N°77
04 мая 2006
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  04.05.2006
AP
Ночное пике
Аэробус А-320 не долетел до Сочи

версия для печати
Главный российский курорт город Сочи вчера весь день в авральном режиме принимал спасателей, следователей и экспертов по расследованию авиакатастроф, поднятых по тревоге в связи с гибелью в ночь на среду в Черном море пассажирского авиалайнера А-320 авиакомпании «Армянские авиалинии», выполнявшего рейс из Еревана. Поисково-спасательная операция в районе трагедии -- самолет рухнул в воду примерно в 5 км от береговой линии -- началась вчера еще затемно и вероятнее всего продолжится еще как минимум несколько дней. Однако слово «спасательная», как признавали сами работавшие на месте ЧП эксперты, применить к происходившему можно было лишь условно. Как показали первые же данные авиадиспетчеров и результаты осмотра места трагедии, шансов на спасение у 113 человек, находившихся на борту лайнера, не было даже теоретически. Самолет, судя по всему, спикировал в воду почти отвесно, от страшного удара о поверхность развалился на части и затонул. Впрочем, вчера официально число погибших составляло всего 47 человек -- столько тел к вечеру спасатели обнаружили на поверхности воды.

Траурные мероприятия пройдут одновременно в двух странах -- большинство летевших этим рейсом были гражданами Армении (75 человек, включая экипаж) и России (27 человек). В Армении траурными уже объявлены 5 и 6 мая. Президент Владимир Путин своим указом объявил в России траур 5 мая. Одновременно он дал поручение правительству совместно с органами власти субъектов РФ принять необходимые меры по оказанию помощи семьям погибших. Также власти обеих стран вчера же начали расследование причин авиакатастрофы. Соответствующие уголовные дела возбудили генпрокуратуры и России, и Армении. Кроме того, решением президента Путина создана правительственная комиссия во главе с министром транспорта Игорем Левитиным для выяснения причин ЧП. Собственное расследование начал и Межгосударственный авиационный комитет.

Впрочем, как признавались вчера эксперты, вероятность того, что причину авиакатастрофы удастся когда-нибудь установить достоверно, очень мала. Досконально восстановить, что происходило на борту погибшего лайнера в последние минуты и секунды, могут только бортовые самописцы -- «черные ящики». Однако, судя по всему, вместе с основными обломками лайнера они затонули на глубине 500--600 метров. Дно же Черного моря в этом районе сложного горного рельефа, к тому же покрытое толстым слоем густого ила. Кроме того, никто не видел и сам момент катастрофы. Пока все версии о причинах аварии могут выдвигаться лишь в качестве теоретических гипотез. Основная из таковых -- возможная ошибка экипажа при заходе на посадку в сложных метеоусловиях.

Согласно официальным данным, А-320 авиакомпании «Армянские авиалинии» (бортовой номер 320099), выполнявший регулярный рейс У8967 по маршруту Ереван--Сочи, вылетел из ереванского аэропорта Звартноц в 1.45 по местному времени (0.45 по московскому времени, действующему и в Сочи) без опоздания. Когда лайнер уже находился в зоне ответственности службы воздушного движения аэропорта Тбилиси, грузинские диспетчеры передали армянским пилотам сообщение о плохой погоде в районе Адлера, и аэробус начал разворот, чтобы лечь на обратный курс. Но буквально тут же экипаж аэробуса получил еще одно сообщение: погода в Адлере улучшилась.

Аэропорт Сочи находится в Адлерском районе города, обе его взлетно-посадочные полосы перпендикулярны морскому побережью (от берега до торца обеих полос порядка 2,5 км). С противоположной стороны высокие горы, поэтому здесь самолеты заходят на посадку только со стороны моря.

Когда командир экипажа А-320 Григорий Григорян доложил о готовности захода на посадку, диспетчеры в Адлере дали ему «добро». Однако уже через несколько минут, когда лайнер снизился до заданной высоты в 290 метров, погода резко изменилась -- «вертикальная» видимость упала до 100 метров при допустимой 170, горизонтальная -- до 1500 метров при допустимой 2500, возобновился дождь и сильный боковой ветер -- до 20 м/сек. Получив сообщение об этом, командир корабля решил зайти на второй круг и начал выполнять разворот с одновременным набором высоты. Именно после этого в 2 часа 13 минут А-320, находясь от аэродрома на удалении 7 км, пропал с экранов радаров службы воздушного движения аэропорта Сочи.

В 2.15 в аэропорту была объявлена тревога. Спустя две минуты после исчезновения отметки аэробуса с экранов радаров специалистам уже было ясно, что самолет рухнул в Черное море.

Последняя информация о погибшем лайнере была «считана» радарами, когда он находился на высоте около 600 м и продолжал снижаться. К вчерашнему вечеру специалисты уже сделали вывод о том, что дальнейшее снижение самолета происходило очень быстро. Однако это, по всей видимости, все-таки не было падением -- как полагают эксперты, лайнер вошел в воду под углом в 60--70 градусов.

По уточненным данным, на борту самолета находились 113 человек, включая восемь членов экипажа. Из 105 пассажиров 27 были зарегистрированы как граждане России, одна -- гражданка Украины. Все остальные, в том числе экипаж, являлись гражданами Армении. Среди погибших, по предварительной информации, был и бывший министр внутренних дел и председатель КГБ Армении Усик Арутюнян. Список жертв катастрофы мог бы быть больше, но из-за проблем с паспортами на борт не попали еще два человека -- гражданин Грузии Георгий Акопян и гражданин Армении Гагик Саакян. Билеты на рейс до Сочи у них были, но визовая служба ереванского аэропорта Звартноц не разрешила им вылететь из-за возникших паспортных проблем.

Вчера погода не позволила подняться в воздух вертолетам спасателей, поэтому поисковая операция велась исключительно на воде кораблями и катерами. Всего их число доходило до 40, а людей, участвовавших в поисковой операции, было более 600. Первые суда (это были два катера МЧС, приписанные к порту Сочи, и два сочинских портовых буксира) прибыли на место катастрофы в четыре часа утра. Как рассказал корреспонденту «Времени новостей» сотрудник Южного регионального поисково-спасательного отряда МЧС Владимир Пчелинцев, находившийся на борту одного из катеров, в месте падения лайнера на поверхности моря находились только мелкие обломки, фрагменты обшивки, куски пластика и т.п. Сразу же были обнаружены и девять тел погибших людей. Буксир «Никифор Поярко» доставил эти первые девять тел в порт Сочи в семь часов утра.

Судя по разбросу обломков, удар самолета о воду был очень сильным, и лайнер скорее всего сразу же развалился на части, которые быстро пошли ко дну. Никаких крупных частей фюзеляжа машины на поверхности воды к моменту прибытия на место катастрофы первых спасателей уже не было. А по тому, что на людях, выброшенных из самолета, не было спасательных жилетов, можно предположить, что катастрофа произошла внезапно и никто на борту аэробуса не готовился к худшему.

Как установили спасатели, основная часть обломков находится на глубине порядка 600 метров. На такой глубине обычные водолазы работать не могут, приходится полагаться на технику и специалистов-глубоководников. Уже вчера утром из Гелинджика в район Адлера вышло специальное судно «Южморгеологии», на борту которого установлен гидролокатор бокового обзора «Катран». Прибор может обнаружить обломки самолета на глубине до 500 м. К вечеру в Адлер самолетом из Москвы доставили еще один гидролокатор бокового обзора С-3000, способный работать на глубинах до 3 км, кроме того, самолетом-амфибией доставили и специальную подводную видеокамеру с манипулятором. Но даже с этим современным оборудованием найти бортовые самописцы будет крайне сложно. «В этом месте глубина примерно 600 м и еще не менее 10 м донных отложений, похожих на ил. Найти в них "черные ящики" можно, только если они упадут на достаточно большой кусок фюзеляжа или их поднимут с фрагментом кабины. А так шансов практически нет», -- рассказал один из участников операции на Черном море.

Тела погибших вчера весь день доставлялись в 4-ю городскую больницу и морг Сочи. Уже к четырем часам дня были установлены первые двое погибших. Но основная процедура началась к вечеру после прибытия родственников. Для опознания в Адлер вчера прибыли два специальных рейса с родными пассажиров злополучного аэробуса. Перед опознанием с родственниками пассажиров А-320 работали психологи.

Для расследования причин катастрофы вчера в Сочи по указанию генпрокурора России Владимира Устинова на место трагедии была отправлена бригада следователей Генпрокуратуры во главе с начальником управления по расследованию особо важных дел Владимиром Лысейко. Технической стороной расследования катастрофы будут заниматься специалисты Межгосударственного авиационного комитета (МАК). В состав комиссии, помимо российских специалистов, войдет и группа из шести специалистов самолетостроительной компании Airbus. Практически сразу после прилета эксперты МАК совместно со следователями приступили к изучению и расшифровке изъятых записей переговоров пилотов и диспетчера. На основании их, скорее всего, и придется выяснять картину произошедшего.

Пока в качестве основных версий следователи рассматривают плохие погодные условия и ошибку пилота. Решение о посадке в сложных условиях согласно инструкции принимает командир экипажа. «При столь низкой скорости полета -- 250 км/ч и высоте всего 300 метров, да еще при таких погодных условиях, любая ошибка пилота могла стать фатальной, при таких исходных любые серьезные маневры совершать рискованно», -- сказал источник «Времени новостей» в МАК.
Игорь ГЛАНИН, Сочи, Эдуард ЛОМОВЦЕВ, Алексей ГРИШИН
//  читайте тему  //  Авиакатастрофы в России


  В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ  
  • //  04.05.2006
AP
Аэробус А-320 не долетел до Сочи
Главный российский курорт город Сочи вчера весь день в авральном режиме принимал спасателей, следователей и экспертов по расследованию авиакатастроф, поднятых по тревоге в связи с гибелью в ночь на среду в Черном море пассажирского авиалайнера А-320 авиакомпании «Армянские авиалинии», выполнявшего рейс из Еревана... >>
//  читайте тему:  Авиакатастрофы в России
  • //  04.05.2006
AP
Нынешний владелец Armavia называет компанию убыточной
Современный облик авиакомпании Armavia был сформирован при активном участии авиакомпании «Сибирь» -- второго по объемам пассажирских перевозок авиапредприятия России. С 2002 по 2005 год менеджмент «Сибири» непосредственно контролировал Armavia... >>
//  читайте тему:  Авиакатастрофы в России
  • //  04.05.2006
Крупнейшие авиакатастрофы пассажирских лайнеров Airbus
7 июня 1988 года -- во время демонстрационного полета на авиашоу во Франции потерпел аварию и рухнул на землю аэробус А-320, на борту которого находились 136 человек. Трое погибли, 98 человек получили тяжелые ранения. Причина -- недостаточная подготовленность экипажа... >>
//  читайте тему:  Авиакатастрофы в России
  • //  04.05.2006
Во Франции причину катастрофы аэробуса попытается определить суд
Во вторник во Франции начался процесс по скандальному делу о катастрофе аэробуса A-320, которая произошла почти 14 лет назад. 20 января 1992 года самолет, летевший из Лиона в Страсбург, разбился, врезавшись в горный массив Сент-Одиль в Эльзасе... >>
//  читайте тему:  Авиакатастрофы в России
  • //  04.05.2006
А-320 -- двухдвигательный узкофюзеляжный самолет, рассчитанный на перевозку 150 пассажиров в типовой двухклассной компоновке. Первые самолеты этого типа были введены в эксплуатацию в марте 1988 года... >>
//  читайте тему:  Авиакатастрофы в России
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ