N°38
06 марта 2006
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  06.03.2006
ИТАР-ТАСС
Водные войны
H2O станет главным стратегическим ресурсом этого столетия

версия для печати
В далекую от нас эпоху, за пять тысяч лет до нашей эры, когда в низовьях Евфрата складывалась цивилизация шумеров, жизнь там зависела прежде всего от наличия воды. Река разделялась на протоки, которые часто меняли свое русло, и там, где раньше текла вода, появлялись болота или безжизненные глинистые почвы. Поэтому контроль над источниками воды, каналами и плотинами был жизненно важным для шумеров. Из-за него в середине третьего тысячелетия до нашей эры шли войны между шумерским городами -- едва ли не первые войны в истории человечества.

Сейчас идет уже третье тысячелетие нашей эры, но жизнь в мире изменилась не так уж сильно: вода по-прежнему служит источником жизни и причиной войн. Газета The Independent написала недавно, что, по мнению министра обороны Великобритании Джона Рейда, на земле в ближайшие годы могут начаться войны из-за нехватки воды. Обострить ситуацию с пресной водой может продолжающееся изменение климата на планете.

Британский министр обороны не одинок в своих прогнозах. Еще в 1995 году вице-президент Международного банка реконструкции и развития Исмаил Серагельдин говорил о том, что войны следующего столетия будут вестись не за нефть, а за воду. А ректор Университета ООН Ганс ван Гинкель также указывал, что «международные и гражданские войны из-за воды угрожают стать основным элементом политической жизни XXI века». Проблему усугубляет то, что политикам не так-то просто установить суверенный контроль над водными ресурсами. Почти любая более-менее крупная река пересекает границы множества государств, каждое из которых готово заявлять, что соседи выпили всю их воду. По данным ООН, 47% земной суши, не считая Антарктиды, снабжаются водой из речных бассейнов, принадлежащих двум или более государствам.

В современном мире есть уже довольно много точек, где водные ресурсы уже служат объектом напряженного противостояния. Один из таких конфликтов может вспыхнуть на той же реке, что и четыре тысячи лет назад, -- на Евфрате. Верховья Евфрата находятся на территории Турции, сейчас там планируется строительство плотин. Если эти планы будут воплощены, то количество евфратской воды, попадающей в Сирию, резко сократится. В свою очередь Ирак, который расположен еще ниже по течению, упрекает Сирию в том, что из-за сирийских плотин ему достается еще меньше воды.

В условиях постоянного дефицита пресной воды находятся Израиль с Палестинской автономией, Ливан и Иордания. Крупнейшая река региона -- Иордан -- не очень полноводна, да и со временем количество воды в ней сокращается. Израиль, контролирующий реку, устанавливает довольно жесткие квоты на потребление воды, что вызывает недовольство в арабском мире. Сравнительно неплоха ситуация с обеспечением водой в Ливане -- 1400 куб. м на душу населения в год (среднемировой уровень -- 1700 куб. м). В Сирии этот показатель равен 500 куб. м, в Израиле -- 450 куб. м, в Иордании -- 180 куб. м, в Палестинской автономии он еще ниже.

Борьба за воду -- одна из причин твердого отказа Израиля вернуть Сирии оккупированные в 1967 году Голанские высоты, так как контроль над этой территорией означает контроль над верховьями Иордана. Основным источником воды для Израиля служит лежащее на Иордане Тивериадское озеро, от которого берется вода Всеизраильского водопровода, питающего самые населенные районы. Уровень воды в озере обеспечивается наполовину стоками с Голанских высот и южноливанскими реками. Для того чтобы начались вооруженные столкновения, достаточно небольшого повода. Осенью 2002 года Ливан построил водозаборную станцию на приграничной реке Ваззани, что чуть было не стало причиной военного конфликта с Израилем. Правительство Израиля заявило, что забор вод из рек Ваззани или Хасбани (Нагаль Сенир) будет достаточным поводом к войне. К счастью, спор удалось урегулировать.

С другой стороны Ливан также выдвигает претензии к Израилю по поводу хищений воды в ходе оккупации так называемой полосы безопасности в период с 1978 по 2000 год. Как сообщают эксперты ООН, с 1978 года «Израиль ежегодно откачивал воду реки Литани на свою территорию помпами, установленными у моста Хардали, в объеме 150 млн куб. м». Также вода якобы забиралась из Ваззани и Хасбани. Сообщалось, что в конце 70-х -- начале 80-х воды малых притоков Хасбани отводились в Израиль, в район города Метула. Однако большая часть этих обвинений документально не подтверждена.

Другая страна, для которой обеспечение водой представляет проблему, -- Египет, зависящий от Нила. Еще в 80-е годы Бутрос Гали, в то время министр иностранных дел Египта, сказал, что следующая война в этом регионе будет из-за воды. Истоки Нила лежат южнее Египта, в Судане, Эфиопии и Уганде, поэтому египтяне зависят от этих стран. Сейчас режим реки определяется договором, который Египет и Судан заключили в ноябре 1959 года. Согласно договору Египет ежегодно получает 55,5 млрд куб. м воды, в то время как Судан -- 18,5 млрд куб. м.

Другие страны бассейна Нила, прежде всего Эфиопия, говорят, что их не устраивают получаемые квоты и привилегированное положение Судана и Египта, эти государства требуют пересмотра договора. Пока Египет сопротивляется попыткам сделать это. Исполнительный директор Асуанской высотной плотины Мухаммед аль-Амир Осман сказал однажды: «Нарушение договора 1959 года равносильно нарушению нашей границы». Египтяне также обвиняют Израиль в попытке «получить доступ к ресурсам Нила через возведение каскада плотин в Уганде и Эфиопии при инвестиционной поддержке США и Всемирного банка».

Бангладеш и Индия обеспокоены планами Китая. Тибетское нагорье, которое контролируется китайскими властями, источник многих крупных рек Азии. Вырубка деревьев в Тибете в последние тысячелетия привела к увеличению количества осадочных пород в речных стоках. В результате Брахмапутра и Инд стали одними из самых заиленных в мире. Но это мелочь по сравнению с возможными результатами масштабных гидротехнических проектов, разрабатываемых в Китае. Речь идет о переброске воды в засушливый северо-западный район Китая. В результате пострадают миллионы жителей Индии и Бангладеш, жизнь которых зависит от реки Брахмапутра.

Это не все зоны возможных водяных войн. Ряд таких конфликтов может возникнуть между государствами юга Африки, да и среди среднеазиатских государств СНГ. Вспомним, какое влияние имела постройка Каракумского канала на сток Амударьи, а значит, и на судьбу Аральского моря. В условиях Средней Азии любой крупный гидротехнический проект затронет интересы соседних государств. Конфликты из-за пресной воды происходят и между индийскими штатами. Так, штаты Карнатака и Тамилнад до сих пор не урегулировали спор из-за вод реки Кавери. Власти каждого из штатов обвиняют соседей в превышении норм расхода воды. После строительства плотин в 1991 году среди тамилов начались волнения, которые не обошлись без человеческих жертв. Не случайно, когда знаменитый тамильский разбойник Вираппан в 2000 году захватил в заложники популярного киноактера, одним из его требований было перераспределение вод Кавери.
Максим РУССО


реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  06.03.2006
ИТАР-ТАСС
H2O станет главным стратегическим ресурсом этого столетия
В далекую от нас эпоху, за пять тысяч лет до нашей эры, когда в низовьях Евфрата складывалась цивилизация шумеров, жизнь там зависела прежде всего от наличия воды. Река разделялась на протоки, которые часто меняли свое русло, и там, где раньше текла вода, появлялись болота или безжизненные глинистые почвы... >>
  • //  06.03.2006
Канадской тайге срочно требуется ледниковый период
Когда ученые говорят о том, что пресловутое глобальное потепление резко изменит экологию планеты, обычно речь идет о трудностях, с которыми столкнутся будущие поколения. Например, о том, что таяние льдов поднимет уровень Мирового океана и морские воды затопят прибрежные низменности, или о том, что ныне вполне благополучные территории превратятся в засушливые полупустыни... >>
  • //  06.03.2006
Пумы и броненосцы защитили сельву от травоядной напасти
Хищники -- это не только ценный мех, но и важный фактор защиты окружающей среды. Эколог Джон Терборг из американского университета Дьюк полагает, что для сохранения естественной растительности в экосистеме просто необходимо иметь популяцию плотоядных зверей... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика