N°139
07 августа 2006
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  07.08.2006
Михаил Циммеринг
Конкурс школьных управляющих
Правительство обещает поддержать региональных реформаторов образования

версия для печати
Минобрнауки намерено финансово заинтересовать региональных чиновников в продвижении образовательного нацпроекта. Осенью ведомство Андрея Фурсенко объявит о старте очередного конкурса, который на сей раз будет выделять уже не лучшие школы, вузы или педагогов, а субъекты федерации, наиболее активно совершенствующие систему образования. Условия предоставления грантов будут довольно жесткими -- власти региона должны продемонстрировать наглядные результаты работ по внедрению у себя единого госэкзамена и подушевого финансирования учащихся, перевести школьных педагогов на отраслевую оплату труда и ввести профильное обучение в старших классах. Почему правительство настаивает именно на комплексной модернизации, корреспонденту «Времени новостей» Кириллу ВАСИЛЕНКО рассказывает руководитель департамента государственной политики в сфере образования Минобрнауки Исаак КАЛИНА.

-- Отдельно взятые направления модернизации не приносят требуемых результатов. Можно сказать, что результат модернизации -- это не сумма проведенных изменений, а произведение всех необходимых. А если из необходимых одно равно нулю, то и произведение будет равно нулю. Система образования начинает работать нормально и правильно, когда в нее вложены все необходимые элементы. И мы предлагаем сейчас регионам заняться модернизацией комплексно и в случае победы получить поддержку на реализацию своих программ. Конкурс будет объявлен уже осенью этого года, вероятнее всего в сентябре. А деньги начнут поступать в 2007 году.

-- На чем должны сосредоточиться регионы, претендующие на господдержку образовательных программ? Что именно Минобрнауки считает комплексной модернизацией?

-- Возьмем, к примеру, ЕГЭ, что он нам наглядно показал. Школы с углубленным изучением предметов на экзамене по этим предметам показывают результаты, не сравнимые с обычными школами. Значит, первое, что мы должны сделать, если думаем о выпускнике, -- предоставить возможность ученику как минимум в старшей школе изучать предметы по его выбору на более продвинутом или, как мы говорим, на профильном уровне. То есть ввести профильное обучение. Для этого нужно найти преподавателей высокой квалификации и обеспечить базу: лаборатории для естественно научных предметов, современную библиотеку, полноценный информационно-читальный зал, доступ к информации. Понятно, что выдающихся преподавателей не так много и если они будут обучать 7 или даже 15 старшеклассников, это будет неэффективно. Нужно добиться того, чтобы они работали с полнокомплектным классом. Важно, чтобы в школе был выбор нескольких профилей, а не только математического и гуманитарного. Речь идет о создании (или развитии) многопрофильных полнокомплектных школ.

Много детей -- это всегда много забот. Без нормативно-подушевого финансирования, при котором бюджет школы зависит от того, сколько ребят и по программам какой сложности она обучает, у директоров не будет стимула привлекать больше учеников. Если не ввести отраслевую систему оплаты труда, учитывающую качество работы учителя, не будет стимула уже у преподавателей работать по программам повышенной сложности. Чтобы оценка качества была действительно объективной, а не один директор исходя из своих личных взглядов определял бы категорию и, следовательно, зарплату учителя, необходима принципиально иная аттестация, в которой принимали бы участие и родители, и выпускники, и представители власти, и методические объединения учителей, и профсоюзы.

-- Но наверняка понимание того, что все надо развивать в комплексе, было изначально. Почему разговор об этом зашел только сегодня?

-- Мы же только в 2001 году вылезли из ужасной ситуации, когда учителям по пять месяцев не платили зарплату. И говорить в то время: мол, давайте запустим комплексную модернизацию, -- было бы нелогично. Кроме того, было необходимо наработать определенный опыт, чтобы объективно оценить, по каким направлениям сегодня нужно модернизировать образование, понять, как именно это делать. Сегодня мы уже можем опираться на опыт огромного количества субъектов федерации, имеем методики, понимаем механизмы, необходимые для реализации того или иного направления, четко понимаем, к каким результатам какие шаги могут привести. И еще, что очень важно, наконец, есть психологическое понимание у самого учительского корпуса необходимости, полезности изменений в системе образования.

-- Какие гранты на развитие получат регионы-победители?

-- Мы посчитали, что регионы-победители будут получать дополнительно почти 10% от своих консолидированных расходов на школу. Допустим, область или республика тратит 3 млрд руб. на школы в год, включая расходы на отопление, «коммуналку», ремонт. Тогда поддержка из центра составит около 300 млн руб. С помощью этих денег можно начать довольно масштабную перестройку или же оптимизацию системы.

-- На ваш взгляд, сколько регионов подадут заявки на «доплаты» из средств нацпроекта?

-- У нас уже лежит около 30 заявок. Кроме того, еще десять регионов сегодня находятся в процессе раздумий -- оценивают свою готовность. Я более чем уверен, что заявок будет больше, чем от половины субъектов федерации. Претендовать на поддержку смогут все. Конкурс открыт для всех регионов. И даже те, у кого невысок задел модернизации, имеют большие шансы на поддержку, так как главное значение при отборе будет играть проект: уровень и обоснованность обязательств региона.

-- Но количество победителей все же будет ограничено?

-- Сколько будет победителей, зависит от того, какие именно субъекты войдут в число финалистов. Предоставляемый грант по размеру, конечно, должен зависеть от того, сколько учащихся в этом субъекте федерации. При этом мы предлагаем использовать тот же принцип, что и в других направлениях нацпроекта: сельский ребенок как бы уравновешивает по затратам двух городских. Также при расчете объема субсидий будет учтен уровень бюджетной обеспеченности региона и, конечно же, качество проекта. Чем выше качество, тем больше средств из федерального бюджета субъект сможет привлечь. По предварительным оценкам, будет около 20 победителей в первый год работы проекта, 10 -- во второй и 10 -- в третьем.

-- Кто и как будет определять победителя?

-- Будет создана серьезная экспертная комиссия на федеральном уровне. Так же, как было и с конкурсом среди вузов. Принцип тот же самый -- каскадная многоуровневая экспертиза проектов. Будет и конкурсная комиссия, которая проанализирует результаты работы экспертной комиссии, утвердит или поправит выводы.

-- Кстати, в адрес нового проекта уже звучат упреки: почему опять соревнование, почему правительство не хочет поддержать всех.

-- Проводится отбор тех субъектов федерации, которые своими делами, а главное -- своими обоснованными, точно рассчитанными, аргументированными проектами докажут, что если им дадут дополнительный ресурс, они существенно улучшат качество образования, что деньги в самом деле принесут системный и долговременный эффект.

-- Какая сумма заложена на этот проект в бюджет 2007 года?

-- Сумма сегодня обсуждается. Идет утверждение финансово-экономического обоснования. Мы просим 8 млрд руб. Но поймите, сейчас важна не столько конкретная сумма, будет она чуть больше или чуть меньше, сколько сам запуск очень важного проекта. Запуск, который выведет систему на правильную орбиту. Система будет работать гораздо более эффективно, а это значит, она будет иметь возможность тратить те средства, которые в нее вкладываются более эффективно. Комплексный проект модернизации образовательных систем субъектов федерации -- это и экономический, и педагогический, и, самое главное, это огромный социальный проект, цель которого удовлетворять потребности населения на совершенно другом уровне.

Получит регион грант или не получит, он все равно окажется в выигрыше от участия. Возможность попробовать силы, разработать программу, предъявить ее лучшим экспертам России, а поверьте, у нас есть сегодня возможность собрать лучших -- это мечта для любого субъекта. Ведь это очень дорогое удовольствие -- заказать экспертизу трехлетнего проекта развития региона.

-- Проект касается только общего образования, школьной системы?

-- Государство гарантировало бесплатность школьного образования, а высшего -- только на конкурсной основе. У вузов возможности предоставления дополнительных платных услуг гораздо шире, чем у школ. А основная функция школы -- бесплатное всеобщее образование. Поэтому мы и сосредоточились на этом направлении. Действительно, сначала обсуждался проект, охватывающий все -- от дошкольного до профессионального образования, даже включая аспект взаимодействия с региональными вузами. Потом все-таки поняли, что таким образом «размажем» результат.

-- Но Минобрнауки недавно обещало, что в рамках нацпроекта получит поддержку и профессиональное образование, и даже дошкольная подготовка.

-- Идея поддержки начального и среднего профессионального образования не отвергнута, а вынесена в отдельное направление нацпроекта. Будет проведен конкурс среди этих учебных учреждений. Но с одной оговоркой. На поддержку смогут рассчитывать только те, кто обеспечивает подготовку кадров для высокотехнологичных современных производств (это не обязательно промышленность -- может быть и сельское хозяйство), работает в теснейшем контакте с современными предприятиями, где учащиеся могут пройти практику, пройти стажировку у мастера производственного обучения.

Что касается дошкольного сектора, поддержка тоже будет -- но уже в рамках демографической программы. Нацпроект не может и не должен ставить себе задачу заместить своими деньгами потребности текущего финансирования системы образования. Его задачи -- найти и поддержать приоритеты.
//  читайте тему  //  Реформа образования и науки


реклама

[an error occurred while processing this directive]
  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  07.08.2006
ИТАР-ТАСС
Преступность в армии помирила прокуратуру с Минобороны
Бороться с преступностью в вооруженных силах можно только, объединив усилия прокуратуры и Минобороны. Об этом заявил в минувшую пятницу генпрокурор Юрий Чайка на расширенном заседании коллеги Главной военной прокуратуры... >>
//  читайте тему:  Дедовщина в армии
  • //  07.08.2006
Михаил Циммеринг
Правительство обещает поддержать региональных реформаторов образования
Минобрнауки намерено финансово заинтересовать региональных чиновников в продвижении образовательного нацпроекта. Осенью ведомство Андрея Фурсенко объявит о старте очередного конкурса, который на сей раз будет выделять уже не лучшие школы, вузы или педагогов, а субъекты федерации, наиболее активно совершенствующие систему образования... >>
//  читайте тему:  Реформа образования и науки
  • //  07.08.2006
В деле о краже из Эрмитажа появились первые задержанные
Скандальная кража экспонатов ювелирной коллекции из фондов Государственного Эрмитажа раскрыта. Об этом в минувшую субботу сообщили источники, близкие к следствию... >>
//  читайте тему:  Хищения в Эрмитаже
  • //  07.08.2006
ИТАР-ТАСС
Перевернувшиеся цистерны прервали движение из Владивостока на запад
День железнодорожника, отмечающийся в первое августовское воскресенье, в этом году не задался. Вместо того чтобы спокойно отмечать профессиональный праздник, руководство РЖД, Дальневосточной железной дороги и сотни ремонтников были вынуждены экстренно спасать ситуацию на Транссибирской магистрали... >>
  • //  07.08.2006
Милиция устанавливает причину нападения на дагестанцев
Поножовщиной закончился в выходные конфликт между группой молодежи и тремя дагестанцами в подмосковной электричке. В результате инцидента, произошедшего поздним вечером в субботу, двое кавказцев получили несколько ножевых ранений... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика