N°95
01 июня 2005
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  01.06.2005
Богатые тоже плачут
В столицу привезли работы Сэм Тейлор-Вуд

версия для печати
Сэм Тейлор-Вуд в Москве ждали. Английские художники ее поколения -- громкой генерации, которую теперь принято называть бритартом, -- в России большая редкость. Сенсационные выставки, скандальные работы, фантастические суммы продаж -- все это традиционно мимо нас. Работы Тейлор-Вуд сравнительно недавно показали в Питере, в очень инициативном Русском музее. После этой выставки визит в столицу -- естественная вежливость. Тем более что (в отличие от своих сверстников) Тейлор-Вуд работает теперь почти в классическом стиле, и нашу публику -- немного робкую на современное искусство -- напугать не должна. Британский совет, поддерживавший многие выступления молодых, постепенно взрослеющих британцев, все отлично устроил. Тейлор-Вуд показывают не в гордых статусом национальных сокровищницах, а в Ермолаевском переулке, в Московском музее современного искусства. Который иногда все же оправдывает свои название и назначение -- показывает художества соответствующего уровня. И тогда видно, как хороши и удобны его залы, чуть ли не лучшие в Москве. «Плачущие» герои разместились на одном этаже, «автопортреты» с полетами наяву -- на другом, отдельные кабинеты выделены для видео -- Тейлор-Вуд попала в славное место. Хоть и не такое прекрасное, как Михайловский дворец, зато очень функциональное.

По этой выставке трудно представить, что Тейлор-Вуд недавно числилась в шокирующей компании YBA («Молодые британские художники») и сама радостно и дерзко эпатировала публику. Теперь не то -- легкий, души исполненный полет ее «автопортретов» сразу настраивает на разумное и вечное. Спокойно устроившееся в воздухе тело художницы дышит уютом и свободой, совсем немного -- чудом. Ясно, что в этой уравновешенной конструкции все идет по плану, и экстазу тут не место. Гармония надежно поверена алгеброй и в других летучих произведениях -- фотографиях танцоров и струнном квартете с парящим над музыкантами танцовщиком. Некоторая странность ситуаций, в которых существуют герои Тейлор-Вуд, легко объяснить ее биографией, о которой сама художница говорит охотнее, чем о работах. Экзотическое взросление в коммуне, ранняя самостоятельность, почти обязательный для художников ее круга Голдсмит-колледж, где она постигала скульптуру и, что особо важно для нынешней деятельности, -- синтез искусств. Дальше все было бы как у Золушки -- выставки, карьера, блестящее замужество (Тейлор-Вуд -- жена хозяина образцово-показательной лондонской галереи White Cube), если бы не заболевание раком. Болезнь настигала ее дважды и, очевидно, помогла перейди от юных шалостей к вечным темам.

Звездный Лондон для художницы -- привычная среда обитания, и потому использование в работе знаменитостей кажется вполне естественным. Фотографии самых известных мужчин мира, героев экрана, со слезами на глазах -- серия «Плачущие» разместилась в одном большом зале. По легенде на съемках они не играли, а плакали по-настоящему. Что-то художница такое им рассказывала -- может, о своем раке или трудном детстве, и любимые народом символы силы и бесстрашия заливались слезами. Прекрасно понимая -- их снимают. Поэтому ничего слишком личного и неприличного. Одни выдавливали «скупую мужскую» по капле и клонили голову, чтоб незаметней получилось -- как Дастин Хоффман и Шон Пен. Другие плакали спокойно и откровенно -- глядя прямо в глаз камеры, как Лоуренс Фишборн и Хайден Кристансен. Подобная чувствительность парней, из которых, казалось бы, только гвозди делать, -- неожиданность, разрывающая важные мифы. Почти как любимая Тейлор-Вуд невесомость.

Того же рода совершающий свой естественный путь -- от зрелости к ничтожеству натюрморт -- Nature-morte. Знакомая по множеству шедевров разных веков постановка из фруктов -- хрупкая, недолговечная. Известно, что художники изменяли ей с муляжами -- чтобы не менять объекты слишком часто. Тейлор-Вуд, напротив, отслеживает путь разлагающейся красы до конца, лишь для удобства зрителя ужимая в видео, живой картине, девять недель в несколько минут. Ускоренный процесс идет стремительно: едва успеваешь замечать изменения, как они становятся катастрофическими -- белесое облачко плесени сменяют черные провалы гнили, разложение царствует, цвета трепещут, формы рассыпаются, тают на глазах. И никакой грязи -- что естественно, то прекрасно. В каждом этапе трансформаций есть свое очарование. Приязнь к миру и его законам тем более разумная, что через несколько минут, свершив полный круг, видео возвращается к начальной фазе.
Фаина БАЛАХОВСКАЯ
//  читайте тему  //  Выставки


  КУЛЬТУРА  
  • //  01.06.2005
В столицу привезли работы Сэм Тейлор-Вуд
Сэм Тейлор-Вуд в Москве ждали. Английские художники ее поколения -- громкой генерации, которую теперь принято называть бритартом, -- в России большая редкость. Сенсационные выставки, скандальные работы, фантастические суммы продаж -- все это традиционно мимо нас... >>
//  читайте тему:  Выставки
  • //  01.06.2005
Анатолий Иксанов остается генеральным директором Большого театра
Ближайшие пять лет Большой театр будет двигаться прежним курсом -- таков итог вчерашнего заседания коллегии Федерального агентства по культуре и кинематографии... >>
//  читайте тему:  Театр
  • //  01.06.2005
Новый фильм Цай Мин-Ляна на московских экранах
На Тайпей опустилась жара. Обуреваемые жаждой люди вынуждены воровать воду из общественных уборных и медленно, но верно переходить на арбузный сок. Почувствовав свою силу, арбузы совсем распоясались. И стали диктовать свои условия... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  01.06.2005
Новые СD. >>
//  читайте тему:  Музыка
  • //  01.06.2005
Новый ректор Консерватории намерен вникать во все вопросы
В Московской консерватории прошли выборы ректора. На смену Александру Соколову, как известно, шагнувшему из ректоров на пост министра культуры, пришел концертирующий пианист, декан факультета камерного ансамбля Тигран Алиханов, выдвинутый большинством консерваторских кафедр... >>
//  читайте тему:  Музыка
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика