разбивая его на отдельные группы и претендуя на защиту различных меньшинств. Современные «демократы» саму демократию выводят из принципа защиты меньшинств. Сам же «народ» как большинство в их глазах есть нечто подозрительное и чреватое тоталитаризмом. Это значит, что мы не можем даже думать о народе вне политических и идеологических установок. Если же мы все же хотим настоять на своем и пытаемся осмыслить, что такое народ, в частности, что такое русский народ, то мы должны совершить над собой усилие и разобраться в этом поподробнее.

Современные идеологии в большинстве своем не знают категории «народ», но исторически «народ» был важнейшей реальностью, определявшей историю, политику и культуру. Немецкий философ Гердер сказал о народе поэтическую фразу: «Народы -- это мысли Бога».

Народ -- это органическое единство, нечто цельное и нерасчленимое. Он не просто совокупность людей, которые живут в данное время на данной территории. В понятие «народ» включаются и предки, предыдущие поколения, которые и создали народ как общность, как активное действующее лицо истории. Но и потомки, которые еще не появились на свет, также включаются в понятие «народ». Ведь именно к ним обращены надежды, усилия и заветы тех, кто живет сейчас и кто жил раньше.

Народ живет через свой язык, через свою веру, через свою культуру, через свою государственность, через свои исторические поступки, через типичную внешность, передаваемую из поколения в поколение. Но все по отдельности еще не составляет народа. Всегда есть что-то, что ускользает от нашего анализа, остается за кадром. В центре народа есть нечто загадочное, неуловимое, но именно это и делает народ тем, чем он является.

Народ -- это в конечном итоге одно цельное существо, соборная личность, обладающая вместе с тем качествами, далеко превосходящими индивидуальность. Народ бессмертен и бесконечен, потому что он был до того, как появляется конкретный его представитель, отдельный человек, и будет после того, как этот человек умрет. В народе воплощается для нас нечто абсолютное. Ведь именно народ дает нам и нашу веру, и язык, на котором мы говорим, и внешность, и культуру, и жесты, и юмор. Народ порождает ценностную систему, которая делает каждого из нас тем, кто он есть. Человек немыслим без народа, без принадлежности к нему. Действительно, на каком языке стал бы говорить такой общечеловек? В какого Бога верить? Как выглядеть? Как осознавать свои связи со временем и пространством?

Когда сегодня сторонники глобализма говорят о том, что настало время всеобщего смешения в мировом масштабе, они забывают, что это вавилонское смешение говорит на английском языке, заимствует экономическую и политическую модель вполне конкретной англо-саксонской культуры.

Конечно, народ развивается, меняется с течением веков, сходится и расходится с другими народами. Но это не какая-то механическая единая модель, а тончайший и духовно осмысленный путь -- как в жизни отдельных людей сливаются семьи и рода, люди из одной фамилии перемещаются в новые области и создают новые семьи. Но за всем этим стоит свободная воля личности. Свободная воля народа идти своим собственным путем. Смешиваться с тем, с кем он захочет, и отдаляться от того, кто в данный момент его не привлекает. Всегда решение исходит только от народа. Он и есть настоящий субъект мировой истории.

Проект глобализации хочет покончить с этим, обязывая народы мира подчиняться только одной логике. Это самое настоящее насилие, которое чревато катастрофой. Ведь уничтожая самобытность народа, мы завершаем историю человечества, которая была историей народов.

Наш народ всегда осознавал свое единство и свое предназначение. Чувство принадлежности к единому русскому целому пронизывало многие поколения наших людей, составляло смысл исторического бытия. Русские толковали смысл своего бытия в истории как исполнение миссии, которая вверена только нам. Но должна коснуться всех остальных. Мы утверждали наше народное соборное «я» не в противоречии с соседними народами, не в покорении иноплеменных, но в осознании вселенской ответственности за судьбы мира, за сложное дело спасения духа, ищущего полноты и совершенства.

Народ -- нечто противоположное массе. Народ -- это целостность, которую можно ощущать и в одиночестве, не обязательно видеть других.

На заре русской истории -- по меньшей мере описанной и зафиксированной -- мы видим единство народа и государства, их синтез. Народ, перерастая внутренние пределы, возмечтал о царстве своем и породил его из себя. И жил этим государством, и лелеял его, и берег его для своей великой души. Но, породив царство, русские как бы раздвоились, народный дух смотрелся в это зеркало, менял ракурсы взгляда, в сердцах разбивал его, чтобы снова воссоздать. Это история любви и ненависти, сближения и удаления, череды сокрытий и откровений...

Народ временами сливался с государством, проникал в него, оживлял его, а потом снова отступал, как воды отлива, оставляя тревожную заржавленную конструкцию, скрипящую шестернями. Да, это наше творение, но бывали эпохи, когда казалось, что это не так, что это нечто чуждое, внешнее, призванное не сохранить, а уничтожить народ, не возвеличить его, а унизить, не освободить мощь духа, а посадить на цепь.

Отношение русских к государству двойственно: мы нежны к нему и жестоки одновременно, как и оно к нам, потому что это наш образ, наша тень, проекция наших страхов и вместилище наших надежд. Государство -- это свободный двойник народа, его отражение, получившее призрак независимости. Как "дьявол есть обезьяна Бога", так "государство есть обезьяна народа". Там все узнаваемо, но все искажено.

Сегодня мы как народ снова на перепутье. В какой раз. И снова мир, окружающий нас, полон угроз. На сей раз это не только враги и конкуренты, импортированные идеологии, принуждающие смотреть нас на самих себя и окружающий нас мир чужими глазами, но и огромная историческая усталость, навалившаяся на наши плечи. Ведь за каждый шаг по истории мы платили огромную цену. Легко понять, что тысячелетний путь принес много разочарований, утомил тело и душу. Но сегодня, как всегда в трудные времена, у нас нет иного выхода, кроме как искать вдохновения, жизни и смысла в нас самих, в нашем духе, в нашей изнуренной трудами, но осветленной отеческой верой национальной плоти.

Мы не масса, мы не класс, мы даже не государство -- мы народ, и именно это наш первый и последний ответ самим себе и всем остальным. Вне народа нет бытия. И если мы снова хотим быть -- не выжить, не существовать, а именно быть, -- мы должны вернуться к нашему «я», примириться с ним, заново открыть его в себе. И даже если очистительный потоп неизбежен, мы должны твердо знать, что «после потопа мы».
Александр ДУГИН, философ, культуролог


реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  08.06.2006
Михаил Циммеринг
«Росстат» подвел итоги майской потребительской активности россиян
Поведение россиян в магазинах в последний месяц весны напоминало праздник гедониста: повышенным спросом пользовались шелка и женские колготки, бескостная свинина и мороженое, спички и велосипеды... >>
  • //  08.06.2006
Политологи сочиняют олигархический заговор на президентских выборах-2008
Мысль о возможности олигархического переворота не покидает некоторых российских политологов уже почти год. Во вторник директор Института политических исследований Сергей Марков, председатель Совета по национальной стратегии Валерий Хомяков и вице-президент Института национальной стратегии Виктор Милитарев угрожали общественности нестабильностью, которая ждет Россию в 2007--2008 годах... >>
  • //  08.06.2006
Губернатор Боос подарил Калининградской области сразу три официальных логотипа
Самый западный регион России все 60 лет своей советской истории жил без каких-либо властных атрибутов. Говоря современным языком, у области не было своего бренда... >>
  • //  08.06.2006
Что такое "народ" в современном мире
Слово «народ» мы употребляем постоянно, порой даже не замечая. В нашей Конституции именно народ считается высшей инстанцией, придающей легитимность государственной системе... >>
  • //  08.06.2006
Кирилл Каллиников
Глава «Роснефти» теперь в ответе за летний спорт
Президент компании «Роснефть» Сергей Богданчиков вчера был избран президентом Ассоциации летних видов спорта. Ранее этот пост занимал депутат Госдумы Валерий Кузин, но после его скоропостижной кончины место руководителя, курировавшего летние виды спорта в стране, оказалось вакантным... >>
  • //  08.06.2006
США готовы поделиться технологиями с Тегераном
Белый Дом готов кардинально пересмотреть свою политику в отношении Ирана. После четверти века санкций, эмбарго, критики, прямых угроз и бряцания оружием американцы готовы поставлять Тегерану технологии и товары «двойного назначения» -- от запчастей для «боингов» до «ноу-хау» в области «мирного атома». Как сообщили вчера газета «Вашингтон пост» и другие американские СМИ, соответствующие положения содержатся в пакетном предложении, доставленном накануне в Иран верховным представителем Евросоюза по общей внешней политике и политике безопасности Хавьером Соланой. Авторами предложения выступили Россия, США, Китай и «евротройка» (Великобритания, Германия и Франция). Документ может стать поворотным в развитии ситуации вокруг ядерной программы Ирана. >>
  • //  08.06.2006
Греф и Кудрин нацелились на сверхдоходы газовой монополии
Действия Центрального банка и Минфина адекватны в сложившейся ситуации, а правительства -- чрезвычайно рискованны. Такое резкое заявление сделал вчера на заседании кабинета министров глава Минфина Алексей Кудрин при обсуждении прогноза социально-экономического развития России до 2009 года. А премьер-министр Михаил Фрадков, выслушав доклад министра экономического развития Германа Грефа, назвал услышанное высокопрофессиональным. "На правильной траектории находится министерство," -- сказал премьер. И опроверг активные слухи о скорой отставке главы МЭРТ: "Это (положительная оценка работы. -- Ред.) отвечает на те слухи, которые ходят о министерстве и вокруг этого министерства". Так что можно сказать, министры с ярлыками "главных либералов" правительства вчера явно солировали на заседании кабинета. >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика