N°241
28 декабря 2006
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 ТЕЛЕВИДЕНИЕ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 СДЕЛКИ ГОДА
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 АФИША
 ПРОГНОЗЫ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  28.12.2006
Товарищ Сталин этого не предвидел
Авиапрому стало тесно в России

версия для печати
Степень консолидации, которой отечественное авиастроение достигло в уходящем году, не имеет аналогов в истории отрасли. Создавая советский авиапром в далекие 1930-е, товарищ Сталин счел целесообразным, чтобы эта промышленность состояла бы из независимых друг от друга конструкторских бюро, конкурирующих между собой за госфинансирование, а также серийных заводов, способных растиражировать наиболее удачные находки конструкторов. Правда, и КБ, и заводы были подразделениями одного ведомства, которое впервые возникло в 1939 году под именем Наркомата авиационной промышленности СССР и просуществовало вплоть до краха СССР, трансформируясь по пути то в госкомитет при Совете министров, то в полноценное министерство. В рамках этого ведомства каждая авиастроительная «фирма» имела свою более или менее специфическую нишу, которую и разрабатывала. Однако конкуренция между ними за госфонды была вполне реальной, что отчасти и компенсировало несовместимость принципов плановой экономики с таким капризным делом, как воздухоплавание.

Эта специфическая разновидность конкуренции потеряла свой смысл 15 лет назад. Госфинансирование авиапрома по большому счету закончилось одновременно с роспуском СССР. Тем не менее сталинская организационная структура отрасли просуществовала вплоть до прошлого месяца, когда была зарегистрирована Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК).

Объясняя логику создания ОАК, президент корпорации Алексей Федоров говорил, что в нынешнем глобальном мире конкуренция предприятий за отдельно взятый российский рынок уже не оправдывает себя. Российские предприятия должны объединиться, чтобы вместе бороться за мировой рынок авиационной техники. Этот подход не встретил в отрасли единодушного понимания. Против были, в частности, военные заказчики авиатехники. По действующему в России закону заказ на тот или иной образец вооружения должен размещаться по результатам тендера. А с кем проводить тендер, если в стране останется только один самолетостроительный холдинг? Этот вопрос не то чтобы разрешился, но был снят с повестки дня, когда в феврале 2006 года идею ОАК поддержал Владимир Путин.

Интеграционные планы президента простираются даже за пределы отечественного авиапрома. Когда в августе этого года государственный Внешторгбанк скупил почти 6% акций европейского авиакосмического холдинга EADS, Россия неожиданно для европейцев стала более крупным акционером этой транснациональной компании, чем одна из ее стран-основательниц -- Испания. Немедленно получить доступ к управлению EADS России, правда, не удалось, да и, по уверениям самого Путина, ВТБ вложился в EADS с целью получения выгоды, а не участия в управлении. Тем не менее российское руководство не оставляет идею включить наш авиапром в европейский контекст. Только в этом месяце два высокопоставленных чиновника -- помощник президента России Игорь Шувалов и министр обороны Сергей Иванов -- заявили о возможности и желательности партнерства с EADS.
Анна ГОРШКОВА, Анна ЛАНДЕР, Наталья РОМАНОВА, Михаил ВОРОБЬЕВ, Николай ГОРЕЛОВ, Алексей ГРИВАЧ, Андрей ДЕНИ


реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  28.12.2006
Кирилл Каллиников
Алексей Мордашов приценился к Arcelor
Алексею Мордашову оставался один шаг до того, чтобы стать лидером мировой металлургии. Подумав, он не стал делать этот шаг. И, возможно, поступил правильно... >>
  • //  28.12.2006
Роман Абрамович вложился в российскую металлургию
Пока в мире бушевали «страсти по Arcelor», в российской металлургии произошло выдающееся событие: группа Millhouse Capital, управляющая активами Романа Абрамовича и его партнеров, в середине июня купила у основных владельцев Evraz Group Александра Абрамова и Александра Фролова половину принадлежавших им акций... >>
  • //  28.12.2006
Алексей Кудрин вернул старые долги
В минувшем году Россия рассталась с долговым наследием СССР, выплатив странам -- кредиторам Парижского клуба более 23 млрд долл. Для России более не существует долговой проблемы. Ее внешний долг составляет ныне менее 5% ВВП... >>
//  читайте тему:  Российские долги
  • //  28.12.2006
Авиапрому стало тесно в России
Степень консолидации, которой отечественное авиастроение достигло в уходящем году, не имеет аналогов в истории отрасли... >>
  • //  28.12.2006
"Газпром" получил контроль в СРП-проекте
Кампания по «национализации» нефтегазовых ресурсов России в конце 2006 года впервые коснулась крупных иностранных инвесторов. И не просто затронула, а промчалась катком по одной из основных частных нефтяных корпораций мира -- англо-голландской Royal Dutch Shell и двум японским промышленным гигантам -- Mitsui и Mitsubishi... >>
//  читайте тему:  Проект "Сахалин-2"
  • //  28.12.2006
Крупные российские банки нашли западных покупателей
Главным хитом уходящего года в финансовом секторе стали сделки по продаже акций российских банков. Причем появлению иностранцев в капитале банков способствовало не размещение акций на рынке, как ожидалось, а прямые покупки... >>
  • //  28.12.2006
Александр Мамут осваивает Интернет и книжный рынок
Александр Мамут в этом году стал героем Рунета. Вместе с основателем журнала «Афиша» Эндрю Полсеном совладелец «Ингосстраха» создал компанию «Суп». Первым же шагом «Супа» стала сделка с американской фирмой Six Apart, владеющей интернет-порталом LiveJournal.com -- популярнейшим ресурсом для ведения онлайн-дневников, или блогов... >>
  • //  28.12.2006
РУСАЛ и СУАЛ объединяются
Пока российские сталевары только обдумывали варианты альянсов, в российской цветной металлургии произошло поистине грандиозное -- как долгожданное, так и неожиданное -- событие... >>
  • //  28.12.2006
Алишер Усманов стал новым медиамагнатом
Издательский дом «Коммерсант» за минувший год дважды сменил владельца и в конечном итоге достался металлургическому магнату, состоящему на службе в «Газпроме», -- Алишеру Усманову... >>
  • //  28.12.2006
«Роснефть» успешно прошла IPO
«Роснефть» -- это инструмент государства и всегда будет служить достижению политических целей России, а не интересам акционеров. Готова ли «Роснефть» включить эту информацию в проспект эмиссии?» -- вопрошал в апреле со страниц The Financial Times миллиардер Джордж Сорос... >>
  • //  28.12.2006
ЮКОСу удалось продать Mazeikiu Nafta
В декабре этого года в очередной раз состоялась смена собственника литовского нефтеконцерна Mazeikiu Nafta. Раньше Вильнюс продавал контрольный пакет американской WIC, однако после политического скандала и проблемами с поставками нефти в 2001 году власти нашли способ национализировать комплекс и решили продать его ЮКОСу... >>
//  читайте тему:  Дело ЮКОСа
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама